Брестская уния 1596 года закрепила в Белоруссии церковную реформу, согласно которой православная церковь превращалась в униатскую. Это был маневр польских магнатов и католического духовенства, рассчитанный на усиление их господства в Белоруссии. С этого времени началось принудительное ополячивание белорусского народа, усилилось его религиозное и национальное угнетение.
Конец XVI и первая половина XVII веков наполнены острой борьбой белорусского народа против своих угнетателей.
В XVII веке в Гродно один за другим появляются новые католические монастыри и костелы. К бернардинскому монашескому ордену, обосновавшемуся здесь в XVI воке, прибавляются доминиканский, иезуитский, бригитский, францисканский, кармелитский, бонифратерский ордена.
Коложская церковь была в 1647 году превращена в униатскую, на месте Пречистенской церкви был поставлен женский монастырь униатов.
Такое обилие католических монашеских орденов и монастырей в белорусских городах того времени объясняется широко задуманными планами Ватикана, направленными на окатоличивание белорусского народа. Это была одна из ступеней к мировому господству, к которому стремился Ватикан.
Особенно большую роль в попытках осуществить эти планы играл Иезуитский орден. Иезуитский монастырь в Гродно имел свою школу (коллегиум), типографию и был центром и рассадником католической религии. Католическая церковь была верным помощником польских, литовских и белорусских магнатов в классовом и национальном угнетении белорусского народа. Она сама обладала крупными феодальными владениями, в которых беспощадно эксплуатировалось белорусское крестьянство.
В течение XVII и XVIII веков Гродно пережил бурные события. С 1655 по 1657 год во время войны Польши с Россией Гродно занимали русские войска. После их ухода городом овладели шведы (1657—1661 г.). За эти военные годы Гродно сильно пострадал. С 1673 года в Гродно стал собираться генеральный сейм Речи Посполитой.
В начале XVIII века город становится местом действий союзных — русской и польской армий во время войны против шведов. В 1705 году его посетил Петр I. В 1793 году в Гродно состоялся сейм, в котором был скреплен второй раздел Польши (знаменитое «молчаливое заседание»). В 1795 году в гродненском Новом замке последний король Польши Станислав Август Понятовский подписал акт отречения от престола. Речь Посполитая прекратила свое существование. Гродно вошел в состав России.
Планировка и застройка Гродно XVII и XVIII веков показывает, что градостроительство Белоруссии в этот период было целиком подчинено интересам польско-литовских и белорусских магнатов и католической церкви. Крупные феодалы и католические ордена захватывали в городе самые большие и лучшие участки и строили на них свои дворцы и монастыри, трудящееся же население ютилось в жалких лачугах, в тесно застроенных кварталах. Деятельность магистрата, призванного регулировать застройку, не выходила за пределы поддерживания минимального благоустройства и сооружения некоторых общественных зданий (например, торговых рядов).
Нельзя не отдать должное той высокой строительной культуре, которая присуща самым выдающимся памятникам Гродно XVII—XVIII веков — его дворцам, монастырям и костелам. Мы не должны забывать при этом, что основными строителями этих сооружений были те же белорусские мастера — каменщики, плотники, резчики, керамисты. Следует вспомнить, что белорусские мастера сыграли большую роль в московском зодчестве второй половины XVII века, когда при царе Алексее Михайловиче, после его успешной войны против Польши, они были вывезены из Белоруссии в Москву. Другие белорусские мастера еще раньше сами перешли в Московское государство, спасаясь от гнета и насилия со стороны польских панов и католической церкви. Эти мастера были зрелыми художниками, знакомыми с принципами классической западноевропейской архитектуры и в то же время развивавшими традиции своего национального искусства.
Анализируя дворцовые и монастырские сооружения Гродно XVII—XVIII веков, можно заметить, что при всем их европейском облике они все же не повторяют точно образцы итальянской, немецкой и польской архитектуры, а имеют свою местную окраску. Барокко гродненских костелов отличается, например, от барокко краковских, варшавских и вильнюсских костелов большей сдержанностью форм, сближающей их с русским церковным зодчеством. Архитектурные детали, идущие в основном от классики, получают переработку в духе национального белорусского зодчества.
Застройка Гродно в первой половине XVIII века продолжала вестись без особого плана. Улицы возникали и развивались по дорогам, шедшим на Вильнюс, Каунас и в других направлениях, а внутри города — между храмами, рынками и мостами. Большую роль играл рельеф местности. В результате сложилась свободная, живописная планировка города. Однако еще с XVII века в его застройке начали проявляться и элементы сознательного художественного расчета. Монастыри и костелы располагались с учетом создания силуэта и ансамблей города, его панорамы вдоль реки.
XVII столетие было для Гродно временем интенсивного строительства монастырей и костелов. К существовавшим уже Фарному костелу, костелу Святого Духа и Бернардинскому монастырю с костелом прибавились Бернардинский женский, Бригитский, Иезуитский, Доминиканский, Францисканский, Кармелитский, Бонифратерский монастыри и костелы. Они явились опорными пунктами всей планировки города и сыграли решающую роль в создании его планировочной структуры и всего архитектурного облика.
Центр города в XVII веке был закреплен сооружением двух громадных костелов (Фарного и Иезуитского) и ратуши. На главных взаимно-перпендикулярных улицах, переходивших в дороги на Вильнюс и Каунас, были расположены Бригитский и Доминиканский монастыри с костелами, на Занеманском форштадте, на высоком берегу перед мостом встал Францисканский монастырь с костелом, на Мостовой улице, прямо против Подольной улицы, — Кармелитский монастырь с костелом, а на холме против Бернардинского мужского монастыря появился Бернардинский женский.
Система размещения монастырей была такова, что они занимали все важные стратегические пункты на подступах к центру города и стояли на главных дорогах. Так, Бригитский и Иезуитский монастыри защищали восточное направление, монастыри Святого Духа и Доминиканский, а также Фарный костел защищали северное направление, Бернардинский и Кармелитский монастыри стояли на подступах с юга; на Занеманском форштадте главную дорогу, шедшую с юга к мосту через Неман, прикрывал Францисканский монастырь. Агрессивный католицизм не чувствовал себя безопасно в городе, и потому монастыри ограждались от улиц высокими каменными стенами.
Но помимо оборонительных соображений, строители монастырей учитывали и ансамбль улиц, площадей и города в целом. Так, ансамбль бывшей Доминиканской улицы (ныне Советской) определялся монастырями Святого Духа и Доминиканским, выходившими на улицу монастырскими корпусами (кляшторами) и костелами. На главной площади (ныне Советская) эта улица заканчивалась Фарным костелом. Все эти костелы стояли перпендикулярно улице и увеличивались в размерах по мере приближения к центру, благодаря чему создавалось постепенное наращивание силы архитектурного воздействия. На бывшей Бригитской улице также стояли два монастыря — Бригитский и Иезуитский. На площади это направление замыкалось тем же Фарным костелом. Но костелы здесь ориентированы вдоль улицы и как бы вытянуты в кильватерную линию по направлению к замкам. На южной стороне правобережной части города в направлении Мостовой улицы была сосредоточена группа монастырей, из которых главенствовал мужской Бернардинский с его высоким костелом и колокольней.
Вместе с главными улицами города — нынешними Замковой, Карла Маркса, Советской, Мостовой — остальные улицы создавали не совсем правильную прямоугольную планировку. Дома, плотно пристроенные друг к другу, образовывали кварталы различной величины и формы. Наиболее состоятельные жители города из дворянства, купечества и цеховых мастеров имели дома кирпичные, основная же часть застройки была деревянной.
С XVII века начинает уделяться некоторое внимание благоустройству города. В 1627 году па улицах Гродно была устроена каменная мостовая.
Из крупных культовых комплексов Гродно, сохранившихся до настоящих дней, наиболее ранним является Бернардинский монастырь. Его закладка состоялась еще в 1494 году, костел был достроен в основном в 1595 году, но строительство монастыря и костела продолжалось в XVII и XVIII веках. На северном и восточном фасадах сохранились готические стрельчатые и вытянутые окна и сильно выступающие контрфорсы. Главный фасад костела выдержан в стиле барокко. Стена расчленена пилястрами, окна и ниши обрамлены тонкими наличниками. Характерны для барокко раскреповка антаблемента и криволинейные формы во втором ярусе. Колокольня костела выстроена в формах более позднего барокко. Несмотря на стилевые различия отдельных частей этого комплекса, в целом он весьма хорошо увязан.
В отличие от других гродненских монастырей, перед Бернардинским костелом в пределах каменных стен имелось большое открытое пространство, позволявшее охватить взором весь его фасад. Кляштор и костел скомпонованы в плане таким образом, что могут функционировать самостоятельно. Замкнутый корпус кляштора имеет внутри небольшой дворик, в который можно попасть через парадный вход под колокольней и со стороны монастырского двора. Помещения кляштора состояли из монашеских келий, трапезной и различных подсобных комнат. Связь между этими помещениями осуществлялась при помощи коридора, идущего по периметру стен, обращенных к внутреннему дворику.
Костел представляет собой трехнефную базилику с сильно выступающей алтарной частью. Шесть мощных столбов подпирают своды храма и стены второго света центрального нефа. Горизонтальный распор сводов боковых нефов с одной стороны передается на контрфорсы, а с другой — на пристройку со стороны монастырского здания. В передней части костела по бокам центрального входа в отдельных помещениях выделены две часовни, на стыке корпуса кляштора с костелом массивными стенами отмечен объем колокольни, из которой один вход ведет в монастырь, другой — в костел.
Интересно отметить, что центральный вход и окна главного фасада смещены по отношению к оси симметрии здания. При сличении фасада с планом становится понятной причина этого смещения. Оно вызвано чисто композиционными соображениями, по которым фасад был расчленен пилястрами независимо от плана. Центральный вход находится на оси симметрии плана костела, вся же архитектурная система на плоскости фасада сдвинута влево. Такой прием пришлось применить для увязки с вертикалью колокольни, которая удачно вкомпоновалась в фасад и как бы слилась с костелом и кляштором. Силуэтное построение всей композиции получило уравновешенность и законченность. Высокая колокольня явилась элементом, скрепляющим объемы костела и кляштора.
Ансамбль Бернардинского монастыря свидетельствует о большом понимании архитектурной композиции создавшими его мастерами. Зрелым мастерством отмечено выполнение отдельных частей и архитектурных деталей. Фасад костела во втором ярусе оживлен скульптурой, помещенной в нишах, которые образуют треугольную группу.
Гродненский Иезуитский монастырь был одним из самых богатых в Речи Посполитой. Комплекс сооружений этого монастыря занял большой квартал в центре города, Он состоял из костела, кляштора, коллегиума, аптеки и различных подсобных зданий. Монастырские здания с их простыми фасадами, скрытыми за стеной, представляют интерес главным образом в отношении планировки. Все корпуса составляют в плане сложную группу различных по величине и назначению помещении. Здесь были монашеские кельи, аудиторные и библиотечные помещения, трапезные и всевозможные хозяйственные помещения. На участке монастыря были хозяйственные и чистые дворы.
В отличие от Бернардинского в Иезуитском монастыре костел не составлял единого целого с монастырскими зданиями и соединялся с ними лишь узким переходом. Эти здания располагались на участке свободно, но в то же время составляли определенную систему, отвечавшую внутренней планировке зданий.
Бывший Иезуитский (теперь Фарный) костел — самое крупное культовое сооружение Гродно. Его высота до верха креста башен составляет 53,6 метра, размеры в плане — 30X60 метров. Строительство костела было начато еще в конце 80-х годов XVI века. При Иезуитском монастыре была основана школа, которая с 1647 года стала называться коллегиумом. Костел был освящен в 1667 году. В 1732 году была произведена частичная перестройка здания и заново отделаны его интерьеры. В таком виде костел в основном и сохранился до наших дней.
Иезуитский костел отличается не только своими размерами, но и пространственной композицией, в которой совместились системы базиликального и центричного крестовокупольного храмов. Такой тип храма довольно редок в католической архитектуре. Прототипом храма такого рода считается Иезуитский собор в Риме (так называемый Ii Gesu), построенный по проектам Виньолы и делла Порта.
План костела довольно сильно вытянут и имеет три нефа. В основе его лежит латинский крест, над пересечением которого возвышается купол, опирающийся на мощные столбы. Два западных столба, также увеличенные в своем сечении, служат опорами для боковых башен главного фасада. Конструктивная схема плана очень четкая и ясная. Нефы храма перекрыты сводами, на арки и столбы опираются стены со вторым светом. Барабан купола несут паруса, опирающиеся в свою очередь на арки, перекинутые между столбами. В западной части храма на втором ярусе имеются хоры, на которые ведут винтовые лестницы, помещенные в толще западной стены. В восточной части в центральной апсиде помещается алтарь.
Можно отметить, что в композиции плана и внутреннего пространства купол играет большую роль, чем в наружной архитектуре храма, где основной акцент перенесен на западный фасад.
Костел представляет собой трехъярусное здание с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями. В композиции главного фасада четко выделены вертикальные и горизонтальные членения, осуществленные при помощи сдвоенных пилястр и межъярусных поясов антаблементов. Обращают на себя внимание характерная для барокко насыщенность всей плоскости фасада ордером, обилие раскреповок, сложная профилировка и силуэт башен. В двух нижних ярусах применен коринфский ордер, имеющий, однако, неканонические капители и базы. Три ниши с помещенными в них скульптурными фигурами, так же, как и в Бернардинском костеле, образуют треугольную композицию, объединяющую здесь три яруса.
Иезуитский костел строился в течение длительного времени, что отразилось на его главном фасаде. Если его нижние ярусы имеют черты барокко XVII века, то завершающие башни относятся к последнему периоду этого стиля. Они уже не имеют четкости построения нижних ярусов, а как бы вылеплены рукой скульптора, заботящегося лишь о пластической выразительности объемов.
Большой торжественностью и богатством отличается интерьер костела, в украшении которого применены архитектурные, скульптурные и живописные средства. Несущие столбы со стороны центрального и боковых нефов имеют пилястры большого коринфского ордера. Кроме того, столбы украшены декоративными колонками иконостасов, мотив которых подхвачен и завершен пышной многоколонной и многофигурной композицией в алтарной части. Все колонны и фигуры алтаря выполнены из дерева и представляют собой самостоятельное высокохудожественное произведение искусства. Стиль барокко получил в интерьере этого костела свое яркое выражение.
При основном западноевропейском характере архитектуры храма мы видим здесь проникновение духа национального народного творчества белорусских мастеров, проявившегося в оригинальной обработке капителей и баз пилястр и в богатстве резных декоративных украшений интерьера. Нам не известны имена мастеров-резчиков, работавших в этом костеле, но можно не сомневаться в том, что среди них были прославленные в свое время белорусские мастера.
Монастырь бригиток был основан в 1634 году; завершение и окончание постройки костела датируется 1642 годом. Кто был архитектором костела и всего комплекса, так же как и первых двух монастырей, мы не знаем. В отличие от Бернардинского и Иезуитского комплексов, Бригитский монастырь расположен на затесненном участке без больших открытых пространств перед ним.
Почти вплотную к монастырскому зданию и костелу подступают каменные стены монастыря, отделяющие его территорию от улиц. В связи с этим часть архитектурных средств вынесена за стены, которые с наружной стороны имеют несколько изящных ворот (брам). Колокольня, получившая позднее иную стилевую характеристику, была сооружена на другой стороне Бригитской улицы (ныне ул. Карла Маркса). На углах стен, окружающих монастырский участок, установлены шестигранные башенки, играющие скорее традиционную декоративную роль.
Сдвиг всего монастырского комплекса к северо-западному углу участка был продиктован оборонными соображениями (контроль важного перекрестка улиц на подступах к центру); учитывалось, по-видимому, и ансамблевое построение улицы, о котором говорилось выше. В плане этого монастырского комплекса кляштор, как и в Бернардинском монастыре, органически связан с костелом и составляет с ним одно целое. Архитектура самого монастырского здания, находящегося за стеной, проста и лаконична. Его фасады оживлены лишь несложным карнизом, проемами окон и дверей с простыми наличниками.
Более развитую архитектуру имеет костел. Он гораздо скромнее Бернардинского и Иезуитского по размерам и по богатству убранства, однако это вовсе не умаляет его художественных достоинств, и он может быть смело поставлен в один ряд с этими костелами, представляя собой новый вариант стиля барокко.
Планировка костела очень проста. Это — сравнительно небольшой однонефный храм, в передней части которого выделены лишь хоры, опирающиеся на два восьмигранных столба. Боковые стены внутри расчленены пилястрами, алтарная часть отделена выступами стен в виде своеобразных антов.
Основной акцент, как и в других костелах, сделан на главном, западном фасаде. Здесь можно отметить новый композиционный прием по сравнению с Бернардинским и Иезуитским костелами. Треугольное расположение ниш, отмеченное нами в указанных костелах, получило здесь обратное построение. Основание треугольника переместилось кверху, вершина — книзу. Вся композиция получила большую динамичность и остроту. Плоскость фасада расчленена прекрасно сгруппированными пилястрами большого коринфского ордера, которые несут мощный антаблемент, аттик, фронтон и башенки. Углы красиво обработаны мощными пучками пилястр с раскрепованным антаблементом, аттиком и, наконец, ложными декоративными башенками. От центрального фронтона к основанию башенок спускаются изящные волюты; в средней части аттика имеется еще сегментный барочный фронтончик. Центральный и боковой входы в костел обрамлены порталами. Все эти элементы хорошо увязаны и составляют гармоническое целое.
Во внутренней отделке Бригитского костела наблюдается, с одной стороны, большая простота и сдержанность, чем в предыдущих костелах, а с другой стороны, — тонкое изящество декоративного убранства. Красив алтарный иконостас с витыми колонками и большой иконой. Интересной особенностью интерьера Бригитского костела являлось то, что в нем орган располагался не на хорах, а на балконе правой боковой стены. Это придавало помещению особый уют.
В архитектурных деталях Бригитского костела и монастыря мы видим еще большее отклонение от канонических классических форм. Это проявляется в свободной трактовке капителей пилястр коринфского ордера, в декоративном оформлении порталов и особенно — в архитектурных мотивах ворот, уже только отдаленно напоминающих формы западноевропейской архитектуры. В них белорусский мастер, получивший некоторую свободу от заказчика, проявил свое самобытное художественное дарование.
В комплексе Бригитского монастыря обращает на себя особое внимание деревянное строение, находящееся в глубине монастырского двора. Это здание было построено раньше каменного кляштора с костелом и предназначалось в качестве общежития монашенок-бригиток. Сохранившись до настоящего времени, оно представляет собой замечательное произведение деревянного зодчества. Это — двухэтажный дом, имеющий на главном фасаде по обоим этажам своеобразные деревянные арочные галереи. Здание срублено из массивных брусьев и покрыто высокой четырехскатной гонтовой крышей. Все конструктивные элементы здания связаны врубками, без каких-либо металлических креплений. Архитектурные детали очень просты и выразительны; тектоническое построение, отличающееся благородством и ясностью, свидетельствует о большом художественном вкусе народных мастеров, построивших здание.
Францисканский костел и бывший монастырь при нем стоят особняком на другой стороне Немана на высоком берегу, примерно против бывшего Нового замка. В этом монастыре кляштор композиционно тесно связан с костелом, но по своей внутренней планировке органической связи с ним не имеет. В силу рельефных условий монастырский корпус имеет неправильные углы, придающие всему комплексу живописность.
Костел был построен в 1635 году. Этот храм имеет три нефа; слева к нему примыкает колокольня. На втором ярусе в западной части располагаются хоры, на которые ведет лестница, помещенная в толще западной стены справа от главного входа. Колокольня имеет самостоятельный вход и лестницу. Костел в середине XVIII века горел и после пожара был значительно перестроен.
Главный фасад этого храма лишен такой композиционной цельности, какой обладают все три рассмотренных выше костела. Архитектурная обработка стены носит подчеркнуто декоративный характер, причем характер членения и обработки стен собственно костела и колокольни различен. Не проведена строгая тектоническая увязка и между ярусами по вертикали; пилястры и раскреповки часто оказываются в случайных местах. Но в этом, пожалуй, и заключается своеобразие этого памятника. Нижний ярус, в отличие от верхних, членится пучками широких пилястр; внизу четко выявлен рельефно профилированный цоколь, объединяющий костел с колокольней.
Францисканский костел в большей степени, чем три предыдущих, наделен чертами, отличающими его от польских, и тем более от западноевропейских католических храмов.
В XVIII веке в Гродно велось преимущественно светское строительство, тем не менее сооружение культовых зданий в это время не прекращалось. В XVIII веке на месте бывшей православной Пречистенской церкви, сгоревшей в начале века, была построена униатская церковь Рождества Богородицы с каменным зданием для монахинь. На Занеманском форштадте появилась деревянная синагога. В остальных монастырях и костелах производились достройки и перестройки.
Церковь Рождества Богородицы, построенная в 1720 году, представляет собой и по плану и по объемно-пространственной композиции довольно оригинальный тип храма. В ее плане обращает на себя внимание четко выделенный крест, на пересечении сторон которого находится центральный купол. По сторонам его возвышаются две башни с куполами. Все три купола размещены почти на одной поперечной оси.
В стилевом отношении здесь можно отметить переход от барокко к классицизму. В некоторых источниках есть указание на то, что в сооружении этой церкви принимал участие известный архитектор Иосиф Фонтана III, построивший в Гродно дворец Сапегов.
Большой интерес представляла архитектура деревянной синагоги, построенной во второй половине XVIII века. Она находилась на высоком левом берегу Немана, слева от теперешнего моста и выходила главным фасадом на нынешнюю Краснопартиэанскую улицу. В плане это здание представляло собой прямоугольник, близкий к квадрату. Основной молельный зал был окружен с трех сторон помещениями меньшей высоты, из которых переднее было большим вестибюлем, над которым располагалось помещение для женщин. Кроме двух входов со стороны главного фасада, имелись еще два боковых. Стены храма были срублены из брусьев, связанных на углах в лапу.
Здание имело довольно большие для дерева размеры, и поэтому в промежутках между углами стены укреплялись вертикальными сойками, обжимающими брусья снаружи и изнутри.
Наружный объем синагоги, при всей простоте своих масс, отличался необычностью их компоновки. Главный зал был покрыт высокой уступчатой и ломаной по очертанию гонтовой крышей. Впереди выступали две башни, покрытые четырехскатными, несколько изогнутыми крышами. Пониженные передние и боковые помещения имели односкатные покрытия. В совокупности эти крыши создавали сложное и необычное сочетание объемов, делавшее это сооружение непохожим ни на один из православных или католических храмов.
Большой зал синагоги отличался оригинальностью форм уступчатого, как бы парящего шатрообразного потолка. Карнизы и тяги были украшены искусным резным орнаментом по дереву. Высоко под деревянным сводом помещались антресоли, огороженные балюстрадой. В центре большого зала стояла красивая кафедра в виде восьмигранной ротонды с деревянными колонками, лучковыми арками и завершением в виде короны. Она тоже была украшена богатой резьбой по дереву.
Гродненская деревянная синагога принадлежит к оригинальной белостоцко-гродненской группе деревянных синагог, отличающихся своеобразием как внутреннего, так и наружного построения. Архитектура этих зданий сочетает черты народного жилища, оборонительных сооружений и дворцов так называемого алькового типа.
Гродненская синагога была разрушена во время бомбардировки города немецко-фашистскими захватчиками.
В XVIII веке в Гродно строили свои дома и дворцы крупные польско-литовские и белорусские магнаты — Сапеги, Радзивиллы, Огинские и другие. Был сооружен королевский Новый замок. В 70-х и 80-х годах большую строительную деятельность развернул гродненский староста и подскарбий Великого княжества Литовского Антоний Тизенгауз.
Планировка города до второй половины XVIII века в основном оставалась неизменной. Лишь в период деятельности Тнзенгауза начал быстро развиваться район Городницы, где образовался новый деловой центр города. В этом районе строились новые промышленные, административные, общественные и жилые здания. Развитие города наглядно показывают составленные в XVIII веке планы Гродно. Так, на плане 1783 года в северной части города на Городнице видны здания, поставленные по заранее продуманному плану. Этот факт указывает на новый этап в планировке города: на его окраинах начинают появляться признаки регулярной застройки. Дом Тнзенгауза в виде буквы «П» и прилегающие к нему три здания (так называемые официны) образуют новый административный центр Гродно. Против него за мостом через глубокий овраг стоит дом администратора и вице-администратора (потом дом Дьяконского, позднее Балицкого). Эта группа зданий, несомненно, задумана как единый ансамбль. На плане показаны большой ботанический сад, основанный Тизенгаузом, и здания медицинской школы (так называемой Академии). Остальные здания Городницы предназначались для производственных, учебных и хозяйственных целей. Тут же, по дороге на Каунас, были построены так называемые «дома рабочих», часть которых и сейчас стоит на улице Ожешко.
План 1795 года показывает дальнейшее развитие застройки города. На Городнице появились новые здания: театр, два новых корпуса у дома Дьяконского; вместе с тем кое-какие постройки исчезли. Задуманное Тизенгаузом большое промышленное строительство в Гродно после его отстранения заглохло, и все его предприятия стали закрываться.
В основной части города на плане 1795 года показаны новые торговые ряды на центральной площади, против них — большой дом Радзивиллов, дом Огинского, занимающий большой участок около Бернардинского монастыря, новое большое здание Муравского близ Немана, дом Сапегов на Бригитской улице (ныне ул. Карла Маркса) и другие крупные дома. Против Нового замка показаны огромные в плане королевские конюшни на Замковой улице. Старая оборонительная линия исчезла, и застройка перешагнула за ее границы. Эта линия проходила от речки Городничанки (от того места, где теперь расположен мост на улице Ожешко) на юго-восток, по теперешним улицам Телеграфной и Ленина. Далее она шла через нынешний Скидельский рынок, охватывая двумя линиями оба кладбища, и упиралась в Неман. Она состояла из земляных валов и рвов перед ними.
Среди дворцовых зданий XVIII века первое место занимает так называемый Новый замок. Время его постройки — 40—50-е годы XVIII века. Этот дворец предназначался для заседаний сеймов; одновременно он служил и королевской резиденцией. Новый замок занял место бывшего Нижнего замка на высоком холме близ Немана.
Новый замок имеет в плане форму буквы «П» с большим двором, образованным зданием дворца и двумя павильонами, стоящими перед ним.
Архитектура Нового замка выдержана в стиле рококо. План дворца четок и ясен, разнообразные по форме и величине помещения скомпонованы очень красиво. На главной оси выделен овальный зал, за которым располагалась дворцовая церковь. Овальный зал раньше был двусветным.
Здание поднято на высокий цоколь. На уровень пола первого этажа ведут довольно высокие наружные лестницы. Фасады здания обогащают простые, но изящные обрамления оконных и дверных проемов и филенчатые вставки между окнами первого и второго этажей. ЦСНТР главного фасада выделен сдвоенными пилястрами и фронтоном. Крыша имела излом, характерный для ряда гродненских зданий.
Помещения замка были богато украшены резьбой и лепкой. Особенно выделялись залы общего собрания и сенаторский.
Над созданием Нового замка работали дрезденские архитекторы Фредерик Кнобель (1727—1792 гг.) и Иоахим Христиан (1684—1754 гг.).
Вторым крупным дворцовым комплексом XVIII века был дом на Городнице, принадлежавший раньше администратору, а затем графу Балицкому, известный с середины XIX века под названием Архиерейского дома. Этот дом, сооруженный в последней четверти XVIII века, состоял из трех отдельных корпусов, образовывавших парадный двор. Главный корпус имел три этажа, боковые были одноэтажными. Этот комплекс построен в стиле классицизма. План и фасады имеют простую и ясную композицию. Первый этаж — цокольный, второй и третий объединены простыми лопатками. Центр дома выделен четырьмя пилястрами и фронтоном. Боковые одноэтажные флигели, предназначавшиеся для служб и хозяйственных помещений, имели более скромную архитектуру. Дом этот был раньше окружен большим садом.
Несколько ранее против дома администратора на Городнице был построен дом Тнзенгауза, архитектура которого имела барочный характер. Это одноэтажное здание было в центральной части построено по анфиладной системе, а в боковых крыльях — по коридорной. Нельзя сказать, что эта планировка отличалась ясностью и композиционным совершенством. Чувствуется, что главную роль играла наружная архитектурная композиция, а план был приспособлен к ней. Возможно, что запутанность и дробность плана вызвали позднейшие переделки, когда в XIX веке здание стало официальной резиденцией губернатора.
Внешний вид дома Тизенгауза отличался парадностью и представительностью. На зеленом фоне стен живописно выделялись рустованные пилястры. Довольно высокая крыша в XVIII веке была покрыты черепицей. В глубине трапециевидного двора между крыльями дома возвышалась овальная в плане двухъярусная башенка, завершавшаяся куполом и стоящей на нем фигурой. Есть сведения, что в создании этого дома принимал участие архитектор И. Моезер, работавший у Тизснгауза и построивший несколько домов на Городнице. Бывший дом Тизенгауза был разрушен во время первой мировой войны.
Так называемая Академия (здание медицинской школы) была построена при Тнзенгаузе в 80-х годах XVIII века. Это компактное здание хорошо отвечает своему назначению. Архитектор проявил большую изобретательность, обогатив архитектуру сооружения введением двух граненых башнеобразных объемов и пониженных ризалитов по бокам. Здание получило красивый силуэт и выразительную объемную пластику.
По сторонам коридора располагались классы, комнаты для преподавателей и подсобные помещения; большие аудитории находились в башнях. По фасаду средний трехэтажный объем расчленен пилястрами, верхний этаж решен как аттиковый. Двускатная крыша прямоугольных объемов гармонично сочеталась с куполообразным завершением башен. Здание имело строгий и вместе с тем изящный вид. Позднее оно несколько раз перестраивалось и теперь почти совсем утратило свой первоначальный вид.
Гродненский театр, также построенный в 80-х годах XVIII века, является примером другого общественного здания того времени. По плану это — типичное театральное здание. Обращает на себя внимание предельная простота и целесообразность плана: здесь нет ничего лишнего, набор помещений предельно экономен. Лаконична и архитектура фасадов: на них нет никаких украшений, которые мы привыкли видеть на театральных зданиях; на оштукатуренной глади стены имеются лишь простые тяги. Большая художественная выразительность достигается прежде всего красивыми пропорциями самого здания, фактурой материала и цветовым контрастом черепичной крыши и стены. Архитектор добился четкой логичности в построении объемов. Надо учесть и то, что театр располагался не на открытом месте и не отдельно, а был загорожен с трех сторон другими зданиями и составлял часть комплекса дома Тизенгауза.
Интересным примером административных зданий, построенных во второй половине XVIII века, является так называемая Кривая официна, стоящая на Дворцовой площади (теперь площадь Ленина). Это двухэтажное здание с мансардой имеет довольно сложное объемное построение. Фасад здания строго симметричен, на первом этаже имеется лоджия, большой аркой выделен центр. Стена членится широкими лопатками и завершается раскрепованным карнизом. Черепичная крыша имела характерный излом. Богата пластическая обработка фасада. Помимо аркады и раскреповок, его украшают подоконные филенки и сандрики над мансардными окнами. Это здание в несколько измененном виде сохранилось до настоящего времени.
Большой интерес представляют так называемые «дома рабочих» на улице Ожешко. Эти дома были построены в 80-х годах XVIII века, при Тизенгаузе, и предназначались для мастеров, приглашенных из-за границы для обучения местных рабочих, которые набирались в основном из крепостных для работы на фабриках, основанных в Гродно. Любопытная особенность этих домов заключается в том, что они в основном деревянные, и только передние стены, выходящие на улицу, сложены из кирпича. Благодаря такому приему, улица приобретала представительность, которая достигалась весьма экономными средствами. О большом художественном эффекте можно судить и сейчас, когда эти домики, стоящие по соседству с большими современными домами, не кажутся маленькими. Фасады их имеют различное построение, но их объединяет нечто общее в архитектурной обработке плоскости стены. Благодаря укрупненности форм архитектура домов кажется монументальной, живописность же силуэта фигурных фронтонов и свободное размещение проемов придают их облику интимность и мягкость. Почти все эти дома имели мансардные помещения, в которые вели наружные лестницы.
На Замковой улице стоит интересный по архитектуре дом, постройку которого можно отнести к XVIII, а может быть, и к XVII веку. Во всяком случае на очень подробном плане 1783 года этот дом уже имеется, а на одной из лопаток восточной стены до наших дней сохранился лепной цеховой знак в виде рыбы, что указывает на его древность. В этом доме обращает на себя внимание любопытный прием обработки фронтона. Здесь явно обнаруживается влияние распространенного в белорусском зодчестве способа украшения плоскости стен неглубокими нишами в сочетании с проемами различной формы. Но в то же время угловые лопатки и карнизы имеют почти классические профили. Таким образом, даже в таком небольшом здании проявились обе линии архитектуры — западноевропейское влияние и местные национальные традиции.
Говоря об архитектуре Гродно второй половины XVIII века, надо упомянуть попутно о ботаническом саде, основанном Тизенгаузом. На плане 1783 года мы видим в районе Городницы и бассейны, устроенные путем запруд на речке Городничанке, и занявший большую площадь ботанический сад. Планировка этого сада была регулярной, но она не была подчинена строгой архитектурной схеме. Видно, что здесь решались не одни архитектурные задачи, но в большой степени и научные Сюда были привезены многие виды деревьев, растущих в разных странах света. Некоторые ценные породы сохранились до сих пор, например бразильская сосна, уксусное дерево, маньчжурский и грецкий орех. Теперь на месте прежнего ботанического сада находится городской парк, в котором стоят деревья двухсотлетнего возраста.