Основным назначением рабочих гаваней является укрытие технических плавучих средств строительства в непогоду. Отстой технического флота вызывает необходимость создания в гаванях устройств, зданий и сооружений для осуществления бункеровки плавучих средств топливом и водой, их текущего и более сложного ремонта и др.
Часто рабочую гавань для технического флота совмещают со строительной базой. Тогда на берегах гавани располагают бетонное хозяйство с подъездными путями, открытые полигоны и закрытые цеха для изготовления железобетонных конструкций, парки изготовления массивов и массивов-гигантов. Базу механизируют для морских грузовых операций со сборными элементами конструкций и строительными материалами, а также оборудуют необходимыми приспособлениями для спуска массивов-гигантов на воду. В последнем случае закрытую акваторию рабочей гавани приспосабливают для отстоя спущенных на воду массивов-гигантов.
Для выполнения перечисленных функций рабочая гавань должна иметь достаточную по площади хорошо защищенную акваторию, а также необходимое число причалов.
Под рабочую гавань может быть приспособлена часть акватории строящегося порта, защищенная оградительными сооружениями. Рабочая гавань может сохраняться на отведенном месте до окончания строительства порта или при очередном этапе сдачи в постоянную эксплуатацию причалов, временно занимаемых техническим флотом строителей, постепенно перемещаться в районы порта, находящиеся в стадии строительства.
При оставлении рабочей гавани на акватории действующего порта мелкотоннажный строительный флот начинает препятствовать нормальной эксплуатационной работе торгового порта, поэтому желательно создание самостоятельных рабочих гаваней вблизи района строительства на расстоянии, позволяющем после получения штормового предупреждения отбуксировать несамоходные плавучие средства в защищенную гавань.
Экономически целесообразно рабочую гавань располагать в естественно защищенной бухте или в устье реки. При отсутствии подобных условий, в том случае если берега сложены из мягких грунтов, ее устраивают в отчерпанном в прибрежной зоне ковше, к которому подводят подходной канал с ограждением от заносимости и волнения.
При скалистых берегах акваторию рабочей гавани образуют путем ограждения части, примыкающей к берегу акватории, выступающими в море оградительными сооружениями. Иногда в качестве одного из таких сооружений принимают корневую часть возводимого мола строящегося порта, примыкая к ней с внешней стороны акваторию рабочей гавани.
Рабочие гавани могут быть временными и постоянными. Постоянные гавани создают путем строительства капитальных сооружений, обеспечивающих более надежное укрытие технического флота, и совмещают, как правило, со строительной базой.
В настоящее время, в связи с проведением неотложных мер по защите берегов морей от разрушения и рациональному использованию прибрежных территорий, с целью лучшего и безопасного использования технических плавучих средств, занятых на строительстве морских берегоукрепительных сооружений и причалов, на протяженном фронте открытого побережья планомерно создается сеть портов-укрытий технических плавучих средств.
В основу технико-экономического обоснования числа и географического расположения портов-укрытий на побережье определенного морского бассейна автором принимается ряд принципов.
Подлежащие укреплению участки берега нужно выбирать из разрабатываемой для соответствующего бассейна Генеральной схемы берегоукрепительных и противооползневых работ по побережью. Причальные сооружения портофлота следует сооружать в соответствии с планом курортного, промышленного и портового строительства рассматриваемого региона, основанным на увеличении пассажиро- и грузопотоков в каботажном плавании.
Расстояние от расположенных на побережье портов-укрытий до наиболее удаленных участков строительства должно обеспечивать сокращение до минимума холостых переходов судов технического флота. Это расстояние должно быть таким, чтобы время возврата судов с места работ в укрытие не превышало 6 ч, что связано с интервалами поступления суточных прогнозов погоды. Исходя из этого расстояние от портов-укрытий до мест выполнения работ при средней скорости буксирования плавсредств не должно превышать 45 км.
Число плавучих единиц, укрываемых в порту-укрытии, зависит от характера выполняемых работ, технической оснащенности строительной организации, сроков строительства и других факторов. Так, в каждом порту-укрытии для побережий Черного моря должны размещаться (по данным трестов «Новороссийскморстрой» и «Крымморгидрострой»): 3 крана грузоподъемностью 60—100 т, 2—4 буксира мощностью до 367 кВт, 3—4 водолазных бота, 3—6 барж и понтонов.
Компоновка оградительных и причальных сооружений портов-укрытий зависит от естественных гидрометеорологических и геологических условий участка побережья. Размеры акватории определяют исходя из условий создания допустимого волнового режима и обеспечения возможности полного разворота отстаивающегося в гавани судна максимальной длины, а длину причального фронта — исходя из условий безопасной стоянки расставленных лагом к причалу судов технического флота.
Эффективность капиталовложений в строительство портов-укрытий при двух возможных вариантах выполнения одного объема берегоукрепительных работ или причалов портофлота (при наличии портов-укрытий и без них) определяют по формуле срока окупаемости
где k1, k2 — капитальные вложения в строительство портов-укрытий; Δkфб, ΔEфб — экономия соответственно капитальных вложений и эксплуатационных расходов при наличии портов-укрытий; Е1, Е2 — эксплуатационные расходы по содержанию портов-укрытий; Тн — нормативный срок окупаемости (10 лет).
Более подробно вопросы проектирования и строительства портов-укрытий излагаются автором в специальной литературе.