Архитектура и строительство
 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
  • Главная
  • История архитектуры
  • История городов
  • Народные ткани, художественное шитье города Великий Устюг
 Подразделы
Все статьи раздела Общая информация Древний мир Эпоха феодализма Современная архитектура Памятники архитектуры История городов История зданий Мостостроение Метростроение
 Социальные сети
 Похожие статьи
Художественная обработка дерева города Великий Устюг
История: История городов

Художественный металл города Великий Устюг
История: История городов

История города Великий Устюг до середины XIX века
История: История городов

Природные условия и топография города Великий Устюг
История: История городов

Проблемы первоначального заселения территории города Великий Устюг
История: История городов

Проект перепланировки города Великий Устюг конца XVIII — начала XIX в.
История: История городов

Памятники иконописи города Великий Устюг
История: История городов

Декоративная керамика города Великий Устюг
История: История городов

Великая отечественная война и развитие города Москва
История: Современная архитектура

Световая среда города — новая область творческой деятельности
Город: Городской дизайн

Концепция формирования искусственной световой среды города
Город: Городской дизайн

Основные компоненты световой среды города
Город: Городской дизайн

Жилые структуры города
Город: Архитектура пространства

Архитектура древнего белорусского города Гродно
История: История городов

Народные ткани, художественное шитье города Великий Устюг


Статья добавлена в Июне 2016 года
            0


Народное «браное» узорное тканье (концы полотенец, пояса, косынка, фартук) 
Народное «браное» узорное тканье (концы полотенец, пояса, косынка, фартук) >
Яркий образец женского художественного творчества представляют разнообразные виды декоративного народного шитья и изготовления различных тканей, кружев и вышивок, которые в Великом Устюге развиваются на основе местного материала — льна, снискавшего широкую известность как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Одной из основных форм художественной обработки льна было так называемое «браное» тканье из многоцветной льняной пряжи. Рисунок таких тканей носил геометрический характер и был основан на изображении орнаментальных растительных мотивов, стилизованных животных, птиц, всадников и забавных человеческих фигурок, называемых «ефимками». Преобладающим цветом всегда был ярко-красный, получивший широкое применение в самых разнообразных видах северного народного искусства. В XVIII в. трудоемкое браное тканье постепенно вытесняется более простой техникой набойки, которая давала почти неограниченные возможности для фантазии художников, переводивших на деревянные набойные доски, а с них на домотканый холст самые разнообразные орнаментальные мотивы. Таким образом, основным украшением народной одежды служила традиционная многоцветность, которая придавала костюму декоративную нарядность, соответствующую вкусам простого народа, метко называвшего свои яркие и пестрые ткани «пестрядью».

Художественное шитье. Женские головные уборы 
Художественное шитье. Женские головные уборы >
Костюм знати и духовенства отличался от народного костюма дорогой «заморской» основой (шелк, бархат, тафта и пр.) и богатством отделки золотым, серебряным, жемчужным шитьем и драгоценными камнями. Выстилая нитями «пряденого» золота и серебра большие орнаментальные плоскости, мастерицы создавали высокохудожественные многоцветные композиции. Но особое развитие получило при устюжском девичьем Спасо-Преображенском монастыре шитье так называемым северным жемчугом, который добывали во многих реках северного края и, в частности, в Северной Двине. Мягкая белизна и матовый блеск северного жемчуга были издавна опоэтизированы русским народом, как символ чистоты и святости, поэтому его использовали в основном для украшения богатых, праздничных девичьих одежд, головных уборов и различных предметов церковного обихода. В музеях нашей страны собраны богатые коллекции северного золотого и жемчужного шитья, основной темой которого обычно растительный орнамент, соответствующий стилю и художественным вкусам эпохи.



Каменный резной крест. Выполнен монахом Михайло-Архангельского монастыря в 1625 г. 
Каменный резной крест. Выполнен монахом Михайло-Архангельского монастыря в 1625 г. >
Каждого исследователя Великого Устюга неизменно поражает многообразие художественной культуры этого «города умельцев», где помимо рассмотренных художественных промыслов развивались также и многие другие, основанные как на местном, так и на привозном сырье. Среди последних особенно интересно искусство резьбы по кости, где местные мастера сумели создать серию прекрасных ларцов и шкатулок, не уступающих знаменитым холмогорским. Лучшие примеры устюжской резьбы по камню — прекрасный каменный крест, выполненный в 1626 г. для часовни святого Прокопия и резные каменные плитки придела Всех Святых церкви Вознесения.

Деревянные шкатулки, украшенные резной костью 
Деревянные шкатулки, украшенные резной костью >
В 20-х годах XVII в. устюжские часовщики Виричевы собрали и установили первые «бойные часы» на Спасской башне Московского Кремля. По всей Руси прославились также изделия устюжских замочников, горшечников, пуговичников и многих других мастеров, умевших простые утилитарные изделия превращать в высокохудожественные произведения. При этом устюжские мастера проявляли большую творческую изобретательность и, всегда тонко чувствуя особенности материала, создавали оригинальные, самобытные орнаменты и композиции. Таким образом, устюжские умельцы зарекомендовали себя замечательными мастерами своего дела и навсегда упрочили за Великим Устюгом славу одного из крупнейших на Руси центров народного художественного творчества.

Послесловие


Каждого путешественника, посетившего Великий Устюг, охватывает чувство эстетического подъема и того особого духовного обогащения, которое неизменно вызывается соприкосновением с великими памятниками архитектуры и искусства прошлого. Все эти памятники, начиная от общего, исторически сложившегося ансамбля города и кончая изделиями устюжских народных умельцев, являются ярким олицетворением русского национального гения и символом нашей высокой культуры. Вот почему Великий Устюг, подобно древнему Суздалю, старому Таллину и отдельным районам среднеазиатских городов, достоин стать городом-заповедником, бережно хранящим величайшие сокровища прошлого, которые представляют национальную гордость русского народа.


Грандиозный план развернутого строительства коммунизма в нашей стране предусматривает проведение ряда крупных мероприятий по оживлению и дальнейшему развитию всего Северного края. Самым непосредственным образом эти мероприятия отразятся и на судьбе Великого Устюга, который в перспективе представляется одним из крупных заповедных центров отечественного и зарубежного туризма с современными комплексами пансионатов, кемпингов, экскурсионных баз и с развитой индустрией туризма.

И, наконец, в заключение хочется сказать о творцах славной истории Великого Устюга и о создателях замечательной местной культуры — об устюжанах. Уже в период древнейшего освоения Севера в этот богатый, но суровый край отважились идти только самые смелые и выносливые. Так сложилось первоначальное население Устюга. На ранних этапах своего развития этот удаленный от центра и от великокняжеской власти город приобрел известную самостоятельность, что стало основой его самоуправления, вечевого строя и типично северной «вольницы». В период сложения централизованного Русского государства устюжане выступают, как мужественные воины, самоотверженно боровшиеся за объединение разрозненных русских земель и сыгравшие решающую роль в присоединении к Москве многочисленных иноязычных северных народов. В XVI—XVII вв., когда изменилось историческое значение города, местные жители сбросили военные доспехи и превратились в искусных ремесленников и предприимчивых промышленников, а отважные устюжские землепроходцы первыми начали освоение новых богатых земель Сибири и Дальнего Востока. Так, устюжане сумели сочетать черты отважных воинов и расчетливых предпринимателей, кропотливых исследователей и талантливых художников. Весьма существенно также и то, что Устюг не знал иссушающего душу народа татарского нашествия, а его жители никогда не гнули спину под ярмом крепостничества.

Все это способствовало развитию той особой самостоятельности и независимости, которая нашла свое яркое отображение в области художественного творчества, где устюжане ревниво оберегали и последовательно развивали свои местные традиции. Так, в XIV в. они настойчиво выступили против верховного духовенства и отстояли тот вариант Успенского собора, который отвечал их вкусам и установившимся художественным традициям. А в конце XVIII в. они упорно в течение 30 лет критиковали «конфирмованный» Екатериной II проект перепланировки города, пока не добились утверждения полностью удовлетворяющего их плана. Эти примеры наряду с многими другими свидетельствуют о том, что устюжане проявили себя большими патриотами родного города и никогда не были равнодушны к его историческим и художественным судьбам. Их приверженность к местной традиции обусловила ярко выраженное своеобразие всех видов искусства и архитектуры и стала основой самобытности устюжской художественной школы, которая наряду с другими областными школами сыграла важную роль в сложном процессе развития общерусской художественной культуры.

Взрощенный веками патриотизм устюжан поможет им достойно сохранить для потомков все те величайшие и вечно живые сокровища прошлого, которыми так богат этот удивительный город.
Источник: «Великий Устюг. Развитие архитектуры города до середины XIX в.», 1987

Понравилась ли вам эта публикация?
+2


« Предыдущие статьи
Художественный металл города Великий Устюг
Декоративная керамика города Великий Устюг
Художественная обработка дерева города Великий Устюг
Памятники иконописи города Великий Устюг
Памятники жилой и гражданской архитектуры Великого Устюга XVII—XIX веков
Церковное зодчество Великого Устюга XVII—XVIII веков
Основные архитектурные ансамбли Великого Устюга
Проект перепланировки города Великий Устюг конца XVIII — начала XIX в.
Следующие статьи »
Из истории напольных покрытий Из истории возникновения линолеума Строительное искусство Древних Римлян История появления и свойства римского бетона Виды капитального строительства из римского бетона Типология народного жилища в странах зарубежной Европы Типы сельского жилища Болгарии Типы румынского народного жилища



Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 12 + 42 =

       



 
Мобильная версия · Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2025
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация