Арабское господство (652—1200 гг.), а позже монгольское завоевание придали надолго феодальному Ирану характерные черты восточной деспотии, что отразилось на всей. культуре страны, на ее архитектуре и в частности на мостостроении. В мостах отсутствует античная конструктивность элементов. Всюду видна тенденция играть тяжелыми массами, выраженная в трактовке моста, как стены, в которой вырезаны отверстия. В композиции мостов появляется больше пластичности, чем пространственной тектоники.
В разбивке их масс отсутствует симметрия, налицо неправильные планы, беспокойный силуэт. Декорации опор часто заимствуются от религиозной архитектуры. Вместе с тем сооружения полны восточной цветистости, широко используются контрасты красного кирпича и цветной майолики с золотом арабских надписей.
Пролеты мостов значительно увеличены; введены крупные усовершенствования в методы кладки стрельчатых сводов из кирпича. Возведение сводов кольцами на легких кружалах, устройство выпускных пят на весу наклонными рядами, применение системы пустотелых тимпанов с продольными или поперечными галереями — все эти приемы, отличающиеся конструктивными достоинствами и экономичностью, широко используются и в наше время при постройке современных мостов.
Очень много древних мостов, относящихся к XI—XII векам, расположено на дороге Энзели — Тегеран. Все они сделаны из кирпича, умело использованного строителями для решения самых разнообразных композиционных задач.
Так, Менджильский мост через реку Сифитруд (рис. 34) имеет 8—10 приблизительно равных отверстий, достигающих 15 ж. В его пустотелые тимпаны можно попадать через отверстия над быками. Яркая окраска кирпича живописно выделяется на фоне окружающих скалистых гор. Лагошанский мост на реке Шахруд, расположенный на одностороннем уклоне, имеет ряд нарастающих пролетов. Небольшие отверстия на быках и устое подчеркивают масштаб моста (рис. 35).
Два неодинаковых пролета моста Карачь-Кепри (рис. 36) композиционно связаны оригинальной обработкой промежуточной опоры, сделанной в виде двухъярусной лоджии, предназначенной, очевидно, для жилья. Со скалистым предгорьем мост архитектурно объединен бутовой подпорной стенкой. Подобное сочетание кирпича с бутом встречается и на однопролетном мосту Плур через реку Гиризпэй (рис. 37), грубоватая кладка парапета и тимпанов которого выполнена, вероятно, в позднейшее время. Прекрасная комбинация кирпича с майоликой имеется на фасаде моста у Казвина (рис. 38), где отчетливо видна иранская кладка сводов.
Очень живописны трехпролетные мосты: у Келата через реку Невту (рис. 39) и Кюрдан-Кепри (рис. 40). Первый мост, перегораживающий скалистое ущелье, имел первоначально иную пролетную конструкцию. Хорошо увязанная с нею надстройка, превратившая мост в военное укрепление, была создана, повидимому, в позднейшее время. Второй мост, расположенный на равнине, имеет стелющийся характер, который подчёркнут поставленными на въездах пилонами типа минаретов.
Впоследствии, в XVI и XVII веках, в Иране был возведен ряд мостов-плотин, вновь возродивших древние конструкции. Они застроены в несколько этажей павильонами и галереями, щедро украшенными мойоли-кой. Подобного рода мосты очень богато оформлены в столице аббаси-дов — Испагани. Здесь они тесно увязаны с городскими бульварами и объединены с остальной застройкой в общий ансамбль (рис. 41).
Более старый (1618 г.) мост Алла-Верды-Хан (рис. 42) перегораживает реку Цендруд 33 арками. Езда по нему обычно производится в верхнем этаже между крытыми галереями для пешеходов, в сухое же время возможен проезд и внизу непосредственно по плотине через арки в опорах, поддерживающих купольные конструкции проезжей части моста. Менее длинный мост Гассан Бей (рис. 43) имеет в теле плотины, пропускающие течение прорези, перекрытые щитами, которые обеспечивают в случае надобности проезд по плотине с низовой стороны. Кроме этих мостов, в Испагани имеется и третий — одноярусный городской мост (рис. 44).