Когда в V веке античная культура пришла в упадок и западная Римская империя перестала существовать, на развалинах ее в Европе постепенно образовались феодальные государства. «В средневековом обществе, в особенности в первые столетия, производство было направлено, главным образом, на собственное потребление. Оно удовлетворяло по преимуществу только потребности самого производителя и его семьи. Там же, где, как в деревне, существовали отношения личной зависимости, производство удовлетворяло также потребности феодала. Следовательно, здесь не существовало обмена, и продукты не принимали характера товаров... Производство с целью обмена, производство товаров еще только возникало. Отсюда — ограниченность обмена, ограниченность рынка, стабильность способа производства, местная замкнутость по отношению к внешнему миру, объединение внутри местных рамок, марка в деревне, цехи в городах» (Энгельс, Анти-Дюринг, 1950, стр. 256).
Феодальная разрозненность, замкнутость, гнет церкви, а главное отсутствие товарообмена не могли способствовать развитию путей сообщения и техники строительства. В результате эта эпоха оставила вообще очень мало мостов своего раннего времени.
Исключением явились Византия (преемница Рима), где еще долго сохранялись строительные традиции античности, и Иран, в котором конструктивное развитие привело к созданию грандиозных сводчатых и купольных перекрытий (дворцы в Фируз-Абаде, Сервистане, Ктесифоне) и к увеличению размеров пролетов мостов.
В сохранившихся византийских мостах V и VI веков мы встречаем уже не только черты римского, но и элементы малоазиатского искусства.
Построенный в IV веке акведук Валента (рис. 30) в Константинополе сохранил классические традиции, как и существующий там же акведук Юстиниана.
Малоазиатский мост в Бруссе (рис. 31) треугольными оголовками своих опор, доведенными до уровня проезжей части, напоминает иранский мост Хустер, хотя своды его кругового, а не стрельчатого очертания. Заслуживает внимания тот факт, что своды моста сложены из бута на растворе, с облицовкой и архивольтом из камней насухо.
Несмотря на то, что мост выглядит грубее римских, впервые примененные в Бруссе своды пологого очертания с подъемом 1:3,5 являются достижением в области техники строительства.
Двухъярусные аркады акведука в Бургасе (рис. 32) и акведука Магомета (рис. 33) в Константинополе имеют уже стрельчатые своды, сложенные, однако, из клиньев на кружалах по римскому способу. Грузные, неспокойные формы опор с их полуциркульными проемами и треугольные оголовки были построены по типу многих средневековых мостов.