Суммарный расход воды на строительной площадке (л/с) равен
![](https://www.arhplan.ru/img/articles/4787.jpg)
где Qпр, Qxоз, Qпож — расход воды соответственно на производственные, хозяйственно-бытовые и противопожарные цели, л/с.
Расход воды для производственных целей
![](https://www.arhplan.ru/img/articles/4788.jpg)
где 1,2 — коэффициент на неучтенные расходы воды; Qср — удельный расход воды на производственные нужды, л; k1 — коэффициент сменной неравномерности потребления воды; 8 и 3600-число часов работы в смену и число секунд в часе.
Расход воды на хозяйственно-бытовые нужды — приготовление пищи, для питья, санустройства (л/с)
![](https://www.arhplan.ru/img/articles/4789.jpg)
где nр — наибольшее число рабочих в смену; n1 — норма потребления воды на 1 чел. в смену (10—25 л); n2 — норма потребления воды на прием одного судна; k2 — коэффициент, равный отношению пользующихся душем к наибольшему числу рабочих в смену.
Минимальный расход воды для противопожарных целей принимают при строительной площадке размером до 100 тыс. м2 из расчета одновременного действия двух гидрантов с расходом воды по 5 л/с (для двух струй Qпож = 10 л/с), при площади до 500 тыс. м2 — 20 л/с, при большей площади — по 5 л/с на каждые 250 тыс. м2 сверх первоначальных 500 тыс. м2.
Источниками водоснабжения при строительстве причалов могут служить действующие водопроводы, расположенные вблизи строительной площадки, с устройством в необходимых случаях дополнительных временных сооружений (резервуаров, насосных станций, водонапорных башен и пр.) и природные источники (поверхностные водоемы и подземные воды), получаемые через артезианские скважины.
Диаметр (мм) временной водонапорной сети на период наиболее интенсивной работы определяют по формуле
![](https://www.arhplan.ru/img/articles/4790.jpg)
Полученное значение округляют до ближайшего диаметра по ГОСТ. Для пожарного водопровода диаметр труб должен быть не менее 100 мм.
Временную канализацию устраивают в редких случаях. Для отвода ливневых и производственных условно чистых вод применяют открытые водостоки.
Электроэнергия при строительстве причалов распределяется следующим образом: до 3/4 ее расходуется на питание электродвигателей, около 1/4 — на технологические процессы (электросварка, прогрев бетона в зимнее время и т. д.) и относительно небольшая часть — на наружное освещение территории строительства и внутреннее освещение служебных помещений.
Требуемую мощность (кВ-A) источников электроэнергии определяют исходя из потребностей конкретных строительных машин, 'Проведения необходимых технологических процессов и т. д.:
![](https://www.arhplan.ru/img/articles/4791.jpg)
где Рт, Рп, Ро — номинальная мощность соответственно токоприемников, технологических потребителей, осветительных агрегатов, кВ-A; kт, kп, kо — коэффициент спроса, учитывающий соответственно одновременность работы отдельных токоприемников, степень загрузки и потерю тока в сетях; cosφт , cosφп — коэффициенты мощности.
Потребная мощность трансформаторов или электростанций
![](https://www.arhplan.ru/img/articles/4792.jpg)
где k — к. п. д. (при строительстве причалов равен 0,75).
Самым экономичным способом получения электроэнергии является использование действующих постоянных электростанций и линий электропередач высоких напряжений. При невозможности осуществления такого варианта пользуются энергопоездами, а также временными, стационарными, передвижными и плавучими электростанциями.
Мощность отечественных энергопоездов 750—4000 кВт, для временного электроснабжения стройплощадок применяют дизельные и локомотивные электростанции мощностью 50—700 кВт. Передвижные электростанции мощностью 4—160 кВт могут быть: самоходными, смонтированными в фургонах грузовых автомобилей; прицепными на тракторных прицепах, а также в железнодорожных вагонах (вагон-электростанция мощностью 320 кВт); плавучими несамоходными, обычно дизельными электростанциями мощностью 400—800 кВт.
С высоковольтных сетей электроэнергия поступает на трансформаторы. Мощность трансформаторов на стройках колеблется от 100 до 1000 кВ-A, наиболее применяемые мощности — 180, 320 и 560 кВ-A. На стройплощадку по четырехпроводным сетям поступает ток напряжением 220/380 В. Напряжение 380 В используют для промышленных нужд, а 220 В — для осветительных. При необходимости (по требованиям безопасности труда) существующее на площадке напряжение понижается сухими трансформаторами.
Линии временного электроснабжения выполняют воздушными и кабельными. Для воздушных сетей обычно применяют голые провода, рассчитанные по величине моментов нагрузок с учетом материала и механической прочности проводников, а также климатических условий района строительства. В пределах береговой части стройплощадки применяют силовые кабели с алюминиевыми жилами, в алюминиевых или пластиковых оболочках, а при выходе на акваторию — специальные кабели в водонепроницаемых оболочках.
Такие потребители, как гидромеханизация, водоотлив, вибропогружение, аварийное освещение, обычно имеют самостоятельные линии электропередач.
Для освещения стройплощадки применяют прожекторы заливающего света и светильники различных типов. Их устанавливают группами или в одиночку на постоянных мачтах, сооружаемых для освещения причалов, на временных мачтах и сооружениях, на сборно-разборных переносных опорах и стойках.
Теплоснабжение строительной площадки необходимо для отопления зданий и тепляков, а также для технологических нужд строительства — пропаривания сборных железобетонных конструкций, прогрева бетона, оттаивания грунтов и. т. п.
Осуществление временного теплоснабжения строительства начинается с определения потребности в тепле для отопления и технологических целей, выбора источников теплоснабжения и теплоносителя для каждого потребителя, проектирования и устройства наружных и внутренних сетей, а также выбора обогревательных устройств.
Количество тепла (ккал/ч) для отопления
![](https://www.arhplan.ru/img/articles/4793.jpg)
где V — объем здания по наружному обмеру, м3; q0 — удельная тепловая характеристика здания, ккал/м3·ч·град; а — коэффициент, учитывающий климатические условия района; tв, tн — расчетная температура воздуха внутри помещения и снаружи, °С.
Расход тепла Q2 (ккал/ч) на технологические нужды зависит от объема тепляков, температуры в них, объема изготовляемых конструкций и т. д.; определяется каждый раз специальными расчетами.
Общее количество тепла (ккал/ч) находят по формуле
![](https://www.arhplan.ru/img/articles/4794.jpg)
где k1, k2 — коэффициенты, учитывающие потери тепла соответственно в сети и неучтенные.
В качестве источника временного теплоснабжения целесообразно использовать ТЭЦ и постоянные центральные или районные котельные портов. Если это невозможно, то устраивают временные котельные установки, в том числе передвижные. Иногда применяют в качестве источника тепла пароходы и паровозы устаревших типов, однако их использование весьма неэкономично. В последнее время для теплоснабжения применяют импортные термоконтейнеры.
Сжатый воздух используют при строительстве причалов для работы пневматических инструментов (перфораторов, отбойных молотков, бетоноломов, трамбовок, сверлильных машин и других), различных механизмов (цемент-пушек, сваебойных агрегатов, установок для шприц-бетона, бетононасосов, покрасочных агрегатов, пескоструйных аппаратов и др.).
В зависимости от числа потребителей и потребляемого ими сжатого воздуха, степени сосредоточения их снабжение осуществляется централизованно от стационарных компрессорных станций или от передвижных компрессоров. Потребность в сжатом воздухе (м3/мин) определяют по формуле
![](https://www.arhplan.ru/img/articles/4795.jpg)
где q — расход сжатого воздуха каждым потребителем, м3/мин; k — коэффициент одновременности работы потребителей.
Разводка сжатого воздуха от передвижных компрессоров осуществляется по резиновым шлангам диаметром 20—40 мм, а от стационарных — по стальным трубам.
Кислород и ацетилен, используемые на стройке для сварки и резки металлов, завозятся на площадку в специальных стальных баллонах.
Телефонная и радиосвязь являются основными видами связи, применяемыми на строительстве. Телефонная связь между абонентами строительной площадки с выходом на ближайший телефонный узел общего пользования осуществляется при помощи коммутатора, устанавливаемого при управлении строительством. На крупных строительных площадках предусматривается двусторонняя радиосвязь, для чего устраиваются центральная радиостанция и определенное количество приемопередаточных пунктов, снабженных радиоустановками, в необходимых пунктах строительства и на плавсредствах.