Научные исследования проводятся в следующих направлениях:
1. По вопросам расселения, планировки и застройки мобильных поселений. Исследования ведутся ЛенНИИПградостроительства, Гипрогором, Институтом географии АН СССР, Институтом географии Сибири и Дальнего Востока СО'АН СССР, СОПСом при Госплане СССР, Институтом экономики и организации промышленного производства СО АН СССР. ЛенЗНИИЭПом разработаны предложения по планировке и застройке мобильных поселков, в которых отработаны системы связи жилья с обслуживанием и с базовым городом.
2. По социально-демографическому обоснованию и типологии мобильных зданий. Исследования ведутся в основном ЛенЗНИИЭПом, социологические исследования проводят также Институт географии АН СССР, Институт географии Сибири и Дальнего Востока, Институт экономики и организации промышленного производства СО АН СССР. ЛенЗНИИЭПом определены социально-экономические предпосылки формирования мобильного жилища в районах освоения, ориентировочная демографическая структура населения мобильных вахтенных поселков, а также даны некоторые рекомендации по типам жилых ячеек, учреждениям обслуживания и объемно-планировочной структуре мобильных зданий.
3. По природно-климатической типологии и районированию. Исследования ведутся ЦНИИЭП жилища, ЛенЗНИИЭПом, Институтом географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР. Этими организациями определены типологические требования к жилищу для различных, в том числе и экстремальных, условий СССР.
4. По конструктивным решениям, экономике и организации строительства. Исследования ведутся в ЦНИИЭП жилища, ЛенЗНИИЭПе, ЦНИИОМТП, ЦНИИЭПграждансельстрое, Красноярском Промстройниипроекте, ЦНИИСКе им. Кучеренко, Гипроспецгазе, Оргэнергострое, Всесоюзном НИИ транспортного строительства и многих других организациях. Перечисленными организациями предложены самые различные виды конструкций из многих материалов, а ЦНИИОМТП разработана классификация инвентарных зданий и система организации их производства и строительства.
5. В области изучения зарубежного опыта. Работа ведется институтами ЛенЗНИИЭП, ЦНИИЭП жилища, ЦНИИОМТП, Красноярский Промстройниипроект, ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, СибЗНИИЭП, НИИ экономики строительства Госстроя СССР, Московским архитектурным институтом. Имеются данные по строительству временных поселков в Северной Канаде, США, Скандинавских странах, ФРГ, Франции и т. д. Необходимо отметить, что материалы по зарубежному опыту, имеющиеся в нашей стране, весьма разрозненны и нуждаются в серьезной систематизации и критическом анализе.
6. Для различных отраслей народного хозяйства ведутся исследования некоторыми авторами по названной проблеме:
- для сельского хозяйства А. Н. Сахаровым [55, 56]; Г. П.Ва-гулиным [8]; М. Г. Айдарбековым [2] и др.;
- для добывающей промышленности — В. К. Онуфриевым — золотодобывающая промышленность [45, 46]; Л. И. Графовым — нефтегазодобывающая промышленность [15]; В. Г. Лазаревой — вахтенные поселки [35]; В. В. Владимировым — лесная промышленность [11] и др.;
- для строительства линейных сооружений и крупных строек — П. С. Нейфахом, Л. И. Зиминым [26]; научно-исследовательской группой института Гидропроект [44, 48] и др.
7. Типовое и экспериментальное проектирование. В настоящее время в нашей стране разработано большое число типовых проектов инвентарных зданий для строительных организаций. В 1972 г. Госстроем СССР, ЦНИИОМТП и ЦИТП был подготовлен перечень типовых проектов инвентарных зданий, отобранных и рекомендованных Госстроем СССР для междуведомственного применения. Большинство этих проектов уже не отвечает современным требованиям. В связи с этим в последние годы все шире развертывается экспериментальное проектирование по новым программам.
В типологическом плане проектирование мобильного жилища для различных целей развивается по следующим основным направлениям:
- передвижные типы жилища малой вместимости (ЛенЗНИИЭП для Севера, ЦНИИЭПграждансельстрой для Монголии, ТашЗНИИЭП для Средней Азии);
- мобильные общежития для временных перемещаемых поселков с коротким сроком эксплуатации на одном месте (ЛенЗНИИЭП для Севера);
- мобильные здания (сборно-разборного и объемного, типов) общежитий, гостиничных и квартирных домов для вахтенных поселков с длительным сроком использования (ЛенЗНИИЭП, ЦНИИЭПграждансельстрой для Севера).
В области разработки конструкций и применяемых материалов определились следующие направления:
- металлические конструкции — контейнерные (ЛенЗНИИЭП, ЦНИИЭП жилища, Гипролеспром), сборно-разборные (ЛенЗНИИЭП, ЦНИИЭП жилища, Красноярский Промстройнии-проект), передвижные (ЛенЗНИИЭП, Красноярский Промст-ройниипроект);
- деревянные конструкции — контейнерные на деревянном каркасе с облицовкой водостойкой фанерой и другими эффективными материалами из дерева (ЦНИИЭПграждансельстрой, Гипролеспром, Красноярский Промстройниипроект);
- конструкции из стеклопластиков (ЛенЗНИИЭП, МАРХИ);
- армоцементные конструкции (ЛенЗНИИЭП);
- легкие бетоны на гибкой опалубке (ЛенЗНИИЭП, МАРХИ).
8. Строительство и эксплуатация мобильных зданий. В настоящее время производство инвентарных жилищ в достаточно широких масштабах налажено в основном на заводах Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства транспортного строительства СССР и др. Изготовленные на заводах этих министерств дома серии УГПД, 420 и др. широко применяются в различных климатических районах страны. Известный опыт строительства сборных домов накоплен также Ленморниипроектом, по проектам которого Арктикстроем возводились дома для зимовщиков в Антарктиде; ГСПИ Министерства связи СССР, строительство сборных домов которого осуществлено во многих местах на Крайнем Севере; Красноярским Промстройниипроектом, осуществлявшим экспериментальное строительство и испытания сборных домов в Якутии.
8. Строительство и эксплуатация мобильных зданий. В настоящее время производство инвентарных жилищ в достаточно широких масштабах налажено в основном на заводах Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства транспортного строительства СССР и др. Изготовленные на заводах этих министерств дома серии УГПД, 420 и др. широко применяются в различных климатических районах страны. Известный опыт строительства сборных домов накоплен также Ленморниипроектом, по проектам которого Арктикстроем возводились дома для зимовщиков в Антарктиде; ГСПИ Министерства связи СССР, строительство сборных домов которого осуществлено во многих местах на Крайнем Севере; Красноярским Промстройниипроектом, осуществлявшим экспериментальное строительство и испытания сборных домов в Якутии.
В нашей стране технический уровень строительства постоянно повышается: широко применяются индустриальные методы строительства, увеличивается заводское изготовление типизированных строительных конструкций стационарных зданий и сооружений с применением унифицированных объемно-планировочных решений. К сожалению, влияние технического прогресса не распространилось на проектирование и создание временных мобильных зданий и сооружений.
Строительство объектов, осуществляемое преимущественно на неосвоенных территориях при отсутствии местных строительных баз и постоянных связей с развитыми районами страны, связано с целым рядом трудностей и отмечено существенными недостатками. При сооружении крупных объектов (ГЭС, промышленных предприятий, приисков и др.) подготовительные работы, включающие возведение жилых и культурно-бытовых зданий, производственных и вспомогательных сооружений и т. д., продолжаются часто несколько лет, а иногда на их выполнение затрачивается столько времени, сколько на возведение основных сооружений. Кроме низких темпов строительства наблюдаются высокая стоимость, несоответствие применяемых материалов и конструкций требованиям индустриализации строительства, сроков осуществления проектов и эксплуатации сооружений срокам существования предприятий, особенно высокая трудоемкость работ.
В нашей стране ежегодно на строительство временных зданий и сооружений затрачивается примерно 500 млн. руб. Причем 80 млн. руб. составляют безвозвратные потери, а удельный вес расходов на сооружение временных зданий достигает иногда 20% от сметной стоимости строительства. На строительстве временных сооружений ежегодно занято около 100 тыс. рабочих. Затраты труда на возведение таких зданий при сооружении ГЭС, предприятий металлургии, химической промышленности и других крупных объектов составляют значительную часть общих затрат труда на всех строительно-монтажных работах [63].
Для этих же целей иногда применяются благоустроенные капитальные жилые дома. Такие здания целесообразны, когда имеется разрыв во времени между началом строительства жилого поселка и строительством объекта, но, как правило, этот разрыв бывает (и должен быть) незначительным. Применяемые типы жилища являются неприемлемыми и нецелесообразными в данных условиях, так как не соответствуют условиям проживания людей, специфика работы которых требует постоянного перемещения.
В послевоенный период из-за огромной потребности в жилище для строителей и людей других профессий наряду с каркасно-засыпными зданиями стали широко применяться дома заводского изготовления щитовой конструкции типа «Щ». Они состояли из большого количества деталей разных типов и размеров, что затрудняло комплексную транспортировку больших партий таких домов.
Только после 1950 г. (в период 1950—1960 гг.) рост строительно-монтажных работ и необходимость освоения новых районов вызвали увеличение затрат на временные передвижные здания и сооружения. В связи с этим вопросами создания, изготовления и эксплуатации типов мобильного жилища занимались ряд различных министерств и ведомств применительно к своим нуждам. С помощью ряда проектных организаций были разработаны типовые проекты временных инвентарных зданий и сооружений сборно-разборного типа.
Однако разработанные временные сборно-разборные здания и сооружения были дорогостоящими, неудобны в эксплуатации, многие трудоемки в изготовлении, неудобны при сборке, разборке и перевозке, имели плохие теплотехнические качества и т. п. Кроме этого, на их решение при проектировании оказывали влияние административно-организационные факторы, обусловленные спецификой организации производства определенного министерства или ведомства. В результате каждая из организаций, принадлежащая к тому или иному министерству или ведомству, разрабатывала проекты только для своей системы. Это приводило к невысокому качеству проектов, кустарному способу изготовления и неудовлетворительному использованию временных зданий и сооружений в процессе эксплуатации.
Кроме того, создание мобильного жилища для этих районов велось часто путем механического использования - принципов планировки и застройки населенных мест, типов жилья и общественного обслуживания, а также методов изготовления и строительства, пригодных для развитых районов. В результате особенности характера образа жизни не учитывались, бытовые условия часто не удовлетворяли санитарным требованиям, а организация досуга не соответствовала культурным потребностям людей.
В 1963—1964 гг. в целях упорядочения проектирования и применения временных зданий, а также снижения затрат на их строительство Госстрой СССР поручил ряду научно-исследовательских и проектных организаций провести унификацию временных зданий и на ее основе разработать унифицированные типовые секции (УТС) с типизацией объемно-планировочных и конструктивных решений, создать наборы временных зданий и сооружений для различных отраслей и условий строительства (с учетом их специфики). В результате проектными институтами № 1 и 2 Госстроя СССР, институтами Оргэнергострой Министерства энергетики и электрификации СССР, Гипроспецгаз Министерства газовой промышленности СССР, Гипропром-трансстрой и другими проектными и научно-исследовательскими организациями в 1966—1967 гг. были разработаны типовые проекты унифицированных временных зданий производственного, складского, административного, санитарно-бытового, жилого и общественного назначений.
Кроме общесоюзных секций (УТС) министерства и ведомства разрабатывают типовые секции (ВУТС), учитывающие специфические особенности строительства, осуществляемого данным министерством или ведомством. Так, например, институтом Гидропроект Министерства энергетики и электрификации СССР созданы секции сборно-разборного типа пролетом 12 и 18 м и высотой до 8,4 м (серия 20-00-02) для временных зданий производственного назначения. Выбор размеров этих секций вызван необходимостью ремонта и обслуживания строительных машин и транспортных средств больших габаритов, применяемых в гидростроительстве. Секции серии 20-00-20 выпускает Каунасский комбинат производственных предприятий Министерства энергетики и электрификации СССР.
Гипропромтрансстрой создал ведомственные унифицированные типовые секции сборно-разборного (серия 420-11) и передвижного (серия 420-20) типов. Временные сборно-разборные здания из секций серии 420-11 изготовляет Солгинский домостроительный комбинат в Архангельской области, а передвижные — Волгоградский, Ярославский, Тамбовский и другие вагоноремонтные заводы. Одиночный контейнер серии 420-13 создан экспериментально-конструкторским бюро ВНИИмонтажспецстроя Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. Этот контейнер предназначен для размещения объектов складского, административного и бытового назначений.
Создание УТС временных зданий и сооружений позволило:
- сократить количество габаритных схем, внедрить секции единых размеров и использовать их при проектировании временных зданий различного назначения;
- унифицировать конструктивные решения временных зданий, применив два варианта для секций сборно-разборного типа (каркасно-панельные или панельные) и один вариант для секций контейнерного и передвижного типов (например, каркас с обшивкой);
- добиться соответствия размеров и массы (с оборудованием) секций контейнерного и передвижного типов условиям перевозки их автомобильным и железнодорожным транспортом;
- обеспечить возможность блокирования однотипных секций с целью объединения в одном здании помещений разного назначения;
- эксплуатировать временные здания в. различных условиям при температуре наружного воздуха до —40° С и сейсмичности до 6 баллов;
- обеспечить многократную оборачиваемость временных зданий и снизить затраты труда на их монтаж и демонтаж за счет увеличения степени сборности и заводской готовности элементов, применения болтовых соединений и др.
Таким образом, применение УТС позволило наиболее полно удовлетворить требованиям к конструктивной структуре мобильного жилища. Однако оно не дает возможности комплексно решить архитектурно-планировочные задачи, вытекающие из необходимости организации специфической функционально-пространственной среды проживания людей, ведущих подвижный образ жизни.
В связи с этим были проведены работы по составлению номенклатуры и наборов, дальнейшей унификации и типизации временных зданий и сооружений, а также рассмотрены вопросы по их изготовлению и эксплуатации, при этом способе внимание было обращено на развитие заводского производства унифицированных временных зданий.
С 1969 г. на ряде предприятий страны было налажено заводское производство типовых инвентарных зданий в целях создания надлежащих жилищных и производственных условий для рабочих и служащих подрядных строительных и монтажных организаций, сооружающих объекты на новых строительных площадках в период их освоения и объекты линейного строительства.
Около 81% всего производства инвентарных зданий и помещений различного назначения сосредоточено на предприятиях, подчиненных шести союзным министерствам; Минлеспрому — 31, Минэнерго — 12, МВД — 13, Мингазпрому — 9, Минавтопрому — 8, Минтрансстрою — 8%. Общий объем производства инвентарных зданий и помещений составлял около 500 тыс. м2, контейнерных — 80 тыс. м2, сборно-разборных — около 220 тыс. м2. Но потребности в переждвижных зданиях и помещениях составляли на 1969 г. 65 136 тыс, м2, в том числе передвижных — 15168 тыс. м2, контейнерных — 44158 тыс. м2, сборно-разборных — 5810 тыс. м2 [23].
В результате потребовалось значительное увеличение объема производства за счет как реконструкции и расширения существующих предприятий, так и строительства новых цехов (заводов). Проектный институт № 2 Госстроя СССР создал проект завода по производству цельнометаллических вагонов-домиков типа ВО-8М в г. Кропоткине мощностью 5 тыс. домиков в год. Гипролеспром разработал типовой проект цеха экспериментального производства деревянных инвентарных домов контейнерного типа ГПД с металлодеревянным каркасом мощностью 2,5 тыс. домов в год.
Громадные потребности в мобильных типах жилища в нашей стране обусловливали актуальность вопроса и необходимость быстрейшего его решения, так как выпускаемые в то время передвижные жилища не в полной мере отвечали предъявляемым к ним требованиям. Возникла проблема обеспечения в сравнительно короткий срок большого количества трудящихся, работающих в суровых и тяжелых условиях труднодоступных районов, такими типами жилища, которые способствовали бы гармоничному развитию их физических и духовных сил.
В связи с этим различные научно-исследовательские организации во многих городах нашей страны приступили к теоретическому и экспериментальному изучению этой проблемы: ЦНИИЭП жилища, ЛенЗНИИЭП, СибЗНИИЭП, Красноярский и Норильский Промстройниипроекты, Оргэнергострой, Гипроспецгаз, Мосгипротранс, Гидропроект, ЦНИИСК, им. Кучеренко, ГСПИ связи, Всесоюзный НИИ транспортного строительства, Гипромстрой, Гипроспецсвязь, Гипровостокнефть, Уссурийский Востокгипросельстрой, Магаданский Дальстройпроект и др. В этих организациях на основе предварительных социально-демографических, технико-экономических, психологических и других специфических исследований проведены работы в различных направлениях по решению проблемы мобильного жилища, созданию экспериментальных типов мобильных жилищ для пионерных поселков в Сибири, на Крайнем Севере и в других труднодоступных районах, инвентарных жилых и общественных зданий для временных поселков.
Так, в 1958 г. Ленморниипроектом была сделана первая попытка применения эффективных материалов в условиях полярных районов. Для этой цели был разработан двухэтажный жилой восьмиквартирный дом для условий Арктики. Этот проект не был осуществлен, но опыт, накопленный при его разработке, представил большой интерес и широко был использован при дальнейшем проектировании домов из эффективных материалов.
В качестве примера сборно-разборных домов из пластмасс можно привести и другие ранние работы: это запроектированные, а затем изготовленные в 1961 г. Красноярским Цромстрощ ниипроектом опытные образцы жилых домов из пластмассы для строительства в районах Якутской АССР.
Не менее интересен осуществленный в 1961 г. Ленинградским филиалом АСиА СССР (в настоящее время ЛенЗНИИЭП) совместно с институтом Ленниипроект и трестом Оргтехстрой проект первого отечественного экспериментального одноквартирного дома с самонесущими конструкциями из пластмассы, не рассчитанного на повторение и ставившего целью проверку возможностей изготовления различных строительных изделий из пластмассы, включая и крупногабаритные элементы ограждающих конструкций, а также изучение приемов его монтажа и проверку зданий в эксплуатации.
Экспериментальной базой ЛенЗНИИЭПа был создан проект и осуществлена модель передвижного жилого дома (общежития на 5—6 человек) из пространственных армоцементных конструкций для пионерных поселков в малоосвоенных районах страны. Предполагается изготавливать такие дома на оборудованных стационарных полигонах с использованием передвижных механизированных колонн. Дом имеет линзообразную форму благодаря форме базовых стыкующихся скорлуп и представляет собой укрупненную жилую единицу с обслуживающим узлом. Использование этого принципа позволило в 1974 г. разработать экспериментальные передвижные дома-общежития на 4 и 10 человек из сферических оболочек для Северного строительно-климатического района.
Интересны также проекты Ленморниипроекта: экспедиционный дом для поселка Молодежный в Антарктиде, который использовался как общежитие на 20 человек, малогабаритный дом для Арктики из пластмассы в поселке Амдерма, а также проект Красноярского Промстройниипроекта малогабаритного пластмассового дома для обходчиков линии электропередачи Вилюй-Окой ГЭС по трассе Ленек—Мирный—Чернышевск—Айхал, проходящей по незаселенной и бездорожной местности.
Рассмотрим на примере работ некоторых организаций первый опыт проектирования и создания мобильных поселков из различных элементов сборно-разборного и объемного типов в нашей стране.
Ленморниипроектом в 1967 г. был разработан проект комплекса зданий для проживания 50 человек в условиях полной автономности в районах Арктики. Он состоит из трех основных зданий жилого и служебного назначения, объединенных крытыми теплыми переходами. Кроме того, этой же организацией был разработан проект передвижного поселка-комплекса, где основной компоновочной единицей были вагоны-блоки, изготовленные Козловским домостроительным заводом. Эти вагоны-блоки имеют одинаковые габариты (2,32X4,92 м, высота 2,25 м), но в зависимости от назначения — различное оборудование, которым они оснащаются полностью на заводе. Для ввода в действие их необходимо на месте строительства только присоединить к наружным временным санитарно-техническим и энергетическим коммуникациям.
Вопросами создания инвентарных передвижных зданий и сооружений и поселков из них для расселения трудящихся, работающих в необжитых малоосвоенных или труднодоступных районах страны, занималась также группа специалистов Всесоюзного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института Гидропроект им. С. Я. Жука. Ею был разработан проект инвентарного сборно-разборного бесфундаментного жилого дома из объемных блоков заводского изготовления (ПДУ — передвижной дом удлиненный) и поселка из них.
По внутренней планировке помещений различают два типа домов ПДУ: для семейного заселения и заселения одинокими рабочими. Стыковка блоков производится по длинной стороне, что создает удобную для жильцов планировку квартиры.
Помимо разработки отдельных домов, в институте Гидропроект был создан проект инвентарного поселка из сборно-разборных домов типа ПДУ на 400 строительных рабочих. В состав поселка входят как жилые дома, так и здания культурно-бытового обслуживания, которые компонуются из двух или нескольких блоков таких же габаритов, как и блоки жилого дома ПДУ. В комплект поселка на 400 рабочих входит 40 жилых домов для семейных, 52 общежития для заселения одинокими, столовая на 56 мест, магазин на 4 продавца. В поселке предусмотрены: красный уголок с библиотекой, детский сад-ясли на 25 детей, ателье бытового обслуживания, медицинский пункт, АТС и радиоузел, душевая и прачечная, контора поселка с квартирой коменданта, складские помещения, котельная, электростанция, пожарный пост и др.
Применение сборно-разборных домов из объемных блоков заводского изготовления позволило: приблизить уровень благоустройства и комфортабельности в доме к квартирам в капитальных домах, обеспечить многократную оборачиваемость дома путем простейшего демонтажа, перевозки и сборки его для использования на новой строительной площадке, гарантировать необходимую прочность и жесткость в условиях неоднократных перегрузок, свести к минимуму работы по устройству фундаментов для дома на строительной площадке. Детали и конструкции дома были полностью изготовлены на заводе, а размеры дома или составных его блоков допускали перевозку их железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, а также возможность перемещения дома в пределах строительной площадки тягачом на специальных санях.
Вопросами создания поселков-комплексов для различных условий освоения занимается также ЛенЗНИИЭП. Так, на основе опыта проектирования, строительства и эксплуатации первого отечественного дома из пластмасс были разработаны проекты трех типов поселков на 100 человек .каждый из сборно-разборных зданий с несущими конструкциями из пластмассы пролетом 3 и 7 м.
Применяемые конструкции дают возможность формировать на единой конструктивной схеме и планировочном модуле различные по размерам и по назначению объемные элементы (общежитие на 8 человек, столовую, магазин, склад, медпункт с изолятором, клуб, радиоузел) как отдельно стоящие, так и сблокированные или соединенные крытыми переходами (в зависимости от требований).
Прямым продолжением предыдущих научно-исследовательских работ ЛенЗНИИЭПа в области проектирования временных мобильных жилых и общественных зданий для I климатической зоны явилась разработка типовых инвентарных жилых и общественных зданий для передвижных пионерных и вахтенных поселков строителей I климатической зоны в различных мерзлотно-грунтовых условиях.
Проведенное научное обоснование и составление функциональных наборов инвентарных зданий позволили формировать в одном случае автономные здания-комплексы, собранные из функционально различных объемных элементов, в другом — создавать компактные жилые образования с единым планировочным и конструктивным модулем — блок-контейнером. Применение таких инвентарных зданий даст возможность решить не менее важную проблему создания поселений, в которых можно менять не только их местоположение, но и вместимость, а также контингент людей.
Исследование проектов мобильного жилища, разработанных различными проектными организациями, позволило выявить характерные тенденции в развитии конструктивных решений, применяемых материалов.
Учитывая специфические условия полного бездорожья, отсутствие на местах предприятий строительных материалов, крайнюю отдаленность от развитых районов страны и другие факторы, можно утверждать, что для решения проблемы в первую очередь необходимо внедрение новых методов организации строительства, которые приведут к максимальному снижению затрат труда, высоким темпам создания объектов промышленного и гражданского назначения, высокому уровню благоустройства поселений, снижению стоимости строительства. Достичь этого можно путем создания мобильных типов жилья и обслуживания, которые, отвечая специфическим требованиям организации труда и быта, обеспечивали бы высокую степень заводской готовности, транспортабельности, быстроту монтажа в проектное положение и демонтажа, эффективное соотношение объемов в транспортном и эксплуатационном состояниях, многократность использования (инвентарность). Очевидно также и то, что по техническим задачам проектирование мобильных сооружений ближе к проектированию машин или самолетов, чем обычных зданий. Такие сооружения невозможно выполнить из традиционных материалов (кирпича, тяжелого бетона и других) и существующими способами монтажа, так же как нельзя представить себе автомобиль, собранный вне завода.
Поэтому одним из способов создания благоустроенного жилья в отдаленных районах является использование для изготовления мобильных типов жилища высокоэффективных материалов (пенопласта, стеклопластиков, позволяющих выполнять конструкции различных форм, алюминия и др.) с организацией в освоенных районах индустриального производства сборных или полностью готовых к эксплуатации домов из эффективных материалов с последующей доставкой их на место самолетами, водным путем или другими видами транспорта, целесообразными в данной местности.
Осуществление этого способа не вызывает особых трудностей и не требует сложного оборудования. Ввиду того, что при освоении труднодоступных районов используются в основном привозные строительные материалы, стоимость строительства определяется транспортными расходами на перевозку этих материалов (кроме того, учитывается также стоимость расхода материалов, трудозатраты на изготовление, сборку и разборку). Стоимость возведения сборных домов из эффективных материалов (пластмассы и алюминия) в труднодоступных районах дешевле стоимости домов из традиционных материалов, несмотря на большие расстояния перевоза, высокий тариф авиатранспорта и высокую стоимость исходных материалов. Эффект создается за счет громадной разницы в массе дома (одна трехкомнатная квартира пенопластового дома весит всего 5—6 т), стоимости рабочей силы, общего сокращения трудовых затрат по строительству и возможности сборки домов в любое время года.
Перспектива жилищного строительства в отдаленных районах требует необходимости дальнейших исследований по организации производства зданий и сооружений из эффективных материалов. Дома из таких материалов легки и транспортабельны, многоразовая сборка и разборка их практически не будет сказываться на их эксплуатационных качествах вследствие высоких физико-механических свойств полимерных материалов. Применение зданий и сооружений из эффективных материалов поможет разрешить сложную проблему освоения труднодоступных районов, где специфические требования обусловливают необходимость неоднократного перемещения зданий и сооружений в условиях отсутствия транспортных связей. Такая организация строительства и ее рациональность были неоднократно проверены экспериментами, полностью подтвердившими высокую экономическую эффективность строительства из легких эффективных материалов в отдельных районах Крайнего Севера.
Известной тенденцией в области индустриального домостроения, связанной с применением легких строительных материалов, является укрупнение сборных изделий и переход от плоскостных элементов к пространственным, что. ведет к появлению новых формообразований мобильных зданий. Применение легких эффективных материалов способствует дальнейшему укрупнению сборных элементов. Очевидно, логическим завершением этого явится укрупнение элементов до размеров первичной структурной единицы, что подтверждает выявленную тенденцию в развитии конструкций мобильных зданий — переход от сборных элементов к объемным за счет их укрупнения.
Легкие синтетические материалы освобождают архитектора от ограничений и скованности, предопределяемых и обусловленных традиционными материалами, открывают неограниченные возможности формообразования зданий, повышают их композиционно-художественные свойства и пластическую выразительность, значительно увеличивают разнообразный набор форм жилых ячеек. Кроме того, применение синтетических материалов дает многообразие цветового решения сооружений и комплекса в целом. Существующая в настоящее время «серая» застройка временных мобильных поселений отрицательно влияет на психолого-эстетическое восприятие, на настроение людей, живущих в этих поселках. В данном случае выявляется еще одна функция цветовых пластиков в решении мобильных поселений. Находясь в отдаленном, труднодоступном, часто однообразном по ландшафту районе, жилые поселения, имеющие колоритное цветовое решение, могут служить ориентиром для авиации и людей.
На основе изложенного относительно практики создания мобильного жилища в нашей стране можно считать, что степень изученности и экспериментальной проработки по различным направлениям рассматриваемой проблемы неодинакова. В региональном плане наибольшее количество проработок приходится на северные районы. Это диктуется нуждами сегодняшнего дня и ближайшими перспективами. Для южных экстремальных районов и прибрежных шельфов научные и проектные разработки практически еще отсутствуют.
В части выбора конструкций главное внимание уделяется металлическим конструкциям каркасного и блочно-контейнерного типа. Несколько меньше проработок по деревянным и пластмассовым конструкциям, несмотря на рациональность применения последних, доказанную многими исследованиями. Причем разработка конструктивных решений мобильного жилища составляет основную долю исследований, в то время как разработка принципов функционально-пространственной организации мобильных поселений почти отсутствует или носит глобальный характер.
В архитектурно-типологическом плане больше всего проведено исследований и сделано проектов по временным и вахтенным поселкам с относительно продолжительным сроком их использования на одном месте, в то время как проработок по мобильным (постоянно перемещаемым) поселкам недостаточно. В связи с этим наименее исследованным вопросом в этой области является проектирование, формирование и создание на базе мобильных зданий функционально законченных постоянно перемещаемых жилых образований, в пределах которых могли бы осуществляться основные процессы жизнедеятельности людей.