Существуют государственные и частные учебно-воспитательные учреждения, в которых предусматривается весьма широкий диапазон педагогичесюгх, медицинских и других услуг. Размещаются эти учреждения, как правило, в отдельно стоящих специализированных зданиях, но также и в пристроенных к жилым зданиям (или встроенных) объемах. Ниже рассматриваются государственные (муниципальные) учреждения, размещаемые в отдельных зданиях.
Дошкольные учреждения
Они предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми, а также методическую помощь родителям. Предназначены для групп детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет- детские ясли, а также от 3 до 6 (7) лет - детские сады. Расчетная вместимость здания яслей не должна превышать 10 групп (200 мест), здания детсада - 12 групп (240 мест). Вместимость помещений группы не должна быть менее 10 мест в дошкольных учреждениях общего типа и не менее 5-в малых дошкольных учреждениях.
Детские дошкольные учреждения - ясли и сады, - в условиях массового строительства, как правило, объединяются в одном, отдельно стоящем здании. Объемно-планировочная структура зданий детских дошкольных учреждений строится на основе функциональных связей между основными группами помещений (рис. 14.1).
В некоторых случаях, в частности в сельских населенных пунктах, детские ясли и сад объединяются с отделением общеобразовательной школы в составе учебно-воспитательного комплекса. Это способствует преемственности и цельности педагогического процесса, эффективности медицинского обслуживания детей, создает удобство для многодетных родителей (воспитание и обучение разновозрастных детей в одном месте).
Предусматриваются следующие типы дошкольных учреждений: дошкольные учреждения (ДУ) общего типа - от 4 до 10 детских групп, центр дошкольного воспитания (ЦДВ) - от 6 до 12 детеких групп (рис. 14.3), комплекс дошкольного воспитания (КДВ) - до 60 детских групп, учебно-воспитательный комплекс (УВК) - от 2 до 6 детских групп при школьном отделении не более 12 ученических классов, дошкольное учреждение с первыми классами а также малые дошкольные учреждения. По желанию родителей и решению администрации может быть изменен профиль дошкольного учреждения в целом или отдельных детских групп.
В зависимости от числа детских групп дошкольные учреждения подразделяют на здания малой - до 4 групп, средней - до 5 - 8 групп и большой вместимости - до 9 - 14 групп. При вместимости более 14 групп создаются комплексы зданий.
В качестве объектов массового строительства, размещаемых в отдельном здании рекомендуются: дошкольные учреждения общего типа на 4, 6, 8, 10 групп, центр дошкольного воспитания на 6, 8, 10, 12 детских групп, групповые отделения комплекса дошкольного воспитания на 2, 3, 4 группы. Комплекс дошкольного воспитания объединяет систему дошкольных учреждений (от 4 до 12), размещенных в отдельно стоящих и пристроенных к жилым домам зданиях. В составе комплекса проектируются также бассейн, зал-арена, помещения для детских кружков и секций, методические, административные, хозяйственные помещения. Учебно-воспитательный комплекс объединяет дошкольное отделение на 2, 3, 4, 6 групп и общеобразовательную школу I, I-II или I-II-III ступени.
Согласно требованиям действующих норм детские ясли - сады проектируют вместимостью 50, 95, 140, 190, 280 и 330 мест, соответственно на 2, 4, б, 8, 12 и 14 групп. Комплекс детских яслей - садов проектируется на 560-660 мест (на 24 - 28 групп). Средняя по России ориентировочная суммарная вместимость детских садов - яслей составляет 70-90 мест на 1000 жителей. Но этот показатель должен корректироваться для каждого населенного пункта, исходя из конкретной демографической ситуации и потребности в детских дошкольных учреждениях.
Градостроительная практика показала, что для жилого района с населением более 4000 жителей наиболее экономичны детские ясли - сады вместимостью 280 и 330 мест, менее 4000, - 140 и 190 мест. Здания, объединяющие детские ясли - сад и начальную общеобразовательную школу вместимостью (25+40) и (50+80) мест целесообразно проектировать в малых городах, небольших населенных пунктах(рис. 14.4).
Архитектурное решение зданий и комплексов принимается в соответствии с характером окружающей застройки: в малоэтажной(коттеджной, усадебной) застройке рекомендуется размещение малых дошкольных учреждений вместимостью 0,5-3 группы, в 3-7 этажной застройке - вместимостью 4-10 групп, в застройке в 7-9 и более этажей рекомендуются здания на 8-10 групп.
Размещаются детские дошкольные учреждения общего типа в жилой застройке равномерно, из условия радиуса обслуживания 300 м в городах и 500 м в сельских поселениях, предпочтительно на озелененной территории, объединяющей участки яслей - садов и общеобразовательной школы.
Площадь земельного участка, занимаемого детским дошкольным учреждением, зависит от вместимости и природно-климатических условий района строительства. Площадь территории на одно место принимается из расчета: для яслей - садов до 100 мест - 40 м2, от 100 до 500 мест - 35 м2, свыше 500 мест - 30 м2; при строительстве в климатических подрайонах 1А, 1Б, 1Г, 1Д и ПА размеры участка могут быть уменьшены на 30-40%; при строительстве на рельефе с уклоном более 20% площадь участка допускается сократить на 15%.
Сформировалось три основных композиционных решения детского дошкольного учреждения; централизованный тип (единый объем, связи между группами помещений внутри здания), блокированные здания (связи между блоками по отапливаемому переходу), павильонный тип (связи по не отапливаемому крытому переходу или по открытому участку). Наиболее экономичен и удобен в эксплуатации централизованный тип двухэтажного здания, который и используется в массовом строительстве.
Объемно-планировочное решение детского дошкольного учреждения строится на основе трех базовых групп: помещения детской группы (раздевальная, приемная комната, игровая, групповая, спальня, туалеты, буфетные), общие помещения для всех детских групп (залы для музыкальных и гимнастических занятий с кладовой - инвентарной, методический кабинет, медицинская комната, процедурный кабинет с помещением для приготовления дезинфицирующих средств, изолятор) и административно-хозяйственные помещения (пищеблок, кабинет заведующего, хозяйственная кладовая и др.).
Главными помещениями являются групповые (в детских садах) и игровые (в яслях), к которым примыкают буфетная и туалет (в детских садах два помещения, - умывальная и уборная, в яслях - одно общее помещение). Входящие также в состав детских групп спальни отделяются от помещений групповых раздвижными перегородкам.
В составе площадей детских яслей - садов, проектируемых для суровых условий 1 климатического района, предусматриваются отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 1,8 м2 на 1 место для яслей и 2 м2 - для детских садов. Прогулочные веранды для детей ясельного и дошкольного возраста должны быть раздельными (рис. 14.5).
Размеры ванны в бассейнах принимаются не менее 3x6 м для одного детского дошкольного учреждения и не менее 6x10 м - для комплекса дошкольных учреждений.
Площадь зала принимается: для музыкальных занятий, - из расчета не менее 2 м2, для физкультурных занятий - 4 м2 на одно место в дошкольной группе.
Планировочное решение детского сада - яслей предполагает создание своеобразных автономных комплексов- групповых ячеек, - включающих все помещения каждой группы и отдельный вход. Для ясельных групп отдельный вход предусматривается, как правило, для каждой группы. Для детского сада допускается один вход на четыре группы. Следует учесть, что из каждой групповой ячейки и прогулочной веранды должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. Площади помещений групповой ячейки приведены в таблице 14.3.
В качестве дополнительных рекомендуется включить в состав групповой ячейки следующие помещения: игровую 12 м2, ванну-бассейн (с ванной 1,8х1,8 м и кабиной для переодевания) 12 м2, открытую террасу-солярий 12 м2, открытую террасу-манеж 12 м2, комнату сушки одежды 4 м2, комнату персонала с санузлом 8 м2.
Состав и площади специализированных, сопутствующих и служебно-бытовых помещений ДУ общего типа и ЦДВ приведены в таблице 14.4.
Этажность детских дошкольных учреждений зависит от степени огнестойкости здания и числа мест: здания 1, II и III степеней огнестойкости с числом мест до 150 возводят одно- или двухэтажными, здания I, II степеней и вместимостью до 350 мест - трехэтажными. Для последних нормами предусматриваются планировочные и конструктивные ограничения: на третьем этаже следует располагать помещения только старших групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, прогулочные веранды и служебно-бытовые помещения. Трехэтажное здание должно проектироваться не ниже II степени огнестойкости независимо от числа мест. Приведенные требования относятся к детским дошкольным учреждениям общего типа, здания специализированных учреждений должны иметь II степень огнестойкости и независимо от числа мест проектироваться не выше двух этажей.
Помещения длительного пребывания детей( групповые, игровые ) должны быть хорошо освещены естественным светом (К.Е.О.=1.5%), что обеспечивается при общей площади окон 1/4-1/5 от плошади пола этих помещений.
В климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г в приемных и раздевальных помещениях, в туалетах и моечных кухонной посуды допускается освещение вторым светом (через фрамуги, остекленные перегородки и т.п.). Буфетные, приемные изолятора и комнаты персонала могут не иметь естественного освещения.
Общеобразовательные учреждения
К ним относятся общеобразовательные школы I ступени (начальное образование, 14 классы), II ступени (основное образование, 5-9 классы) и III ступени образования (полное среднее образование, 10-11 или 9-11 классы), а также гимназии, лицеи и др. (рис. 14.6).
Назначение общеобразовательной школы - обучение и воспитание детей и подростков с 7 (6) до 17 (18) лет. Планируется переход на 12-летнее обучение. Вместимость школьного здания определяется количеством параллельных классов, В зависимости от этого различают одно-, двух-, трех-, четырех комплектные школы.
В составе микрорайона могут размещаться одно- трехкомплектные школы, - основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Последняя может размещаться и в жилом районе города. Школы являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объем школьных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объемы других объектов общественного назначения в микрорайоне. Значительные размеры здания школы, его объемно - пространственная композиция во многом формируют архитектуру окружающей застройки. В последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Весьма актуальны такие комплексы для районов Крайнего Севера (см. рис. 14.7, 14.8).
В микрорайонах с населением от 6 до 12 тыс. жителей строятся полные средние школы, с населением до 18 тыс. жителей - школьные комплексы с объединенными общешкольными помещениями (спортивными и актовыми залами и др.). Основным типом, принятым для условий современной городской застройки является школа на 33 класса (1266 учащихся), что отвечает сложившейся демографии и системе обучения (рис. 14.9).
В основу объемно - планировочной структуры современного школьного здания положен блочный принцип, базирующийся на четком функциональном зонировании всего объема здания. В результате, в соответствии с учебным процессом, возрастом учащихся, объединяются и группируются близкие по функциям помещения, формируются их блоки (рис. 14.10, 14.11, 14.12).
Высота современных школьных зданий принимается с учетом численности учащихся и степени огнестойкости: вместимостью до 270 учащихся и степенями огнестойкости HI а, V здание проектируется 1-этажным, IV степени огнестойкости - 2-этажным; вместимостью до 350 уч. и III 6 степенью огнестойкости - 2-этажным; до 1600 уч. и III степенью огнестойкости - 3-этажным. Здания 1, II степеней огнестойкости могут проектироваться 4-этажными. При этом, на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений - не более 25%. Блочная структура позволяет проектировать гардеробные и выходы на участок для отдельных возрастных групп. Это обеспечивает максимальное использование пришкольной территории для пребывания детей на свежем воздухе во время перемен.
Основными группами помещений общеобразовательной школы являются учебные и общешкольные.
В ряде случаев этот перечень может быть дополнен. Например, в школах - интернатах, в школах продленного дня (с длительным или круглосуточным пребыванием учащихся) предусматривается группа спальных помещений.
Учебная группа помещений включает: учебные классы по основам наук с соответствующими учебными кабинетами и лабораториями, специализированные кабинеты, помещения по трудовому обучению и профессиональной ориентации, библиотеку-информационный центр, рекреации, кабинеты школьной администрации, медицинские помещения, вестибюль с гардеробом.
Площадь основных учебных помещений следует принимать из расчета 24 учащихся в помещении.
Расчетные показатели площади основных учебных помещений следует принимать не менее: для учебного класса (кабинета) - 3 м2/уч, мастерских по изучению технологий и труда - 7,5 м2/уч., специализированных мастерских для профильного обучения - 9 м2/уч., кабинетов черчения и рисования - 2,4 м2/чел, актового зала - 0,22 м2/чел, спортивного зала - 0,9 м2/чел.
Библиотека проектируется из расчета 0,0035 м2/ед. фонда хранения и 2,4 м2/читательское место. На 10000 единиц хранения предусматривается 15 читательских мест. В полной средней школе с двумя параллельными потоками размещают библиотеку на 20000 ед. хранения и 30 читательских мест.
Административные помещения включают: кабинет директора площадью 16-25 м2, три кабинета заместителей, канцелярию и комнату технического персонала по 12 м2.
Медицинские помещения проектируются в составе трех кабинетов(включая медицинскую комнату, процедурную и кабинет зубного врача) площадью по 16-18 м2.
Кладовая уборочного инвентаря площадью 8 м2 предусматривается на каждом этаже.
Площадь вестибюля с гардеробом принимается из расчета 0,35 м2/уч., рекреаций - 2 м2/уч. Рекреационные помещения располагаются при учебных помещениях на этажах в форме залов или уширенных (до 2,8 м) коридоров.
Санузлы для учащихся проектируют из расчета 0,15 м2/уч. При уборной для девочек предусматриваются кабины личной гигиены (1 на 70 девочек). Санузлы для персонала размещают отдельно.
Общешкольная группа помещений включает: центр досуга, зрительный зал с эстрадой и кинопроекционной, лекционную аудиторию, спортивные залы и бассейн с обслуживающими помещениями, кабинеты и студии для кружковой работы (художественного воспитания, технического творчества и др.) а также столовую с кухонным блоком, видео-кафе с буфетом.
Центр досуга (рекреационный центр) включает: зал-форум из расчета 1,5 м2/уч, вестибюль с гардеробом площадью 0,3-0,4 м2/посетителя, административные помещения площадью (16-24 м2)х4, медицинский кабинет 18 м2, комнату родителей 30 м2, комнаты инженерно-технического персонала 12 м2хЗ, санузлы из расчета 1 унитаз и 2 писсуара на 100 мужчин и 1 унитаз на 50 женщин. Предполагается посещение центра учащимися соседних школ а также местным населением. Использование этой группы помещений возможно на коммерческой основе, с предоставлением платных услуг.
Для общей физической подготовки, занятий гимнастикой, легкой атлетикой и другими видами спорта проектируются спортзалы размерами 12x15 м, 18x15 м высотой до низа выступающей конструкции 4,6-6,0 м, 24x15 (12) м высотой 6-7 м. 36(30)х18 м, 42x24 м высотой 7-8 м. Площадь пола спортзала назначается из расчета не менее 1,4 м2/уч, К спортзалу примыкают: тренерская с инвентарной 10-20 м2, кладовая хранения уборочного инвентаря 4 м2 (одна на группу залов), раздевальные, душевые и уборные для занимающихся.
Бассейн проектируется с двумя ваннами- основной размерами 25,0x11,5 (и более) м и дополнительной -для обучения плаванию 10x6 м. Глубина воды(переменная, от наименьшей к наибольшей) соответственно 1,2-1,8 м и 0,60-0,85 м.
При спортзалах и бассейне предусматриваются раздевальные с душевыми для мальчиков и девочек. Раздевальные оборудуются одноярусными шкафами размером в плане 600x300 мм. При раздевальной проектируется уборная (1 унитаз и 1 умывальник). При бассейне предусматривается кабинет медсестры с лабораторией анализа воды (6+6) м2.
Зрительный зал проектируется из расчета не менее 0,7 м2/место с количеством мест не менее 60% учащихся. Киноаппаратная принимается площадью 27 м2. При зрительном зале следует разместить лекционную аудиторию на 2-3 учебных группы площадью 1 м2/место.
При проектировании здания школы все основные учебные помещения должны быть размещены в наземных этажах. Они должны быть хорошо изолированы от источников распространения шума и запахов.
Учебно-производственные помещения (комнаты ручного труда, учебные мастерские по обработке дерева и металла с примыкающей инструментальной кладовой, учебно-методические кабинеты по профессиональной ориентации) следует размещать на первом этаже.
Спортивные залы проектируют на первом этаже с самостоятельным выходом на участок.
Столовые в общеобразовательных школах проектируют, как правило, доготовоч-ного типа и рассчитывают на обслуживание всех учащихся в четыре посадки, т. е., на 25% вместимости школы.
Гардеробные верхней одежды проектируются централизованными (при вестибюле) или раздельными (по разновозрастным группам, поэтажно при рекреациях, по классам).
Кабинет директора и канцелярию следует располагать на первом этаже вблизи главного входа. Также при входе должна быть расположена комната технического персонала.
Условием создания полноценной гигиенической среды в учебных помещениях является обеспечение требуемого уровня естественного освещения и необходимой инсоляции. Это достигается правильной ориентацией окон учебных помещений по сторонам горизонта (см. табл. 14.5)
Наиболее полно отвечает этим требованиям объемно - планировочное решение школьного здания с односторонним размещением учебных классов и кабинетов. Возможно также двустороннее размещение углом, но совершенно недопустимо обращение окон на три-, четыре стороны горизонта, т. к. в этом случае любая ориентация фасада не сможет обеспечить требуемые параметры микроклимата и световой режим. Опыт эксплуатации школьных зданий показал, что наиболее эффективной с точки зрения обеспечения требуемого естественного освещения (К.Е.О 1,5-2,5%) в учебных помещениях является каркасно-панельная система здания с высотой этажа 3,3 м и глубиной класса до 6 м. Требуемый уровень освещения может быть достигнут также и при использовании конструктивной схемы с продольными или поперечными несущими стенами.
Другим важным условием обеспечения необходимого гигиенического режима в учебных и вспомогательных школьных помещениях, спальных комнатах школ - интернатов является осуществление их сквозного проветривания, что становится возможным только при односторонней застройке рекреаций. Поэтому планировка с размещением помещений по обе стороны рекреационных коридоров для школьного здания неприемлема.
Здания общеобразовательных школ размещаются на обособленных земельных участках, которые рассматриваются как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Участок разбивается на функциональные зоны: физкультурно-спортивную, отдыха, учебно-опытную, хозяйственную. В каждой зоне размещаются открытые площадки, оборудованные в соответствии с видом деятельности. Рекомендуется физкультурно-спортивную зону размещать вблизи блока общешкольных помещений, учебно-опытную - вблизи хозяйственной, которая должна иметь непосредственную связь с помещениями столовой; площадки отдыха размещаются вблизи учебных блоков в соответствии с дифференциацией детей по возрасту.
Площадь зон земельных участков принимается в зависимости от типа школы: для основной школы (9 классов) - физкультурно-спортивная 5444 м2, отдыха 480 м2, учебно-опытная 900 м2, хозяйственная 500 м2; для средней полной школы (11 классов) - физкультурно-спортивная 5606 м2, отдыха 705 м2, учебно-опытная 1090 м2, хозяйственная 500 м2.
Хозяйственная зона должна иметь самостоятельный въезд, изолированный от входа учащихся на участок, от остальных зон ее следует отделять защитной полосой зеленых насаждений.
Участок школы должен быть озеленен. Общая площадь озеленения (включая все виды зеленых насаждений) должна составлять не менее 40% общей площади участка школы.
При строительстве школы на затесненных участках допускается устройство эксплуатируемой кровли, на которой размещают озелененные площадки отдыха. Площадки на кровле должны иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и вертикальными элементами ограждения с просветами не более 0,1 м. С эксплуатируемой кровли должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Покрытие кровли и утеплитель должны быть несгораемыми.
Применение новых методов обучения с широким использованием компьютеров, телевидения, аудиосистем и пр. потребовало введения в состав школы новых помещений (технический центр, телестудия, пункт управления и др.), внесения изменений в традиционную объемно-планировочную структуру учебного здания. Примеры современных решений школьных зданий приведены на рис. 14.13, 14.14).