Светлота пространства принимается как усредненная величина светлоты поля зрения в пределах архитектурного ансамбля. За неимением достаточного научного материала она пока не может быть непосредственно регламентирована какой-либо величиной и является общим показателем, соотносимым со зрительными впечатлениями и яркостными характеристиками объектов.
Другим параметром в любой точке светопространства служит его светонасыщен-ность. Для ее оценки применяется ныне такая рассчитываемая величина, как цилиндрическая или полуцилиндрическая освещенность.
Исходя из этого для регламентации количества света в городских светопрост-ранствах, на поверхностях земли и фасадов объектов в практике используются цилиндрическая, горизонтальная и вертикальная освещенности и средняя яркость, а также их соотношения, обеспечивающие необходимую светомоделировку объемно-пространственной формы.
Доминирующая цветность освещения — качественная характеристика, которая определяется в большинстве случаев спектральными характеристиками источников света, применяемых в установках общего функционального освещения. Обычно они являются пространствоформирующими и цветоадаптирующими. В некоторых ситуациях, при функционировании в едином пространстве нескольких установок функционального, архитектурного и информационно-рекламного освещения с разноспектральными источниками, адаптирующей служит цветность относительно более мощной установки, "обслуживающей" наибольшую площадь территории (или поля зрения). Для характеристики цветности освещения применяется цветовая температура источников ТцК, для оценки качества их цветопередачи — общий индекс Rа (высокий Ra=85 и более; средний Ra≤85; низкий Ra менее 70).
Цветность освещения представляет собой зрительно активный и эмоциональный фактор, который в условиях городской среды еще мало исследован, практически не регламентируется и целенаправленно не используется для совершенствования ее качества. Некоторые натурные исследования и проектные реализации позволяют утверждать, что взаимодействие разноспектрального, особенно хроматического света с полихромной материальной средой играет и будет играть все более важную роль в создании новых художественных образов и необходимой психологической атмосферы в городе. В дальнейшем для регламентации цветовых параметров освещаемой среды могут использоваться и другие колориметрические характеристики, соотнесенные со зрительными ощущениями и оценками на основе накопленных научных данных.
Третий критерий — масштаб создаваемого светопространства — непосредственно связан с иллюзорно-формообразующим действием света в городском пространстве, параметры и качества которого воспринимаются зрением в пределах освещаемой зоны, которая не обязательно совпадает с физическими габаритами пространства по одному, двум или трем его измерениям. Светом обычно выделяются лишь функционально необходимые вечером или важные в образно-композиционном плане объекты и участки территории. При этом масштабные характеристики пространства могут создаваться с учетом градостроительных факторов и психофизиологических особенностей восприятия, в частности, дистанционного масштаба зрения, известного для условий дневного освещения и транспонированного нами с определенной модификацией параметров на условия вечерней световой среды [18, 115].
Дистанционный масштаб определяется угловыми размерами видимых (а ночью — освещенных) объектов и разрешающей способностью глаза в специфическом (нестабильном) режиме его адаптации. При решении светопланировочных задач может регламентироваться протяженность освещаемого пространства, где его третье измерение (высота формирующих его объектов) является второстепенным, а основное значение приобретает освещенность определенных участков территории при заданной неравномерности распределения света. В ряде ситуаций для масштаба светопространства и "эмоциональной" оценки светового ансамбля важное значение приобретает высота расположения светящихся или освещенных объектов над горизонтом.
Кинетика освещения или распределение света во времени — практически не используемый в городской среде светокомпозиционный фактор, за исключением немногих, автономно действующих установок светодинамической рекламы и отключения части установок архитектурного и функционального освещения на ночь, что в художественном плане не имеет положительного значения. В то же время стихийная динамика света в городе существует — фары автомобилей, светящиеся окна зданий, светофоры вносят разнообразие в "базовый" световой рисунок и являются активным компонентом среды.
Возможны два режима работы постоянных и временных осветительных установок — статический и динамический. Традиционно существующий статический режим ввиду своей технической простоты сегодня господствует во всех группах осветительных установок. По времени функционирования в течение темного времени суток любой режим может быть подразделен на вечерний и ночной, что широко используется в архитектурном и светоинформационном освещении и частично допускается нормами в функциональном освещении.
Кинетика освещения может быть связана с социальными и сезонными ритмами жизни города, что дает художественный и экономический эффекты. Постоянные и временные осветительные установки могут работать в режимах будничный — воскресный — праздничный или летний — осенний — зимний — весенний.
В ряде концептуальных работ рассматривается необходимость и реальность регулирования освещения в пространстве, по спектру и во времени как важнейшего средства ассоциативного "оживления" городской среды по примеру "живого" природного света, но, возможно, по иным принципам светодинамики. Эта светодинамика может быть двух видов — непрерывная и циклическая.
Установки, работающие в режиме непрерывной динамики, обеспечивают более или менее быстрое изменение светоцветового рисунка, повторяющегося или неповторяемого, на плоскостном, объемном или пространственном объекте в течение темного времени суток или определенного временного периода. Так функционирует цветное освещение пилонов Крымского моста или фасада здания ГАИ на Садовом кольце в Москве. Установки, создающие циклическую динамику, работают в режиме статических по светоцветовому рисунку интервалов, сменяющих друг друга в определенной последовательности. Такая система действует на пешеходном Андреевском мосту в Москве. Примитивный аналог этой системы — установки уличного освещения с вечерним и ночным (сокращенным по количеству включенных светильников) режимами работы.