До начала строительства заказчик по акту передает строительной организации генеральный разбивочный план причальной линии или отдельного причала с нанесенными пунктами плановой и высотной опорной сети — базисными, магистральными и осевыми линиями сооружений с координатами их начала и конца, а также координатами высотных реперов.
При большом объеме сложных разбивок в акте передачи участвует представитель проектной организации. На плане показывают также углы направлений осевых линий относительно базисных и магистральных линий. Все знаки, закрепляющие базисные, магистральные, осевые линии и репера, передают строителям в натуре.
Строительная организация выполняет своими силами: разбивку и закрепление основных линий возводимого причала (кордона, осей свайных рядов и т. п.), при необходимости дополнительное закрепление осевых линий; разбивку и закрепление осевых линий отдельных конструкций причалов; привязку, вынос и установку дополнительных реперов; установку с привязкой к реперам водомерных реек и мареографов; наблюдение за колебаниями горизонта воды; геодезический контроль во время строительства; наблюдения за деформациями причальных конструкций в процессе их возведения; разбивку временных зданий, сооружений, дорог и других коммуникаций; натурные съемки для получения исполнительной документации.
Разбивку и закрепление базисных, магистральных, основных створных линий и реперов производят на берегу в надежных местах, которые не могут деформироваться вследствие воздействия природных явлений и не будут затрагиваться при возведении зданий и сооружений. Береговая разбивка основных линий причалов должна закрепляться с каждого конца не менее чем в двух точках. При закреплении основной линии пирса с одного конца она закрепляется не менее чем в трех точках. Длина створа на берегу между крайними точками закрепления должна быть не менее половины длины сооружаемого причала. В качестве основных линий при разбивке набережных принимают их линии кордонов, при разбивке пирсов — продольные осевые линии, разбивке причалов островного типа — продольные и поперечные оси.
Базисные, магистральные, основные линии и реперы закрепляют на местности столбами из стальных труб со штырями. Закрепление линий вспомогательных разбивок причальных сооружений зависит от вида причала и выполняемых на нем работ.
Пример разбивки осей пирса на местности приведен на рис. 16, а. От базисной линии /—II путем триангуляции устанавливают и закрепляют дополнительную осевую точку III. Разбивку точек 1—4 пирса ведут методом засечек при помощи двух теодолитов, устанавливаемых в точках I, III, II. При этом угол я следует брать не менее 30°. Разбивочные точки 1—4 вначале фиксируют буйками, а затем — на возведенных конструкциях. Для контроля точек во время строительства и особенно после штормов следует устанавливать теодолиты в специальных будках на все время строительства. Если пирс сооружают в закрытой акватории или естественной бухте, то осевой створ закрепляют как на берегу, так и на молу или на противоположном берегу бухты.
Разбивку причальных набережных (рис. 16, б) вдоль уреза ведут от магистральной линии, проложенной на берегу, с выносом точек кордона причала теодолитом с дальномерной насадкой и промером лентой с промерных мостиков расстояний I—0; II—1; III—2 и т. д.
Разбивочные работы заносят в специальный геодезический журнал и оформляют актами, утверждаемыми главным инженером строительной организации. Принятые от заказчика и установленные строителями разбивочные знаки передают заказчику при сдаче причала в эксплуатацию.

