Не только вертикальный, но статичный архитектурный объем может оказать серьезное, а порой и решающее, влияние на окружающее его пространство.
И.В.Жолтовский, размышляя о проблемах пространственной архитектурной композиции, говорил, что во всяком подлинном ансамбле существует всегда некое господствующее начало, в котором воплощена основная идея целого.
Он отмечал, что обычно это выражается в том, что доминанта имеет статическую форму, лишена определенной направленности, в то время как остальные подчиненные ей части имеют динамичную форму, и приводил в пример Парфенон, доминирующий над Акрополем, Колизей над Римом, Иван Великий над Кремлем, отмечал значение статического начала Василия Блаженного, петербургской Биржи.
Архитектор Монферран прекрасно почувствовал необходимость постановки Александровской колонны на Дворцовой площади. Разрушение колонны сделало бы пространственную композицию несобранной и незавершенной.
Исчезновение Сухаревой башни привело значительную часть Москвы в аморфное состояние. Многие русские села с одноэтажной, преимущественно деревянной, застройкой после разрушения церквей и колоколен приобрели бессилуэтный размытый характер. Статичный объем, поставленный в открытом природном пространстве, оказывает активное влияние на окружающую среду. Храм Покрова на Нерли не убрать из русского ландшафта, не обезличив его, не лишив духовного и художественного смысла. Памятники архитектуры и окружающая природная среда неотделимы друг от друга.
Архитектурная и природно-ландшафтная доминанта Парижа — это не Эйфелева башня, ставшая символом города, и не новый общественный центр Дефанс, а скорее остров Ситэ, на котором возвышается старый готический собор Нотр-Дам.
Статично скомпонованная группа высотных домов, вертикалей может играть роль композиционно-пространственной доминанты, если окружающая среда развивается динамично. Но в чем сущность градостроительных пространственных предложений Jle Корбюзье по созданию Нового Парижа с ритмичной расстановкой высотных домов? Что здесь является основным решающим элементом композиции? Архитектурные объемы в пространстве или архитектурное пространство между объемами. В чем сущность их взаимодействия? Что здесь главное, организующее в композиции, напоминающей фрагмент города, который может распространяться бесконечно?
Буддийский храм-ступа в ансамбле Шведогон в Бирме. Объемное или пространственное решение? Здесь нет пространства внутри храма, оно как бы выведено наружу, оно окружает, омывает его. Действие происходит в этом пространстве.
Архитектурное пространство не всегда организуется внутри стен и объемов, в окружении зданий, является интерьером, городской площадью или системой городских площадей и улиц — пространство может окружать, охватывать объем и, по существу, не имея границ, композиционно формироваться вокруг пластически выраженных архитектурных объемов.
Являясь градостроительной доминантой и возвышаясь над Рангуном, Шведогон стоит особняком. Его золотая ступа, увенчанная сверкающими на солнце драгоценными украшениями, как бы омывается воздухом. По-существу, это гигантская архитектурная скульптура — символ, установленный на платформе в открытом пространстве. Ее основание окружает множество небольших пагод с раскрашенными буддами самых разных размеров. Эти декоративно украшенные ажурные постройки, по своим размерам напоминающие павильоны или беседки, являются лишь элементами общего пространства. Сомасштабные человеку, они притягивают к себе, располагают к уединению и общению с божеством. Окружая гигантскую ступу, все они расположены на обширной мраморной платформе, на которую нужно подняться по широким лестницам, и затем, ступая босыми ногами (по местным традициям, без обуви), по гладкой поверхности подиума, выложенного белым и черным мрамором, двигаться по белым плитам, так как по раскаленным солнцем черным идти невозможно.
Белые дорожки создают ощущение непрерывности движения. Масштаб маленьких пагод — промежуточная ступень- перехода от масштаба человека к масштабу гигантской пагоды. Это прием достаточно распространен.
Колоннада Бернини, обелиски, фонтаны в ансамбле площади св. Петра в Риме так же играют роль некоего дополнения для восприятия масштаба самого собора с его несколько угнетающим своими размерами интерьером. В Сухаревой башне, в ее композиции с лестницами и крытыми галереями, выражен масштабный переход от окружающей городской застройки. Величественный столп Ивана Великого композиционно поддержан звонницей с ее крупномасштабными сквозными просветами арок.
Ощущение стремительного вертикального взлета церкви Вознесения в Коломенском достигается пропорционированием и ступенчатым построением в окружающей среде. Пространственная зависимость главенствующего архитектурного объема от окружающей его среды, так же, как и его влияние на нее, несомненны.