Арматуру для монолитных железобетонных конструкций обычно изготовляют в арматурных цехах заводов сборного железобетона или на районных заводах. Централизованно изготовляют сетки, элементы каркасов и готовые каркасы. Их размеры назначают в зависимости от условий транспортировки, габаритов, массы элементов, имеющихся транспортных средств для подачи их из цехов на строительную площадку. Там же производят заготовку отдельных стержней арматуры для стройплощадки.
![](https://www.arhplan.ru/img/articles/5338.jpg)
При возведении монолитных железобетонных конструкций на строительной площадке специализированными звеньями (бригадами) выполняются:
- укрупнительная сборка пространственных арматурных каркасов, габариты которых не позволяют их транспортировку от места изготовления;
- установка в проектное положение готовых арматурных каркасов, сеток и арматурных блоков в опалубку;
- установка, крепление и фиксация отдельных арматурных стержней в опалубке железобетонной конструкции, что допускается при мелких рассредоточенных объемах работ в специфических конструкциях, а также при невозможности использования или сборки на стройплощадке сеток, армокаркасов, арматурно-опалубочных блоков.
Обычно арматуру на строительную площадку перевозят автомобилями, трейлерами и на железнодорожных платформах. Длинные арматурные изделия, превышающие длину кузова на 1,5 м, перевозят с помощью автоприцепов.
Погрузочно-разгрузочные работы и транспортировка арматурных элементов и изделий должны исключать деформации, искривление сеток, каркасов и отдельных стержней, разрушение сварных соединений арматурных элементов. Для этого при перевозке пространственные арматурные каркасы закрепляют в кузовах и на платформах транспортных средств, чтобы избежать деформации под действием собственной массы и динамических воздействий. Их с помощью деревянных подкладок жестко крепят к кузовам и платформам проволочными расчалками.
Мелкие закладные детали, монтажные и подъемные петли, другие детали рекомендуется перевозить уложенными в ящики, а не навалом, чтобы предотвратить возможную их деформацию.
Транспортировку сеток и плоских каркасов производят на поддонах или в специальных контейнерах.
Арматура должна поставляться на строительную площадку комплектно и складироваться на приобъектном складе или сборочно-комплектовочном участке в соответствии с последовательностью подачи ее на установку в опалубку или в соответствии с проектом производства работ.
При складировании арматурных каркасов и сеток (в штабелях) необходимо опирать их на подкладки и прокладки, расстояние между которыми должно гарантировать от остаточных деформаций в арматуре, а высота их должна быть несколько больше габаритов строповочных устройств. Высота штабеля должна быть не более 1,5 м.
На приобъектном складе доставленную арматуру после выгрузки сортируют по конструкциям, маркам и диаметрам, производят визуальный осмотр и проверку качества с устранением выявленных дефектов. Здесь же производят при необходимости укрупнительную сборку арматурных изделий, разметку и нанесение строповочных мест, погрузку и подачу к месту монтажа имеющимися на объекте подъемно-транспортными средствами (рис. 39).
Для бесперебойной работы звеньев (бригад) арматурщиков необходимо обеспечить фронт работ не менее чем на две-три смены. В связи с этим на стройплощадке должен быть обеспечен соответствующий запас арматуры. Требования, предъявляемые при транспортировке, приемке и хранении готовой арматуры, сокращают потери времени по ее установке и монтажу.
Арматурные элементы должны доставляться к месту монтажа, как правило, на всю конструкцию. Негабаритные сетки, каркасы, армоблоки для обеспечения их перевозки можно разрезать на более мелкие элементы. Однако это разрешается только по согласованию с проектной организацией. Места строповки армоэлементов обозначают яркой краской. Эти места 'предусматриваются проектом. Производить строповку армоэлементов в других местах не допускается.
При перевозке арматуры необходимо принимать меры по защите ее от повреждений и загрязнения.
При приемке арматуры на приобъектном складе проверяют:
- наличие бирок на армоэлементах, где краской указывают марку и количество однотипных сеток (каркасов, блоков);
- наличие документа на каждую партию арматуры, в котором изготовитель гарантирует соответствие изделий и соединений в них проекту.
Кроме этого, производят контрольные обмеры, осмотры армоэлементов, а также контроль прочности сварных соединений.
Арматура до подъема и установки должна быть очищена от грязи, наледи, ржавчины. Поднимаемые элементы должны иметь маркировку и метки, указывающие места строповок.