Среди памятников средневековья сохранилась большая группа так называемых «чортовых мостов» с очень подъемистой проезжей частью. Таков, например, живописный мост Марторель (рис. 45) у Барселоны, надстроенный готами на римских основаниях.
Его горбатый силуэт как бы повторяет очертания окрестных гор. В разбивке пролетов нет симметрии: две арки стрельчатые, третья — круговая. Все три арки сложены по-римски, но их кладка грубая. Над замком среднего пролета расположено каменное строение — в нем взималась плата за проезд. Оно создает в замке нагрузку, оправдывающую применение стрельчатого свода. Другой мост подобной формы, но с более пологим полотном и высокими опорами, имеется в Орензе (рис. 46). Некоторые мосты Испании, как, например в Бедалю, изломаны в плане.
Большой интерес представляют ансамбли городских мостов Испании, в частности мосты Толедо.
Причудливый силуэт города с его мавританскими укреплениями завершают два моста: Алькантара — по дороге в Мадрид, и С.-Мартин, находящиеся на противоположных концах города и сливающиеся со зданиями в типично испанский, несколько суровый ансамбль. Вековые наслоения стилей не нарушают этого ансамбля, а лишь придают ему своеобразную выразительность.
Построенный на римских основаниях еще вестготами мост Альканта-ра (рис. 47) решен несимметрично. Но два его неравных пролета, нарастая по направлению к городу, архитектурно уравновешены и объединены друг с другом, а также и с примыкающими к ним башнями, возведенными позже. Городской башне соответствует на другом берегу портал XVII века, который хорошо сочетается с панорамой города. Композицию заканчивает монументальный балкон на устое.
Мост С.-Мартин (рис. 48) прихотливостью разбивки и очертаний сводов, разнообразием форм опор напоминает малоазиатские мосты. Две неодинаковые башни на устоях создают ритмические удары, подхватываемые многочисленными вертикалями Толедо. Несмотря на асимметрию композиции и позднейшие наслоения XVIII века в деталях башен и парапетов, элементы моста органически увязаны между собой. Обращают внимание технические достоинства и -простота форм главного стрельчатого свода моста. Этот свод сложен на кружалах по-римски и является крупнейшим (42 м) в мостостроении средневековой Испании1.
Удачно задуман и органически слит с городом мост в Сарагоссе, построенный позже. Внушительную масштабность придают этому сооружению мощные опоры, представляющие собой редкий в мостовом деле пример многоэтажной конструкции, приспособленной под жилье. Многогранная форма оголовков, уже встречавшаяся на мосту Элия, получила здесь дальнейшее развитие. Величина пролетов и значительная пологость сводов кругового очертания являются заметным достижением техники. На других живописных мостах Испании — в Заморе, С.-Жуане, Монреза — мы останавливаться не будем. Отметим только, что формы этих мостов служат лишним подтверждением того, что ни в одной из стран Европы мавританское искусство не оставило такого резкого отпечатка, как в Испании.
Мосты-бурги и заставы
XII век характеризуется ростом городских общин, усилением производства, возникновением интенсивного обмена. Все это, естественно, требовало развития средств сообщения — постройки дорог, возведения мостов.
И действительно, если не считать моста д’Эспальон во Франции, сооружение которого относят к VIII веку, то можно сказать, что главнейшие мосты феодального периода начали строиться в Европе только с XII века. Они стояли на путях, которые эксплуатировались еще римлянами, и потому нередко приобретали характерные черты античных сооружений. Многие из них рассеяны по крупным рекам — Дунаю, Рейну, Роне, Гаронне и их притокам, а также по северу Европы, вплоть до Англии.
К XII веку в Европе уже вполне сложились формы романской архитектуры. Как правило, формы мостов проще, чем формы зданий, имеют много нерасчлененных поверхностей и почти лишены украшений. Только в надстройках и башнях можно встретить типично романские деления, детали и орнаментацию.
Так как в большинстве случаев мосты строились на границах феодальных владений и бесчисленных укрепленных бургов и замков, то они снабжались башнями, служившими для охраны и обороны, а также для контроля проезжающих и взимания с них платы.
Когда мост строился у входа в замок, стоявший обычно на возвышении, то центр композиции находился вне моста. Подчеркнуто функциональная роль умаляла значение моста, подчинив его массам замка, входов, стен и башен.
Замки соединялись с внешним миром обычно не каменными, а подъемными деревянными мостами. На рис. 49 и 50 даны конструкции мостов, поднимавшихся при помощи цепей. Красив подъемный мост в С.-Мартино (рис. 51).
Оригинально разработаны небольшие нидерландские сооружения типа укреплений у входов в города, трактованные в качестве самостоятельно выделенных единиц.
Примером могут служить мосты в Турнэ (рис. 52), Куртре, Генте. Тело их как бы зажато между тяжелыми башнями или придавлено весом сложных надстроек. Сквозь романские детали этих мостов уже просвечивают черты новых форм.
Интересно сопоставить образцы подобных сооружений объемного типа с мостами Соларио (рис. 19) и Номентано (рис. 20), перестроенными примерно в ту же эпоху. Сопоставление обнаруживает наряду с известной общностью деталей яркие различия в композиционном строении и архитектурном оформлении мостов. Эти различия наглядно демонстрируют своеобразное влияние разных строительных традиций народов севера и юга Европы на приемы решения архитектурно-технических задач.
Мосты-укрепления, мосты крепостного типа
Недостаток материальных средств очень часто сильно затруднял строительство мостов. Но не только это препятствовало сооружению их. Дело, в том, что мосты с военной точки зрения того времени рассматривались и как укрепленные пункты, поскольку всякая река является одновременно военной преградой и средством обороны. Поэтому очень редко строилось более одного моста в городе, противоположный берег реки не заселялся, а самые мосты делались узкими, имели ломаный план и специально укреплялись. Очертания сводов того времени очень разнообразны. Встречаются полуциркульные и пологие, круговые и стрельчатые, в зависимости от того, какие влияния были сильнее на месте постройки моста.
Например, в Регенсбурге явно чувствуется воздействие римских образцов на форму сводов моста через Дунай. Этот мост, сохраняемый как памятник, служит примером сооружений, которые в свое время были образцами инженерного искусства, а ныне утратили свою инженерную ценность. Продолжая свою службу в качестве памятников искусства, они тем самым подчеркивают значение архитектуры инженерных сооружений, удлиняющей срок их общественно полезного существования.
Средневековые мосты возводились, подобно готическим соборам, цеховыми организациями строителей и монашескими братствами. Одна из таких организаций — «Братья моста»2, руководимая монахом Бенедиктом, достигла большого успеха в постройке мостов на юге Франции — в Авиньоне, Лионе и т. д.
Мост в Авиньоне (рис. 53) имел длину около километра. На высоте 14 м над уровнем реки проезжая часть моста примыкала к крепостным стенам, окружающим Авиньон продолговатым кольцом. Ансамбль моста и крепости пополнился позднее мощным массивом папского дворца. Благодаря большой длине и живописности моста ансамбль не приобрел сурового крепостного характера, какой обыкновенно имели мосты в других местах.
Остроугольные и длинные быки его, похожие на суда, вновь воспроизводят в камне идею плавучего моста. Надстройка на одном из них соединена с проезжей частью оригинальными наружными лестницами. Оводы моста имеют подъем 1:3 и толщину около 1/40 пролета, то-есть гораздо положе, тоньше римских и близки к размерам, принятым в наши дни. Это говорит о больших достижениях техники средневековья. Клались своды параллельными кольцами, как в Гардском акведуке, но на растворе. Надсводное строение из бутовой кладки имеет пустоты в тимпанах, как в Иране.
Остатки моста, испытавшего неоднократные разрушения, сохраняются теперь как памятник.
Гораздо ярче, чем в Авиньоне, выражен крепостной характер моста в Кагоре (рис. 54). Его прекрасно сохранившиеся высокие башни крепко увязаны с каменными стрельчатыми сводами, надсводное строение моста облегчено пустотами, служившими помещением для стражи. Ритм повторяющихся вертикальных членений, заставляя преувеличивать длину моста, придает ему характер крупного сооружения, которое доминирует над окружающими строениями и служит архитектурным ориентиром города. Сложный силуэт, красочная гамма зеленых крыш, яркоалые ставни боевых отверстий башен и серый камень облицовки подчеркивают в то же время живописность моста. Это один из лучших средне-вековых мостов.
Другой небольшой мост-крепость в Ортец с его несимметрично поставленной башней и стрельчатыми сводами, свидетелями многих военных столкновений, будучи малозначительным в конструктивном отношении, все же затейливым силуэтом рисуется на фоне французских Пиренеев. Композиция моста заслуживает большого внимания.
По красочности и выразительности архитектурного образа с этими сооружениями конкурирует известный мост Кастель Веккио в Вероне (рис. 55), построенный почти на 100 лет позже и, возможно, не без их влияния.
Пролеты его нарастают по направлению к сторожевой башне замка, которому он служит преддверием. Постепенное и мерное нарастание толщины опор, поддерживаемое столь же мерным мельканием машикулей парапета, создает зрительное впечатление стремительного движения, которое развивается при этом настолько интенсивно, что кажется вполне реальным. Красный кирпич тимпанов моста живописно контрастирует с каменной облицовкой сводов, белым и красным мрамором цоколя опор.
В техническом отношении конструкция веронского моста является определенным достижением: его большой пролет возрос в полтора раза по сравнению с авиньонским, а пологость свода доведена до 1:4.
Рядом расположен старый мост, неоднократно подвергавшийся реставрации, как показывает его вид с верховой (рис. 56) и низовой сторон.
Мосты-рынки
Помимо своих чисто военных функций, средневековые мосты, являясь средством связи между частями города, часто трактуются как мосты-рынки, мосты-улицы и т. д.
Известно, что уже в XIII веке ряд парижских мостов (Нотр Дам, О-Шанж и другие деревянной конструкции) был застроен каменными зданиями, тесно примыкавшими к городским домам. Самое название моста О-Шанж показывает, что здесь велись торговые операции3.
О внешнем виде этих сооружений можно судить по существовавшему во Франции до недавнего времени мосту-мельнице в Мо (рис. 57) и старым рисункам. В дальнейшем мосты перестраиваются на каменные.
Так деревянный мост Зерез Темзу в Лондоне был одним из первых заменен каменным (рис. 58). Возведенный строителем-самоучкой капелланом Петром, этот мост простоял в исправном виде более шестисот лет, несмотря на довольно примитивные методы работы, примененные при его постройке.
Пролеты моста были перекрыты стрельчатыми сводами, опоры имели разнообразную толщину. Через 100 лет после постройки на нем вырос целый лес многоэтажных домов, подлинный кусок города, часть средневекового ансамбля Лондона.
В пролетах были устроены мельницы. Мост был заменен новым только в начале XIX века.
Во Флоренции существовал недавно ювелирный рынок на Старом мосту (рис. 59), возникновение которого относится, собственно говоря, уже к эпохе раннего Ренессанса, почему и описание его мы сделаем дальше.
Мосты-улицы
Переход от пассажа к мосту-улице представляет мост в Крейцнахе с надстройками, которые имеют вид жилых домов. Их оригинальная романо-готическая форма заимствована от фахверковых конструкций и навеяна, очевидно, архитектурой окружавших городских зданий. Это редкий памятник средневекового мостостроения.
Вполне выдержанный тип моста-улицы имеет Карлов мост в Праге. Это уже настоящий городской мост, соединяющий части города. Он хорошо увязан с предмостной площадью и рассчитан на все виды движения. Со средневековьем его связывает только слегка ломаный план и башни на въезде (рис. 60).
Детали этих башен, как бы взятые со стен соборов, служат одним из редких примеров использования романо-готического декора в архитектуре мостов. В XVII веке по бортам Карлова моста были установлены ряды скульптур4.
Промежуточное положение в серии сооружений подобного рода занимает мост-галерея в Павии (рис. 61), покрытый деревянным навесом на каменных колоннах. Отдаленным предком этого навеса можно считать завершение древнеримского моста Элия. Галерея в Павии построена значительно позже самого моста (1583 г.), недостаточно увязана с его композицией и своими деталями напоминает скорее деревянную, чем каменную конструкцию.
Примечания
1. Сооружение сводов столь большого пролета в те времена было связано со значительными трудностями). Это иллюстрирует легенда о том, как при постройке свода автор обнаружил неправильности в проекте моста. Для спасения строителя жена его подожгла подмости почти готового большого свода. После этого мост был закончен уже по исправленному проекту.
2. Основание братства относится к 1100 году. За 200 лет существования оно построило множество мостов, отличавшихся высокими качествами. Последней его работой был мост С.-Эспри (1265—1295 гг.), после чего организация распалась вследствие конкуренции с городскими строителями, выступившими на сцену как раз в это время.
3. Шанж — мена, банк. Согласно комментариям Цезаря к гальской война, эти мосты существовали еще в римские времена.
4. Работы мастеров Гильгера и Раухмюллера.