Значительно улучшилась организация подземного хозяйства при устройстве подземных коллекторов, в которых прокладывалось большое число трасс. Однако такие коллекторы, имевшие сечение до 3X4 м, требовали большого расхода железобетона. Наиболее прогрессивным решением является прокладка основных коммуникаций различного назначения на надземных эстакадах и опорах.
Предусмотренная в действующих проектах блокировка зданий и их рациональное размещение позволяют обеспечить для ряда трасс один магистральный ход, что сокращает их общую длину и улучшает условия производства строительных и монтажных работ. Коммуникации прокладываются и в пределах самих зданий. Так, например, в главном корпусе в пределах машинного отделения для прокладки коммуникаций предусматривают специальный подвал. В необходимых случаях в каналах и туннелях прокладывают кабели и трубопроводы. Прокладка отдельных кабелей по территории предусмотрена в траншеях с защитой кабеля сверху плитами или кирпичом. При подводе кабелей к оборудованию их прокладывают в стальных трубах.
Каналы и туннели
При невозможности прокладки коммуникаций по надземным эстакадам они укладываются в каналах и туннелях. Каналы выполняются в виде лотков, перекрытых плитой (рис. 7.49), характеристики которых приведены в табл. 7.34. Каналы могут выполняться составными из двух лотков. Такое сечение рационально для прокладки теплофикационных магистралей, тоебующих доступа для осмотра и ремонта изоляции. Помимо элементов, приведенных в табл. 7.34, допускается изготовление доборочных элементов длиной 570 мм.
В качестве туннелей для прокладки коммуникаций могут быть использованы замкнутые элементы закрытых каналов технического водоснабжения. Каталогом сборных железобетонных конструкций Минэнерго СССР предусматриваются также туннели, выполняемые из Г-образных стенок с петлевым стыком и замоноличиванием. Поверх стенок укладываются плоские плиты. Высота таких туннелей — до 4 м.
В местах поворотов и пересечений каналов и туннелей обычно выполняют монолитные железобетонные или бетонные участки. Стены каналов могут выполняться также из кирпича. При прокладке каналов и туннелей в сухих грунтах их элементы устанавливают на песчаный слой и внешние поверхности конструкций обмазывают битумом 2 раза. При наличии грунтовых вод выполняют бетонную подготовку и устраивают гидроизоляцию днища и стенок, а в необходимых случаях ч покрытие их холодной асфальтовой мастикой или другими материалами. По гидроизоляции, нанесенной на подготовку, предусматривается устройство песчаного выравнивающего слоя толщиной 30—50 мм, служащего постелью для днища.
Для стока случайных вод предусматривают продольные уклоны в каналах и туннелях — не менее 0,2 %. Дренируемая вода отводится в приямки, устроенные в днище на расстоянии 100—150 м. Уклоны в каналах и туннелях создают обычно набетоикон на днище. При большой протяженности трассы уклон может создаваться установкой с уклоном самих конструкций. В местах примыкания каналов к теплофикационным камерам и другим сооружениям, а также на прямых участках через 50 м выполняют деформационные швы.
Эстакады
Трубопроводы различного назначения диаметром от 50 до 800 мм и более прокладываются по эстакадам. В зависимости от количества и диаметров трубопроводов железобетонные эстакады выполняют двухстоечными (рис. 7.50, а) и одностоечными (рис. 7.50,6), а также без пролетного строения (рис. 7.50, а) и с пролетным строением из одной (рис. 7.50,6) или двух (рис. 7.50, в) балок.
Эстакады без пролетного строения выполняют для труб диаметром 200—300 мм и более. Несущая способность этих труб позволяет укладывать их между опорами, установленными с шагом 6—12 м. При наличии труб и больших, и малых диаметров малые трубы могут подвешиваться к большим. Однако при таком решении затрудняется ремонт труб. При прокладке труб малых диаметров на эстакаде предусматривается пролетное строение с металлическими или железобетонными траверсами, шаг которых принимается 3, 4 или 6 м и определяется несущей способностью трубопроводов.
Сборные железобетонные стойки эстакады заделывают в стаканные фундаменты, траверсы приваривают к стойкам или пролетному строению. Для восприятия усилий от температурных деформаций трубопроводов устраивают анкерные опоры из развязанных связями парных промежуточных опор (рис. 7.50, а) или из специальных двухветвевых колонн (рис. 7.50, в). Для возможности опорожнения трубопроводы укладывают с продольным уклоном, который обеспечивается переменными отметками заложения фундаментов или переменной глубиной заделки колонн в стаканы фундаментов.
При большом количестве трубопроводов эстакады могут выполняться двухъярусными, пролетное строение в зависимости от диаметров укладываемых труб может выполняться как в обоих, так и в одном ярусе. Сборные железобетонные конструкции эстакад (стойки, пролетное строение, траверсы) унифицированы и принимаются в соответствии с общесоюзной номенклатурой.