Архитектура и строительство
 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
  • Главная
  • История архитектуры
  • Мостостроение
  • Русские мосты XVIII века
 Подразделы
Все статьи раздела Общая информация Древний мир Эпоха феодализма Современная архитектура Памятники архитектуры История городов История зданий Мостостроение Метростроение
 Социальные сети
 Похожие статьи
Русские каменные мосты XVI века
История: Мостостроение

Русские каменные мосты XVII века
История: Мостостроение

Мосты Петербурга и его окрестностей XVIII века
История: Мостостроение

Мосты Москвы и ее окрестностей XVIII века
История: Мостостроение

Русские мосты начала XIX века
История: Мостостроение

История русской архитектуры первой половины XVIII века
История: Эпоха феодализма

Русская архитектура вторая половина XVIII — первая треть XIX века
История: Эпоха феодализма

Каменные мосты в XVIII веке
История: Мостостроение

Мосты зарубежных стран в XVIII веке
История: Мостостроение

Деревянные мосты в XVIII веке
История: Мостостроение

Древние русские деревянные мосты XI—XV веков
История: Мостостроение

Русские мосты конца XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Мосты зарубежных стран в начале XIX века
История: Мостостроение

Мосты Петербурга начала XIX века
История: Мостостроение

Сапоги резиновые мужские утепленные цены в Воронеже.

бурении скважин

Русские мосты XVIII века


Статья добавлена в Сентябре 2015 года
            0


Война со Швецией начала XVIII века, концентрация Петром I государственных средств и внимания на сооружении новой столицы — Петербурга — сильно отразились на строительстве в других частях русского государства: временно оно сократилось.

Задумав скроить Петербург, Петр поручил организацию работ Канцелярии строений (1704 г.) под началом Меншикова и его помощников Черкасского и Синявина, а с 1714 года — Конторе по строению домов и садов, ведавшей и. водными путями1.

Неустанно развивая наше военное, гражданское, промышленное и гидротехническое строительство, Петр I широко пользовался услугами известных специалистов, своих сподвижников, участвовавших в осуществлении многообразных его планов. Однако в области путей сообщения Петра больше интересовало создание водных связей, чем устройство дорог и монументальных мостов.

Поэтому, превратив Петербург в город каналов, он ограничился переброской через них лишь мостов временного типа из дерева, которые в большинстве были балочными на сваях. Они обшивались досками и имели вид каменных арочных, причем наибольший интерес по форме представляли мосты подъемного типа.

252. Симеоновский деревянный мост. 
252. Симеоновский деревянный мост. >
После Петра организацией строительных работ продолжала ведать Контора по строению, а затем комиссия строений Еропкина-Земцова (1737 г.), составившая кодекс специальных строительных инструкций, — «должность архитектурной экспедиции».

В 1727 году в Петербурге наводится первый плавучий мост через Неву у Сената, а в 1730—1740 годах составляются первые «правила построения дорог», на основании которых сооружается «перспективная дорога из Петербурга в Москву» (1733—1746 гг.), протяжением 728 верст. Все мосты на дороге были деревянными на ряжах, надзор же за ними лежал на земских чиновниках, находившихся «под наблюдением Камер-Коллегии и Вышней дирекции Правительствующего Сената».


253 а. Типовой чертеж подъемного моста 
253 а. Типовой чертеж подъемного моста >
Начиная с 1733 года, через Фонтанку и Мойку, а также через рукава Невы в Петербурге наши мастера строят ряд деревянных мостов на сваях. Снаружи они обшивались досками и имели вид каменных арочных мостов. Эго были: Симеоновский (1733 г.) (рис. 252), Аничков (1750 г.)2, мост на Крюковом канале (1751 г.), через Зимнюю канавку у дворца Петра (1753 т.) и др.

253 б. Подъемный мост через Зимнюю канавку у Зимнего дворца Петра 
253 б. Подъемный мост через Зимнюю канавку у Зимнего дворца Петра >
Примерно тогда же на месте нынешнего Пантелеймоновского моста через Фонтанку строится деревянный акведук, снабжавший водой фонтаны Летнего сада. Вода на акведук подавалась с помощью специальной пароатмосферной машины. В 1748 году по проекту обер-архитектора Растрелли создается через Мойку переход из деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны в Летний сад.

Обладая большим декоративным чутьем, Растрелли пользовался для достижения архитектурных эффектов разнообразными средствами — богатством украшений и позолоты, расцветкой и т. д. Смелый до дерзости орнамент, окаймляющий нижнее очертание пролетов моста-перехода, и необычайно сочные детали превращают это деревянное сооружение в драгоценное изделие художественной промышленности, эффект которого усиливают скульптура и желтая с белым расцветка. Располагаясь у Летнего дворца, построенного Растрелли в 1741 году и замененного впоследствии зданием Инженерного замка, мостовой переход завершал собой один из блестящих ансамблей столицы. Образцы прекрасных подъемных мостов, строившихся в то время, приведены на рис. 253 а, 253 б.


254. Нормальный чертеж каменного моста XVIII в. (1786 г.) 
254. Нормальный чертеж каменного моста XVIII в. (1786 г.) >
Расширение и укрепление российской дворянской империи при Екатерине II резко отразилось на развитии строительной деятельности второй половины века. 3 декабря 1762 года учреждена Комиссия по устройству Петербурга и Москвы в составе Бецкого, Чернышева, Дашкова, Квасова и др. Ведется планировка большого числа городов. Для улучшения транспорта в 1786 году создается Комиссия (после 1798 г. — Экспедиция) о строении дорог в государстве, а в 1767 году учреждается главная дирекция водяных коммуникаций (Сивере, Брюс, Архаров) с корпусом гидравликов (1782 г.), переименованная в 1798 году в департамент водяных коммуникаций.

255. Чертеж типового деревянного подносного моста 
255. Чертеж типового деревянного подносного моста >
В 1781 году инженером Черкасовым составлен первый проект Круто-байкальской дороги, в 1784 году проложена Военно-Грузинская дорога, строятся дороги на Урале и на юге страны. В 1786 году Комиссия о строении дорог утверждает типовые чертежи наплавных, а также небольших каменных и деревянных мостов. Эти чертежи подписаны Шуваловым, Безбородко, Соймоновым и др. Каменные мосты того времени — одно- и двухпролетные с коробовыми сводами, пролетом до 6 саж., с подъемом до 1:4,5 и облицовкой на пиронах (рис. 254). В деревянных балочных мостах полотно расположено на опорах из двух-трех свай, число которых у подносных мостов увеличивается до четырех-пяти, так как добавочные сваи служат опорами для подкосов (рис. 255).

Блестящими образцами мостов обогатились в это время Петербург и Москва с их окрестностями.

Примечания


1. Для подготовки специалистов-строителей Петр основывает первые у нас инженерные школы в Москве (1712 г.) и в Петербурге (1719 г.), раньше чем была учреждена первая инженерная школа мостов и дорог во Франции (1747 г.), и создает инженерную контору и военно-инженерный корпус (1722) с Минихом во главе.

2. Симеоновский и Аничков мосты были тогда значительно длиннее существующих, так как перекрывали всю пойму Фонтанки, регулирование которой произведено позже.
Источник: «Мосты и их архитектура», П. В. Щусев, 1952

Понравилась ли вам эта публикация?
+1


« Предыдущие статьи
Русские каменные мосты XVII века
Русские каменные мосты XVI века
Каменные мосты Кавказа и средней Азии XI—XVI веков
Древние русские деревянные мосты XI—XV веков
Мосты западноевропейских государств
Современные мосты Северной Америки
Современные мосты за рубежом
Комбинированные и деревянные мосты XIX и начала XX веков
Следующие статьи »
Мосты Петербурга и его окрестностей XVIII века Мосты Москвы и ее окрестностей XVIII века Русские мосты начала XIX века Мосты Петербурга начала XIX века Мосты Москвы и ее окрестностей начала XIX века Мосты в других городах России начала XIX века Дорожные мосты России начала XIX века Русские мосты конца XIX и начала XX веков



Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 10 + 27 =

       



 
Мобильная версия · Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2025
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация