Архитектура и строительство
 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
  • Главная
  • История архитектуры
  • Мостостроение
  • Начало строительства металлических мостов
 Подразделы
Все статьи раздела Общая информация Древний мир Эпоха феодализма Современная архитектура Памятники архитектуры История городов История зданий Мостостроение Метростроение
 Социальные сети
 Похожие статьи
Опоры металлических мостов со сквозными фермами
Мосты: Металлические мосты

Начало каркасного строительства в Европе (1890—1930 гг.)
История: Общая информация

Малоэтажные жилые дома городского и усадебного строительства
Здания: Жилые здания

Особенности автодорожных мостов со сквозными фермами
Мосты: Металлические мосты

Опорные части мостов со сквозными фермами
Мосты: Металлические мосты

Область применения арочных мостов
Мосты: Металлические мосты

Арки с затяжкой мостов комбинированных систем
Мосты: Металлические мосты

Гибкие арки с балкой жесткости мостов комбинированных систем
Мосты: Металлические мосты

Другие виды мостов комбинированных систем
Мосты: Металлические мосты

Особенности автодорожных мостов с балочными пролетными строениями
Мосты: Металлические мосты

Проверки элементов мостов арочных и комбинированных систем
Мосты: Металлические мосты

Типы мостов из древесины
Мосты: Деревянные мосты

Условия выбора площадки строительства тепловой электростанции
Индустрия: Тепловые электростанции

Периоды проектирования и строительства тепловой электростанции
Индустрия: Тепловые электростанции

Начало строительства металлических мостов


Статья добавлена в Сентябре 2015 года
            0


Нарождавшаяся крупная капиталистическая промышленность настоятельно требовала решения новых больших технических задач и применения новых приемов, выдвинутых к этому времени. Но все это было не под силу чиновничеству дряхлевшего французского абсолютизма. Новые устремления в технике нашли наиболее раннее и полное выражение в Англии.

Пользуясь тем, что во Франции держалась отжившая абсолютистско-дворянская система, Англия, раньше других ставшая на путь капиталистического развития, в результате агрессивных войн захватила морские пути и ряд колоний. Чтобы избавиться от иностранной зависимости, Англия стала насаждать у себя текстильное производство, для которого был сконструирован ряд станков и устроены механизированные фабрики.

После изобретения и в Англии1 паровой машины (1769 г.) здесь началась массовая разработка каменного угля и железных руд. С 50-х годов2 создаются первые заводы для выплавки чугуна, а в 1784 году появляются пудлинговые печи для выработки сварочного железа. В Сохо около Манчестера устраивается крупный машинный завод.

Для связи важнейших морских портов Англии — Лондона, Гулля, Ливерпуля, Бристоля — с пунктами фабричного производства — Манчестером (хлопок), Бирмингамом (железо), Лидсом (шерсть) — и угольными копями строятся шоссейные пути и каналы3.

Несмотря на такой технический прогресс и обилие разнообразных новшеств, Англия только в следующем столетии смогла конкурировать на инженерном поприще с Францией, располагавшей в XVIII столетии большим числом опытных инженеров.

112. Чугунный арочный мост на р. Северн у Брозлея 
112. Чугунный арочный мост на р. Северн у Брозлея >
Роль металла, как материала для мостов, была впервые осознана во Франции. И первые проекты металлических мостов составили французские инженеры, окончившие парижскую архитектурную академию4.

Но все же первый чугунный мост, имеющий вид сквозной арки, состоящей из ряда дуг, был построен через реку Северн у Брозлея (рис. 112) в Англии.


Мост5 имел пять чугунных ребер, покрытых чугунными же плитами и полотном из шлака на глине, напоминая конструкцией деревянную ферму моста Траяна и подкосные мосты XVIII века.

Довольно большой пролет (72 м) имел чугунный мост другого типа через реку Уир в Вермуте. В подражание каменным сводам он был собран из чугунных пустотелых блоков. Для его сборки использованы чугунные косяки, заготовленные для другого моста в Америке6.

Третий тип чугунного моста комбинированной системы был построен в 1793—1796 годах в Бильдвассе. Он представлял комбинацию двух пересекающихся арок разной пологости. Его схема была первым примером металлической конструкции комбинированного типа.

Таким образом, уже в момент своего появления металлические арки достигли пролета в 72 м, что предвещало им блестящую будущность. Некоторая упрощенность их схем, вполне естественная в руках первых строителей-практиков, нередко самоучек, с избытком возмещалась свежестью и новизной конструктивных идей, лишенных рутины.

Когда же проектирование находилось в руках подготовленного мастера, то получались выдающиеся результаты. Это подтверждают мосты в Пушкине, построенные в 1784 г. Камероном, мосты Кваренги, арх. Жилли и др. Мосты же, отлитые для Лаасана и других городов по английским образцам, оказались архитектурно гораздо слабее.

113. Проект вантового моста. Инж. Пойе, 1790 г. 
113. Проект вантового моста. Инж. Пойе, 1790 г. >
К концу XVIII века получила импульс идея применения металла для висячих мостов, выдвинутая еще в 1617 году Варрантиусом, вероятно, под влиянием знакомства с китайскими образцами. Однако она не получила дальнейшего развития и практического применения вплоть до начала заводской выработки сварочного железа.

Появление в 1790 году эскиза вантового6 моста (рис. 113), хотя и довольно примитивного, снова толкнуло конструкторскую мысль на проектирование висячих мостов. В 1796 году в Америке построен цепной мост пролетом 29 м.


Дальнейшему выявлению основных схем и типов металлических мостов был посвящен весь XIX век, который и приходится поэтому рассматривать под знаком развития металлических конструкций.

Примечания


1. Первая в мире двухцилиндровая паровая заводская машина была построена гениальным русским механиком Иваном Ивановичем Ползуновым в Барнауле в 1765 году. «Горнозаводские дела России, именно в те годы завоевавшей мировое первенство в металлургии, привлекли внимание широких кругов зарубежных предпринимателей. Они стремились выведать, на чем держатся успехи русских, и, несомненно, машина Ползунова стала известной за рубежом не только в том извращенном виде, как это преподнесли Паллас и Фальк. Больше того, в 1794 году в Англии на прядильной фабрике в Манчестере появилась двухцилиндровая огнедействующая машина, воспроизводящая машину, изобретенную Ползуновым. Строитель английской машины, повторивший изобретение Ползунова, носил весьма любопытную фамилию — Фалы» (В. В. Данилевский, Русская техника, 1948, стр. 156—157).

2. В 1782 году Россия имела крупнейшие в мире домны, снабженные мощными воздуходувками с водяным приводом, превосходившие производительностью английские и вырабатывавшие 3,8 млн. пудов чугуна, что позволяло ей экспортировать в Англию чугун в большом количестве.

3. В 1766 году построен первый акведук судоходного типа для канала Ливерпуль — Манчестер на трех сводчатых пролетах по 19 м. Период 1784—1792 годов отличался особым оживлением строительства. Было выдано 302 разрешения на сооружение новых дорог и мостов — цифра по тому времени очень значительная.

4. Это были чугунный мост через Темзу по проекту Дезагиллье н мост через Рону (1719 г.). Чугунные фермы последнего были даже отлиты на строительном дворе в Лионе (1755 г.) и собраны здесь же, но постройка моста не была осуществлена ввиду большой ее стоимости.

5. Он был отлит до начала массовой заводской выплавки чугуна на основе опыта отливки частей машин, производившейся с середины столетия (Эддистовский маяк), и практики литья чугунных рельсов для углевозных дорог (1767 r.). С тех пор мост в течение 150 лет находился в исправном состоянии, впервые подвергнувшись ремонту в 1862 году.

6. В 1788 году была запатентована конструкция моста из клиньев пролетом 122 м для Америки. В Роттердаме тогда же были отлиты чугунные элементы его, оставшиеся неиспользованными.

7. Первая вантовая система предложена нашим известным изобретателем Кулибиным еще в 1776 году (см. раздел «Архитектура мостов СССР»).
Источник: «Мосты и их архитектура», П. В. Щусев, 1952

Понравилась ли вам эта публикация?
0


« Предыдущие статьи
Деревянные мосты в XVIII веке
Каменные мосты в XVIII веке
Мосты зарубежных стран в XVIII веке
Мосты западной Европы конца XVI и XVII веков
Ансамбли древних городов Индокитая
Архитектура мостов Китая
Технические завоевания в мостостроении эпохи возрождения
Мосты эпохи возрождения
Следующие статьи »
Мосты зарубежных стран в начале XIX века Мосты зарубежных стран второй половины XIX и начала XX веков Балочные мосты XIX и начала XX веков Арочные мосты XIX и начала XX веков Висячие мосты XIX и начала XX веков Комбинированные и деревянные мосты XIX и начала XX веков Современные мосты за рубежом Современные мосты Северной Америки



Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 36 + 13 =

       



 
Мобильная версия · Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2025
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация