В истории архитектуры встречается немало примеров тщательнейшего отношения к отделке полов.
Напольная история началась одновременно с развитием древней цивилизации. Например, пол в пирамидах египетских фараонов был вымощен камнем. С развитием гончарного ремесла в Египте появились полы из керамической плитки.
Большой популярностью пользовались мозаичные каменные (керамические) полы. Из керамики можно было изготовить фрагменты различной формы и цвета и сложить красивые узоры на полу. А также для отделки полов использовали каменные плиты (пластины) всевозможных цветов и оттенков из различных месторождений. Каменные полы были такой же красоты, как стены и потолки дворцов, в отделке которых уже были достигнуты большие успехи.
Но каменные и керамические полы были холодными, они больше подходили для хозяйственных помещений, бань, внутренних дворовых площадей.
Виллы вельмож Древнего Рима украшались мраморными полами и мозаикой из разноцветного камня в виде сложного орнамента и целых картин с мифологическими сюжетами. В домах же ремесленников и бедноты пол покрывался циновками. Соломой утепляли земляные полы и в замках феодалов средневековой Европы, только самые богатые из них могли позволить себе расхаживать по персидским коврам.
В готический период в Европе начали проводить деревянную отделку пола, для красоты ее делали из разных пород — так зародился мозаичный паркет.
Для отделки жилых помещений использовали простые дощатые полы, которые по сравнению с другими видами напольных покрытий обладали несомненными преимуществами. Единственным недостатком таких полов было унылое однообразие и однотонность длинной деревянной доски, пусть и хорошо выстроганной и покрытой краской или лаком.
Возникла мысль о расчленении монолитной деревянной доски на геометрически правильные планки, из которых можно было бы складывать различные варианты напольных покрытий. Это уже было зарождение штучного паркета.
В Средних веках паркет стал неотъемлемой частью дворцов, замков, домов. В Европе паркетный пол достигает своего художественного совершенства. При изготовлении и укладке паркета учитывают стилистические тенденции искусства и архитектуры того времени.
В Древней Руси полы изготовлялись из широких деревянных досок, настилаемых по длине помещения. Начиная е XVI в. в России появились полы из «дубовых кирпичей» — дубовых клепок, уложенных рисунком «в елочку». Такой пол назывался тогда «косящатым».
Широко распространенное искусство резьбы по дереву и традиции древнерусского деревянного зодчества создали предпосылки развития художественного паркета в России.
Художественный паркет был сделан в щитовом варианте. Наиболее распространены щиты размером 2 на 2 аршина, что составляет 1,42x1,42 м. Реже встречаются 1,5 на 1,5 аршина (1,07x1,07 м) и 5 на 3 аршина (3,55x2,13 м). Каждый щит имеет основание (фундамент) из сосновых досок, на которое рыбьим клеем наклеен лицевой слой.
Художественный паркет, как правило, изготавливали двумя способами: маркетри (наборная работа) и интарсия (инкрустация). И тот и другой требовали от работников аккуратности и чистоты отделки поверхности, чтобы не допустить щелей.
В XVII в. паркет укладывали на известковой основе, швы между ними замазывали известью, смешанной со смолой. По стенам делали дубовый бордюр. Подобный паркет делали и раньше (Дмитровский собор во Владимире, храм Василия Блаженного и Донской монастырь в Москве), но к XVIII в. он стал особенно художественным.
При строительстве дворцов Санкт-Петербурга художественный паркет и технологий его укладки быстро развивались и совершенствовались. Эти времена стали золотым веком паркета в России. Русские мастера паркета того времени использовали сначала дуб, чинару, самшит, ясень, бук и грушу. В дальнейшем наряду с местными породами древесины стали широко применяться заморские сорта.
Петр I закрыл мастерские Оружейной палаты в Москве, занимавшиеся художественной резьбой, а резчиков перевел в Петербург на изготовление полов для возводимых дворцов. Мастера выкладывали на полу ковры из дерева, которые по своей композиции сочетались с росписью потолков.
Художественный паркет того времени изготавливали щитами, которые укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Эта историческая технология стала основой современным способам изготовления и укладки паркета.
Производство паркета до конца XIX в. выполнялось вручную. Только в начале XX в. ряд фабрик приступил к массовому производству паркета из различных пород древесины.