Архитектура и строительство
 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
  • Главная
  • История архитектуры
  • Мостостроение
  • Достижения техники мостостроения при феодализме
 Подразделы
Все статьи раздела Общая информация Древний мир Эпоха феодализма Современная архитектура Памятники архитектуры История городов История зданий Мостостроение Метростроение
 Социальные сети
 Похожие статьи
Развитие отечественного метростроения как новой отрасли строительной техники
История: Метростроение

Некоторые примеры советского мостостроения
История: Мостостроение

Мостостроение в рабовладельческом обществе
История: Мостостроение

Технические завоевания в мостостроении эпохи возрождения
История: Мостостроение

Техника безопасности и охрана труда на кровельных работах
Технологии: Кровельные работы

Технико-экономическая оценка проектных решений
Здания: Основы проектирования

Определение технико-экономических показателей конструкций
Здания: Основы проектирования

Технико-экономическое сопоставление схем механизации
Индустрия: Тепловые электростанции

Технико-экономическая эффективность кассетного метода изготовления ж/б конструкций
Технологии: Бетонные работы

Технико-экономическое обоснование применения шлакощелочных бетонов
Материалы: Бетон и цемент

Техника безопасности и противопожарные мероприятия на кирпичных заводах
Материалы: Кирпичи

Технико-экономическая оценка площадки строительства
Индустрия: Тепловые электростанции

Технико-экономические показатели зданий с разными системами сейсмозащиты
Здания: Сейсмозащита

Технико-экономические показатели использования грунтосиликатов
Материалы: Грунтосиликаты

Достижения техники мостостроения при феодализме


Статья добавлена в Сентябре 2015 года
            0


В период позднего феодализма городские общины начинают развертывать собственную промышленность и устанавливать торговые связи. Торговые отношения с Византией способствуют проникновению в Европу науки и техники, которые пришли на смену и развивались вопреки средневековой схоластике. Возникают одна за другой школы, организуются многочисленные университеты.

Новой чертой строительства стало стремление к наилучшему использованию материалов, бережливое отношение к ним, вызванное требованиями экономии, трудностями транспортировки. Остро ставится вопрос о предельном уменьшении запасов прочности сооружений. Следует отметить при ЭТОМ, что элементы готической архитектуры не нашли себе широкого применения в строительстве мостов. Изредка встречающиеся здесь готические детали имеют скорее декоративное, чем конструктивное значение.

На некоторое время привилось только стрельчатое очертание сводов. Оно несколько удешевляло устройство кружал и уменьшало распор своде», позволяя соответственно уменьшать размеры опор при сооружении сводов методом последовательного возведения. Много таких мостов стрельчатого типа сохранилось в городах Франции — Лиможе, Монто-бане и др.

Несколько интересных образцов их имеется и в Англии: тройной мост Кройлянд при слиянии двух речек и мост-часовня в Викфильде со сложными готическими деталями.

В дальнейшей практике стрельчатое очертание сводов не удержалось, так как при значительных нагрузках оно конструктивно невыгодно и без нужды развивает мост в высоту. Уже в конце средневековья обозначился резкий поворот к пологим очертаниям сводов, как более прогрессивному типу, допускающему устройство низких и плавных въездов на мосты.

Наряду с этим дерзания мастеров того времени направляются в сторону увеличения пролете» сводов, усовершенствования старых и создания новых остроумных систем, конструктивных приемов. Все говорит о большой изобретательности строителей, которым удалось предвосхитить многие из современных идей. Они развивали римские и восточные приемы, направленные к замене свода отдельными арками и устройству пустот в забутке, применяли жесткие кружала из кирпича. Достигнутый ими предельный размер пролетов каменных мостов долго оставался непревзойденным.


62. Мост Сере на р. Тех в Пиренеях, 1321—1339 гг. 
62. Мост Сере на р. Тех в Пиренеях, 1321—1339 гг. >
К XIV веку относится ряд подобных больших мостов во Франции со сводами, очерченными по кругу: Сере (рис. 62) пролетом 45,5 м, Турнон — 49 м, Вьей Бриуд — 54 м. Надсводное строение моста Сере сконструировано по новому принципу: оно имеет открытые поперечные проемы. На мосту Турнон подобные проемы закрыты с фасада каменными стенками. Оба эти приема широко использованы в наше время на новейших каменных мостах.

Трудность возведения крупных пролетов и неопытность строителей часто приводили к катастрофам — своды обрушивались. Поэтому постройка этих мостов тянулась очень долго1. Тем не менее мост Вьей Бриуд, несмотря на применение известкового раствора и плохое качество работы, простоял 400 лет. Он обрушился только в 1822 году вследствие полного отсутствия ремонта и изоляции.

63. Мост Треццо на р. Адде в Италии, 1370 г. 
63. Мост Треццо на р. Адде в Италии, 1370 г. >
Среди крупнейших сооружений того времени особого внимания заслуживает мост Треццо через реку Адду в Италии (рис. 63), величина пролета которого (72,0 м) оставалась непревзойденной в течение пяти веков до постройки в 1903 году каменного моста в Люксембурге пролетом 85 м. Мост Треццо просуществовал только 40 лет, будучи разрушен в 1416. году кондотьером Кармоньолой. По остаткам его можно видеть, что арка имела подъем 1:3,4, а пустотелые тимпаны были перекрыты продольными сводиками в три яруса.

Наряду с лучшими мостами, имеющими крупные архитектурные достоинства, от средних веков сохранились сооружения, построенные крайне грубо и неправильно. «Трудно объяснить, — говорит Круазегт Денуайе, — каким образом они могли существовать в течение 6—7 веков». Встречаются подобные мосты по преимуществу вдали от главных культурных центров. В этих местах развитие новых течений в архитектуре и технике протекало; более медленно, и потому даже в XIV веке здесь можно встретить формы, навеянные непосредственно римскими образцами, как, например, мост в Ротебурге.

Узкая (3—4 м), часто с извилинами, проезжая часть, крутые уклоны полотна, имеющего перелом на самом мосту и затопляемого на въездах при подъеме воды в реке, неравенство пролетов и опор, увенчанных зданиями и башнями, — вот характерные особенности средневековых мостов. С техническими особенностями мостов органически связан суровый облик архитектуры, порывистый и напряженный характер композиции их.

Примечания


1. Мост Вьей Бриуд начат постройкой в 1340 году, окончен в 1454 году. Турнон начат в 1376 году, окончен в 1583 году. Мост в Праге строился в течение 150 лет (1357—1503 гг.)
Источник: «Мосты и их архитектура», П. В. Щусев, 1952

Понравилась ли вам эта публикация?
0


« Предыдущие статьи
Средневековые мосты западной Европы
Мосты средневекового Ирана (V—XIV в. н.э.)
Византийские мосты и акведуки V—XIV веков
Акведуки древнего Рима
Мосты античной эпохи
Мостостроение в рабовладельческом обществе
Мосты в доклассовом обществе
Общественные здания Москвы 70-х — начала 80-х годов
Следующие статьи »
Мосты эпохи возрождения Технические завоевания в мостостроении эпохи возрождения Архитектура мостов Китая Ансамбли древних городов Индокитая Мосты западной Европы конца XVI и XVII веков Мосты зарубежных стран в XVIII веке Каменные мосты в XVIII веке Деревянные мосты в XVIII веке



Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 49 + 28 =

       



 
Мобильная версия · Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2025
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация