Широкое распространение получили мосты сложных систем, с очень крупными пролетами. Этому много содействовали-успехи теоретических исследований, уточнивших и упростивших расчеты. Немалую роль сыграло Применение новых и улучшение качества старых материалов.
Предельная для данной конструкции величина Пролета, как известно, зависит от значения «удельной легкости» материала, характеризуемой отношением допускаемого напряжения к удельному весу материала. На первом месте по удельной легкости стоит сталь, затем идут дерево, железобетон, камень, бетон. В зависимости от этого наибольший возможный ныне пролет металлического моста доходит до 1400 м, железобетонного — до 1000 м, каменного — до 100 м. Такие величины пролетов далеко еще не предел для дальнейшего их роста.
Для больших пролетов и в некоторых специальных случаях в основном применяется сталь. Ее преимуществом является высокая пластичность, благодаря которой при случайных перегрузках автоматически выключаются из работы перенапряженные элементы конструкции, передавая свою долю нагрузки слабо напряженным. Производственное преимущество металла заключается в возможности массового заводского производства как самой стали, так и необходимых деталей из нее, а также в быстроте сборки конструкций.
Когда требуется экономить металл, в специальных случаях, а также при благоприятных условиях применяются и другие материалы. Однако использование дерева ограничивается по прежнему постройкой временных мостов, так как способы консервации и упрочнения его еще не получили широкого распространения1. Железобетон, бетон, камень находят большое применение для мостов малых и средних пролетов. Однако во многих случаях железобетон, в особенности предварительно напряженный, применяется также и для мостов крупных пролетов.
Наряду с техническими соображениями важнейшее значение в мостостроении приобретают экономические требования, направленные к удешевлению строительства путем сокращения расхода материалов и уменьшения количества нужных для сооружения мостов труда и времени. За рубежом, где все строительство большей частью сконцентрировано в руках небольшого числа крупных промышленных монополий, технические достижения используются для взаимной конкуренции, саморекламы, наибольшей наживы. Предприниматели добиваются экономии путем максимальной механизации и индустриализации работ, ведя их в обстановке жесточайшей эксплуатации рабочих.
Совершенно ясно, что в условиях идейно опустошенного капиталистического общества, идущего в своем развитии по нисходящей линии, невозможно культивировать прогрессивные формы архитектуры, сочетая их с передовой техникой. Ни в Англии, ни во Франции, ни в Америке, ни в одной из капиталистических стран не может быть и речи об углубленном синтезе техники и искусства в области мостостроения.
Будучи не в силах найти для новых технических задач равноценное архитектурное выражение, специалисты этих стран либо пытаются, как они делали и раньше, эклектически втиснуть новые технические формы в традиционные рамки старой архитектуры, либо культивируют откровенный конструктивизм, сосредоточивая внимание на обнаженной инженерной конструкции и пытаясь подменить ею архитектуру.
Некоторые из специалистов стран империализма, например Фрейссинэ, Мойсеев, прямо говорят о том, что основное место в их деятельности занимают преимущественно технические и экономические соображения. Подтверждают это и приводимые ниже примеры.
Примечания
1. В США до сих пор конструируются системы, давно известные в практике русского мостостроения. В 1934 году в городе Сидней штата Огайо небольшой металлический мост был заменен деревянным шпренгельным типа, известного у нас еще с 80-х годов XIX века под названием «фермы Зотикова».