Архитектура и строительство
 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
  • Главная
  • Градостроительство
  • Городской дизайн
  • Методы проектирования архитектурного освещения
 Подразделы
Все статьи раздела Застройка Городской дизайн Архитектура пространства
 Социальные сети
 Похожие статьи
Расчетно-экспериментальные методы проектирования составов литых бетонов с добавками ПФМ
Материалы: Бетон и цемент

Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Методика архитектурно-строительного проектирования
Здания: Основы проектирования

Основные стадии и организация процесса архитектурно-дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Открытые архитектурные пространства как особый объект проектирования
Здания: Дизайн объектов

Историческая суть методики приемов дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Значение вертикального и статичного объема в организации архитектурного пространства
Город: Архитектура пространства

О «театрализации» и зрелищности архитектурного пространства
Город: Архитектура пространства

Функциональные основы проектирования зданий
Здания: Основы проектирования

Основы проектирования промышленных зданий
Здания: Промышленные здания

Основные положения проектирования и расчета балочных пролетных строений
Мосты: Металлические мосты

Положения проектирования арочных и комбинированных систем
Мосты: Металлические мосты

Периоды проектирования и строительства тепловой электростанции
Индустрия: Тепловые электростанции

Дисциплины художественного цикла (как часть учебного проектирования)
Здания: Дизайн объектов

грамотные архитектурные решения для дома

Методы проектирования архитектурного освещения


Статья добавлена в Декабре 2015 года
            0


Главным документом проекта архитектурного освещения конкретного объекта, в котором отражается результирующий творческий акт архитектора-светодизайнера и на основе которого выполняются светотехнический и электротехнический разделы, является цветное изображение освещенного объекта (его светоцветовой образ), которое должно с максимально возможной достоверностью передать задуманный эффект освещения. Здесь неприемлема общеупотребительная в традиционных архитектурных "подачах" условная графика, поскольку проектное изображение является яркостной композицией — основой светотехнического расчета.

Процесс создания светоцветового образа, в том числе в виде живописно-графического изображения — это процесс светомоделирования, который может осуществляться несколькими способами. Моделирование — одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования базируется любой метод научного исследования — как теоретический, при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели, так и экспериментальный, использующий предметные модели. При разработке методологии проектирования световой среды города могут быть использованы разные варианты светомоделирования — теоретического в виде теоретической модели светоцветовой структуры среды и экспериментального в виде плоскостных изображений и объемных освещаемых моделей или натурных фрагментов, а также их сочетания [18].

Все плоскостные модели — живописно-графические цветные изображения освещенного объекта, выполненные в традиционной технике вручную (тушь, акварель, гуашь и т.п.) или светящимися красками (метод ВНИСИ) с фиксированным распределением яркостей, светопроекционные (метод ЦНИИЭП инженерного оборудования) или компьютерные изображения на дисплее с возможностью регулирования яркостной композиции. Мульт-, видео- или компьютерные фильмы по светомоделированию не имеют третьего, очень важного для архитектуры измерения — глубины пространства, а потому иллюзорны и не вполне достоверны по этому и другим параметрам. Однако для повседневной практики проектирования и представления проектной документации наиболее употребительными на сегодня оказались цветные живописно-графические изображения на бумаге, выполняемые вручную или на компьютере и включаемые в сдаваемый заказчику проект как главный содержательный его элемент.


Объемное светомоделирование осуществляется на трехмерных макетах, изготовленных, как правило, специально для решения задач освещения, или на объекте в натуре. Достоверность результатов светомоделирования на макетах существенно выше, чем на плоскостных изображениях, но уступает натурному светомодели-рованию, что проверено неоднократно на практике. К тому же изготовление макета с регулируемой системой освещения весьма трудоемко, поэтому применяется в редких случаях, главным образом для вариантного светомоделирования и проведения исследовательских работ по выявлению закономерностей построения световой композиции и ее параметров.

Главная нерешенная научная проблема, имеющая важное значение для рабочей стадии проектов архитектурного освещения объектов, когда выполняется светотехнический расчет осветительных установок, — обеспечение соответствия созданного проектно-графического (или смоделированного иным способом) образа объекта реализуемому расчетному варианту. Иными словами, до недавнего времени не был разработан приемлемый для практики метод перевода графического изображения в систему расчетных светотехнических параметров: у архитектора (светодизайнера) и светотехника не было общего "языка" для совместной профессиональной работы. В учебно-методических целях предложен доступный для студентов и проектировщиков упрощенный метод расчета яркостной композиции по графическому изображению освещенного объекта [92], в основе которого лежит естественная последовательность творческой работы: световой образ создается архитектором традиционным для архитектурного проектирования (и для изобразительного искусства вообще) эмпирическим методом вариантного поиска, а расчетные операции яркостной композиции выполняются на утвержденном живописно-графическом варианте самим зодчим или его соавтором-светотехником.

Параллельно в последние годы за рубежом и в России развивались методы компьютерного проектирования освещения интерьера и экстерьера. В их основе лежит принципиально иная последовательность действий: световой образ является результатом визуализации расчетной осветительной установки, задумываемой инженером-светотехником. Такой метод реалистического синтеза изображения в компьютерной графике получил за рубежом название "глобального освещения". Вариантный поиск в подобной программе также может дать требуемый результат. На этих принципах для целей наружного архитектурного освещения Москвы разработана компьютерная программа "Light-in-Night", которая пока далека от совершенства. Поэтому реальное проектирование ведется комбинированным способом: творческая часть — световой образ — рисуется на дисплее компьютера в изобразительных программах ("мышь" заменила кисть), а светотехнический расчет выполняется в программе "Light-in-Night". Важнейший этап достоверного перевода графического образа в расчетный выпадает, поэтому между проектным решением и реализованным образом нет достаточного соответствия, что и обнаруживается на многих освещенных объектах в Москве и других городах.

Кроме вышеуказанных недостатков плоскостного светомоделирования и существующего программного обеспечения остаются нерешенными многие вопросы адекватности зрительного восприятия графического или компьютерного изображения и реального освещенного объекта и связанные с этим пути совершенствования компьютерного проектирования искусственной световой среды.
Источник: «Дизайн архитектурной среды», Москва, 2006

Понравилась ли вам эта публикация?
0


« Предыдущие статьи
Порядок проектного решения светокомпозиционных задач
Теоретическая модель светоцветовой структуры среды в селитебной зоне
Критерии оценки световой среды
Градостроительные задачи и средства формирования световой среды
Основные компоненты световой среды города
Концепция формирования искусственной световой среды города
Световая среда города — новая область творческой деятельности
Размещение промышленных предприятий в городе
Следующие статьи »
Размещение в микрорайоне общественных зданий массового строительства Здания детских учреждений и общеобразовательных школ Магазины, предприятия общественного питания и бытового обслуживания Архитектура — объемно-пространственное искусство Замкнутые пространства. Храмы древнего Египта. Колизей. Пантеон Открытая пространственная система. Афинский акрополь Композиционные связи городских пространств. Флоренция. Венеция Пространственные композиции Джакомо Бароцци да Виньолы



Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 46 + 22 =

       



 
Мобильная версия · Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2025
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация