Архитектура и строительство
 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
  • Главная
  • Градостроительство
  • Архитектура пространства
  • Значение вертикального и статичного объема в организации архитектурного пространства
 Подразделы
Все статьи раздела Застройка Городской дизайн Архитектура пространства
 Социальные сети
 Похожие статьи
О «театрализации» и зрелищности архитектурного пространства
Город: Архитектура пространства

Открытые архитектурные пространства как особый объект проектирования
Здания: Дизайн объектов

Методы организации строительства главного корпуса электростанции
Индустрия: Тепловые электростанции

Основные принципы организации строительно-монтажных баз
Индустрия: Тепловые электростанции

Общие сведения о крышах, кровлях и об организации кровельных работ
Технологии: Кровельные работы

Типы арматуры и общие требования к организации работ
Технологии: Арматурные работы

Композиция внешнего объема здания
Здания: Основы проектирования

Замкнутые пространства. Храмы древнего Египта. Колизей. Пантеон
Город: Архитектура пространства

Проекты организации строительства и производства работ
Индустрия: Строительство причалов

Три основных композиционных элемента наружного объема Покровского собора
История: Памятники архитектуры

Взаимная связь трех основных композиционных элементов наружного объема Покровского собора
История: Памятники архитектуры

Строительные организации, индустриальная база и экспериментальное строительство Минска
История: История городов

Методы проектирования архитектурного освещения
Город: Городской дизайн

Психолого-эстетические факторы организации мобильных зданий
Здания: Мобильные жилища

Тутможно посмотреть варианты для гидроизоляции

Значение вертикального и статичного объема в организации архитектурного пространства


Статья добавлена в Апреле 2016 года
            0


Не только вертикальный, но статичный архитектурный объем может оказать серьезное, а порой и решающее, влияние на окружающее его пространство.

И.В.Жолтовский, размышляя о проблемах пространственной архитектурной композиции, говорил, что во всяком подлинном ансамбле существует всегда некое господствующее начало, в котором воплощена основная идея целого.

Он отмечал, что обычно это выражается в том, что доминанта имеет статическую форму, лишена определенной направленности, в то время как остальные подчиненные ей части имеют динамичную форму, и приводил в пример Парфенон, доминирующий над Акрополем, Колизей над Римом, Иван Великий над Кремлем, отмечал значение статического начала Василия Блаженного, петербургской Биржи.

Бирма. Пагода Шведогон. Путевые зарисовки 1974 г. 
Бирма. Пагода Шведогон. Путевые зарисовки 1974 г. >
Архитектор Монферран прекрасно почувствовал необходимость постановки Александровской колонны на Дворцовой площади. Разрушение колонны сделало бы пространственную композицию несобранной и незавершенной.

Исчезновение Сухаревой башни привело значительную часть Москвы в аморфное состояние. Многие русские села с одноэтажной, преимущественно деревянной, застройкой после разрушения церквей и колоколен приобрели бессилуэтный размытый характер. Статичный объем, поставленный в открытом природном пространстве, оказывает активное влияние на окружающую среду. Храм Покрова на Нерли не убрать из русского ландшафта, не обезличив его, не лишив духовного и художественного смысла. Памятники архитектуры и окружающая природная среда неотделимы друг от друга.

Архитектурная и природно-ландшафтная доминанта Парижа — это не Эйфелева башня, ставшая символом города, и не новый общественный центр Дефанс, а скорее остров Ситэ, на котором возвышается старый готический собор Нотр-Дам.


Бирма. Путевые зарисовки 
Бирма. Путевые зарисовки >
Статично скомпонованная группа высотных домов, вертикалей может играть роль композиционно-пространственной доминанты, если окружающая среда развивается динамично. Но в чем сущность градостроительных пространственных предложений Jle Корбюзье по созданию Нового Парижа с ритмичной расстановкой высотных домов? Что здесь является основным решающим элементом композиции? Архитектурные объемы в пространстве или архитектурное пространство между объемами. В чем сущность их взаимодействия? Что здесь главное, организующее в композиции, напоминающей фрагмент города, который может распространяться бесконечно?

Буддийский храм-ступа в ансамбле Шведогон в Бирме. Объемное или пространственное решение? Здесь нет пространства внутри храма, оно как бы выведено наружу, оно окружает, омывает его. Действие происходит в этом пространстве.

Архитектурное пространство не всегда организуется внутри стен и объемов, в окружении зданий, является интерьером, городской площадью или системой городских площадей и улиц — пространство может окружать, охватывать объем и, по существу, не имея границ, композиционно формироваться вокруг пластически выраженных архитектурных объемов.

Являясь градостроительной доминантой и возвышаясь над Рангуном, Шведогон стоит особняком. Его золотая ступа, увенчанная сверкающими на солнце драгоценными украшениями, как бы омывается воздухом. По-существу, это гигантская архитектурная скульптура — символ, установленный на платформе в открытом пространстве. Ее основание окружает множество небольших пагод с раскрашенными буддами самых разных размеров. Эти декоративно украшенные ажурные постройки, по своим размерам напоминающие павильоны или беседки, являются лишь элементами общего пространства. Сомасштабные человеку, они притягивают к себе, располагают к уединению и общению с божеством. Окружая гигантскую ступу, все они расположены на обширной мраморной платформе, на которую нужно подняться по широким лестницам, и затем, ступая босыми ногами (по местным традициям, без обуви), по гладкой поверхности подиума, выложенного белым и черным мрамором, двигаться по белым плитам, так как по раскаленным солнцем черным идти невозможно.


Москва. Храм Вознесения в Коломенском. 1532 г. 
Москва. Храм Вознесения в Коломенском. 1532 г. >
Белые дорожки создают ощущение непрерывности движения. Масштаб маленьких пагод — промежуточная ступень- перехода от масштаба человека к масштабу гигантской пагоды. Это прием достаточно распространен.

Колоннада Бернини, обелиски, фонтаны в ансамбле площади св. Петра в Риме так же играют роль некоего дополнения для восприятия масштаба самого собора с его несколько угнетающим своими размерами интерьером. В Сухаревой башне, в ее композиции с лестницами и крытыми галереями, выражен масштабный переход от окружающей городской застройки. Величественный столп Ивана Великого композиционно поддержан звонницей с ее крупномасштабными сквозными просветами арок.

Ощущение стремительного вертикального взлета церкви Вознесения в Коломенском достигается пропорционированием и ступенчатым построением в окружающей среде. Пространственная зависимость главенствующего архитектурного объема от окружающей его среды, так же, как и его влияние на нее, несомненны.
Источник: «Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры», В. Лебедев, 1993

Понравилась ли вам эта публикация?
0


« Предыдущие статьи
Реальные и иллюзорные пространственные композиции. Вилла Адриана. Театр Олимпико
Пространственные композиции Джакомо Бароцци да Виньолы
Композиционные связи городских пространств. Флоренция. Венеция
Открытая пространственная система. Афинский акрополь
Замкнутые пространства. Храмы древнего Египта. Колизей. Пантеон
Архитектура — объемно-пространственное искусство
Магазины, предприятия общественного питания и бытового обслуживания
Здания детских учреждений и общеобразовательных школ
Следующие статьи »
Развитие некоторых пространственных градостроительных принципов Путь к профессионализму проектирования и строительства В поисках образа проектирования и строительства Композиция общественных городских пространств Жилые структуры города Влияние среды на выбор участка для строительства Включение средств изобразительных искусств в архитектурную композицию Право на ошибку в архитектуре



Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 15 + 29 =

       



 
Мобильная версия · Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2025
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация