Пользуясь тем, что во Франции держалась отжившая абсолютистско-дворянская система, Англия, раньше других ставшая на путь капиталистического развития, в результате агрессивных войн захватила морские пути и ряд колоний. Чтобы избавиться от иностранной зависимости, Англия стала насаждать у себя текстильное производство, для которого был сконструирован ряд станков и устроены механизированные фабрики.
После изобретения и в Англии1 паровой машины (1769 г.) здесь началась массовая разработка каменного угля и железных руд. С 50-х годов2 создаются первые заводы для выплавки чугуна, а в 1784 году появляются пудлинговые печи для выработки сварочного железа. В Сохо около Манчестера устраивается крупный машинный завод.
Для связи важнейших морских портов Англии — Лондона, Гулля, Ливерпуля, Бристоля — с пунктами фабричного производства — Манчестером (хлопок), Бирмингамом (железо), Лидсом (шерсть) — и угольными копями строятся шоссейные пути и каналы3.
Несмотря на такой технический прогресс и обилие разнообразных новшеств, Англия только в следующем столетии смогла конкурировать на инженерном поприще с Францией, располагавшей в XVIII столетии большим числом опытных инженеров.
Роль металла, как материала для мостов, была впервые осознана во Франции. И первые проекты металлических мостов составили французские инженеры, окончившие парижскую архитектурную академию4.
Но все же первый чугунный мост, имеющий вид сквозной арки, состоящей из ряда дуг, был построен через реку Северн у Брозлея (рис. 112) в Англии.
Мост5 имел пять чугунных ребер, покрытых чугунными же плитами и полотном из шлака на глине, напоминая конструкцией деревянную ферму моста Траяна и подкосные мосты XVIII века.
Довольно большой пролет (72 м) имел чугунный мост другого типа через реку Уир в Вермуте. В подражание каменным сводам он был собран из чугунных пустотелых блоков. Для его сборки использованы чугунные косяки, заготовленные для другого моста в Америке6.
Третий тип чугунного моста комбинированной системы был построен в 1793—1796 годах в Бильдвассе. Он представлял комбинацию двух пересекающихся арок разной пологости. Его схема была первым примером металлической конструкции комбинированного типа.
Таким образом, уже в момент своего появления металлические арки достигли пролета в 72 м, что предвещало им блестящую будущность. Некоторая упрощенность их схем, вполне естественная в руках первых строителей-практиков, нередко самоучек, с избытком возмещалась свежестью и новизной конструктивных идей, лишенных рутины.
Когда же проектирование находилось в руках подготовленного мастера, то получались выдающиеся результаты. Это подтверждают мосты в Пушкине, построенные в 1784 г. Камероном, мосты Кваренги, арх. Жилли и др. Мосты же, отлитые для Лаасана и других городов по английским образцам, оказались архитектурно гораздо слабее.
К концу XVIII века получила импульс идея применения металла для висячих мостов, выдвинутая еще в 1617 году Варрантиусом, вероятно, под влиянием знакомства с китайскими образцами. Однако она не получила дальнейшего развития и практического применения вплоть до начала заводской выработки сварочного железа.
Появление в 1790 году эскиза вантового6 моста (рис. 113), хотя и довольно примитивного, снова толкнуло конструкторскую мысль на проектирование висячих мостов. В 1796 году в Америке построен цепной мост пролетом 29 м.
Дальнейшему выявлению основных схем и типов металлических мостов был посвящен весь XIX век, который и приходится поэтому рассматривать под знаком развития металлических конструкций.
Примечания
1. Первая в мире двухцилиндровая паровая заводская машина была построена гениальным русским механиком Иваном Ивановичем Ползуновым в Барнауле в 1765 году. «Горнозаводские дела России, именно в те годы завоевавшей мировое первенство в металлургии, привлекли внимание широких кругов зарубежных предпринимателей. Они стремились выведать, на чем держатся успехи русских, и, несомненно, машина Ползунова стала известной за рубежом не только в том извращенном виде, как это преподнесли Паллас и Фальк. Больше того, в 1794 году в Англии на прядильной фабрике в Манчестере появилась двухцилиндровая огнедействующая машина, воспроизводящая машину, изобретенную Ползуновым. Строитель английской машины, повторивший изобретение Ползунова, носил весьма любопытную фамилию — Фалы» (В. В. Данилевский, Русская техника, 1948, стр. 156—157).
2. В 1782 году Россия имела крупнейшие в мире домны, снабженные мощными воздуходувками с водяным приводом, превосходившие производительностью английские и вырабатывавшие 3,8 млн. пудов чугуна, что позволяло ей экспортировать в Англию чугун в большом количестве.
3. В 1766 году построен первый акведук судоходного типа для канала Ливерпуль — Манчестер на трех сводчатых пролетах по 19 м. Период 1784—1792 годов отличался особым оживлением строительства. Было выдано 302 разрешения на сооружение новых дорог и мостов — цифра по тому времени очень значительная.
4. Это были чугунный мост через Темзу по проекту Дезагиллье н мост через Рону (1719 г.). Чугунные фермы последнего были даже отлиты на строительном дворе в Лионе (1755 г.) и собраны здесь же, но постройка моста не была осуществлена ввиду большой ее стоимости.
5. Он был отлит до начала массовой заводской выплавки чугуна на основе опыта отливки частей машин, производившейся с середины столетия (Эддистовский маяк), и практики литья чугунных рельсов для углевозных дорог (1767 r.). С тех пор мост в течение 150 лет находился в исправном состоянии, впервые подвергнувшись ремонту в 1862 году.
6. В 1788 году была запатентована конструкция моста из клиньев пролетом 122 м для Америки. В Роттердаме тогда же были отлиты чугунные элементы его, оставшиеся неиспользованными.
7. Первая вантовая система предложена нашим известным изобретателем Кулибиным еще в 1776 году (см. раздел «Архитектура мостов СССР»).