Среди древних белорусских городов Гродно выделяется разнообразием и значительностью своего архитектурного наследства. В этом городе сосредоточены памятники различных эпох и стилей-Сложная история Белоруссии нашла в них свое яркое отражение. По этим памятникам можно проследить, в каких условиях и под воздействием каких влияний развивалась белорусская архитектура, как складывался ее национальный характер.
Первоосновой, на которой развивалась национальная белорусская культура, была культура Киевской Руси. Сохранившиеся в Гродно памятники архитектуры XII века свидетельствуют о высоком уровне этой культуры.
В XII и первой половине XIII века Гродно (тогда Городно, Городень) был центром удельного княжества на северо-западной окраине Руси. В середине XIII века он попал под власть литовских князей и стал одним из важных городов Великого княжества Литовского. Однако во второй половине XIII века Гродно еще несколько раз находился в руках русских галицко-волынских князей.
Конец XIII и весь XVI век были для города временем тяжелой борьбы с крестоносцами. Являясь важным стратегическим пунктом Литвы, он много раз подвергался нападению со стороны тевтонских рыцарей и неоднократно разрушался и сжигался ими. Только после Грюнвальдского разгрома ордена (1410 г.) его нападения на Гродно прекратились, и город стал постепенно отстраиваться.
Великий князь Литовский Витовт сделал Гродно своей резиденцией и построил в нем каменный замок на месте бывшей древнерусской крепости. К XVI веку Гродно стал одним из лучших городов Великого княжества Литовского.
После Люблинской унии 1569 года, когда образовалось объединенное Польско-литовское государство, Гродно стал резиденцией литовских великих князей и польских королей.
Большую часть своего царствования провел в Гродно польский король Стефан Баторий, при котором был построен большой дворец в стиле ренессанса.
В связи с усилением влияния польских магнатов и шляхты в Белоруссии начал насаждаться католицизм. После Брестской церковной унии 1696 года большая часть православных церквей была превращена в униатские, т. е. промежуточные между православными и католическими, но при общем главенстве папы римского. В XVII и XVIII веках в Гродно было построено много католических монастырей и костелов. Господствующим стилем того времени было барокко.
С XVII века польские и литовские магнаты начали строить в городе свои дворцы и дома.
В 70-х и 80-х годах XVIII века усиленную строительную деятельность развил гродненский староста и подскарбий Великого княжества Литовского Антоний Тизенгауэ. Он задумал создать в Гродно промышленный и культурный центр. И хотя замысел Тизенгауза не Имел под собой твердой экономической основы, в память о его деятельности осталось большое количество промышленных, общественных и жилых зданий в районе Городницы (на месте теперешней площади Ленина и улиц Дзержинского и Ожешко).
В конце XVIII века (1795 г.) западная часть Белоруссии воссоединяется с Россией, и для Гродно наступает новый этап исторического развития. С 1802 года город становится губернским центром. Экономически он тесно связывается с общерусским рынком, а развитие его архитектуры идет под сильным воздействием зодчества России.
В первой половине XIX века на архитектуру Гродно большое влияние оказывает русская классическая школа.
Вторая половина XIX века, характеризующаяся усилением развития капитализма, отмечена в Белоруссии, так ке как и в России, упадком художественного качества архитектуры и в то же время значительными достижениями в области градостроительства. Через Гродно проводится железная дорога, в городе устраиваются водо-фовод, уличное освещение, тротуары мостятся бетонными плитами и т. д.
Во время первой мировой войны Гродно в течение четырех лет был оккупирован немцами. С 1919 по 1939 од Гродно входил в состав буржуазной Польши в качестве уездного города.
В 1939 году Западная Белоруссия воссоединилась с ССР, с 1944 года Гродно стал областным центром Советской Белоруссии.
В настоящее время в Гродно ведутся большие строительные работы. Залечив тяжелые раны, нанесенные городу войной 1941—1945 годов, трудящиеся города ввертывают широким фронтом новое жилищное и культурно-бытовое строительство. Улучшается благоустройство города и обслуживание его населения.
В культурном наследии Гродно ведущую роль играют его замечательные архитектурные памятники и ансамбли Эти памятники, имеющие большое историко-познавательное и художественное значение, придают городу неповторимый облик.