Жилые поселки для размещения строительных кадров, возводящих причалы, сооружают отдельно или совмещают территориально с поселком для эксплуатационного персонала будущего порта. При условии опережающей сдачи капитальных культурно-бытовых зданий для эксплуатационников их временно (на период строительства) используют для нужд строительных рабочих.
Если жилой поселок нужен только на время строительства, его сооружают из временных инвентарных сборно-разборных и цельноперевозимых зданий. В соответствии с классификацией, утвержденной Госстроем, предусмотрены три вида подобных зданий: сборно-разборные, контейнерные и передвижные.
Сборно-разборный тип зданий рекомендуется при сроках строительства причалов 2—3 года. Для транспортного строительства применяют здания из сборно-разборных секций каркаснопанельной конструкции с деревянными фундаментами, колоннами и металлодеревянными фермами пролетом 9 м; длина зданий 18—36 м (кратная 6). Имеются теплые санузлы, канализация. При 3—4-кратной оборачиваемости здание служит 7—8 лет.
Контейнерный тип зданий применяют при сроке эксплуатации около 1,5 лет. Здание представляет собой один или несколько сблокированных контейнеров размером 9X2, 7X2,5 м, связанных металлическим каркасом. Контейнеры перевозят на трейлерах, автомобилях, универсальных площадках, по железной дороге, монтируют кранами.
Передвижной тип зданий целесообразно применять при сроке эксплуатации до полугода. Здание состоит из одного контейнера с металлическим каркасом и собственной инвентарной или постоянной ходовой частью. Для проживания личного состава плавстройотрядов используют двухпалубные железобетонные суда-брандвахты. Широко распространены в качестве передвижных зданий специально оборудованные железнодорожные вагоны и вагончики на автоходу, а также автофургоны и тракторные фургоны.
Жилой поселок следует располагать в пределах отведенной строительной площадки на расстоянии не более 2—3 км от места работ, желательно на местности с уклоном к морю или реке порядка 3—8%, вне пределов волнового воздействия, выше наивысшего горизонта прилива и паводковых вод.
Максимальное число рабочих, нуждающихся в жилой площади, определяют по наибольшей устойчивой ординате графика движения рабочей силы либо по формуле
где S — капиталовложения в объект строительства, руб.; b — коэффициент, учитывающий себестоимость строительно-монтажных работ (обычно b = 0,7); а — коэффициент, учитывающий долю капиталовложений в наиболее интенсивный период (α = 0,3—0,4 в зависимости от сроков строительства); а среднегодовая выработка одного рабочего с учетом ежегодного планового повышения, руб.
Действительное число рабочих, нуждающихся в жилой площади,
где β — коэффициент, учитывающий число рабочих производственных предприятий и вспомогательных хозяйств строительства (β = 0,8—1); N2 — число рабочих из местного населения, не нуждающихся в жилье; N3 — число рабочих, временно поселяемых в домах поселка эксплуатационников.
Население строительных поселков определяют путем умножения величины Nобщ на коэффициент семейности, принимаемый в подготовительный период равным 1,8, во время основного строительства — 2,2. Жилую площадь строительного поселка определяют исходя из норм СНиП, по которым она должна составлять: на одного работающего — не менее 4 м2, для семейных — 6 м2 на каждого члена семьи.