Архитектура и строительство
 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
  • Главная
  • Конструкция зданий
  • Мобильные жилища
  • Исторические прецеденты строительства мобильного жилища
 Подразделы
Все статьи раздела Основы проектирования Жилые здания Общественные здания Промышленные здания Мобильные жилища Пневматические здания Частные дома Гостиницы Дизайн объектов Примеры зданий Сейсмозащита
 Социальные сети
 Похожие статьи
Отечественный опыт строительства мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Зарубежный опыт строительства мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Характер процесса освоения мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Факторы формирования мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Нормативы габаритов помещений мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Критерии экономической эффективности жилищного строительства
Здания: Жилые здания

Малоэтажные жилые дома городского и усадебного строительства
Здания: Жилые здания

Условия выбора площадки строительства тепловой электростанции
Индустрия: Тепловые электростанции

Технико-экономическая оценка площадки строительства
Индустрия: Тепловые электростанции

Периоды проектирования и строительства тепловой электростанции
Индустрия: Тепловые электростанции

Продолжительность строительства тепловой электростанции
Индустрия: Тепловые электростанции

Строительно-монтажная база на площадке строительства
Индустрия: Тепловые электростанции

Административно-бытовые объекты строительства
Индустрия: Тепловые электростанции

Складское хозяйство строительства тепловой электростанции
Индустрия: Тепловые электростанции

http://polit.ua/articles/1513-telegram-rassylka-kljuchevye-osobennosti.html

Исторические прецеденты строительства мобильного жилища


Статья добавлена в Марте 2018 года
            0


Появление и развитие направления мобильности в жилище, как и всякое явление подобного рода, имеет не только научно-технические и социологические предпосылки современности, но и свои исторические корни.

Появление мобильного жилища относится к древним временам и связано с той или иной степенью необходимости к перемещению людей вместе с жилищем. Так, еще в начале нашей эры римляне создавали настоящие мобильные временные города в военных целях. Во время завоевательных походов Чингисхана и его преемников (XII—XIV вв.) монголы оборудовали гигантские лагеря, обеспечивающие укрытие полчищ воинов и челяди. С этими же целями создавались лагеря таборитов, которые были окружены повозками и частоколом, скрепленными цепями.

Наиболее характерными прецедентами мобильного жилища являются поселения кочевых народов монгольской и тюркской групп, образ жизни и характер ведения хозяйства которых тесно связаны и накладывают отпечаток на типы жилища и формы архитектурных зданий и сооружений. Основой жизни таких народов являлось кочевое скотоводство. В отличие от стационарных сооружений оседло-земледельческих народов, строивших из долговечных строительных материалов, особенности кочевого быта обусловливали необходимость создания мобильного и нетрудоемкого жилища. Мобильность продиктовала выбор легких строительных материалов (кожа, войлок, ткань, дерево).

Рис. 2. Жилища кочевников 
Рис. 2. Жилища кочевников >
Специфика форм ведения хозяйства отразилась не только в конструктивном решении и выборе материалов зданий, но и в планировке поселений. Кочевой город характеризовался гибкой планировкой и композиционной структурой, отражавшей его социальную специфику. Так, например, до XII в. существовал куренной способ организации мобильного поселения. Курень представлял собой стойбище из геров, поставленных по кругу, а в середине — гер предводителя (старейшины) (рис. 2, а). Воинственные племена жили не аулами, а целыми родами, устраивали зимние стойбища по берегам рек, располагая юрты непрерывным рядом на 20 и более верст [52].

В отличие от гера — постоянного типа жилища кочевников для временных походных условий жизни существовали палатки (рис. 2, б).


Монгольские палатки имели большие преимущества по сравнению с палатками других народов, так как были чрезвычайно просты, устойчивы, легки и быстро собирались и разбирались. По своей форме они были четырех-, шести- и восьмискатные.

Особую веху в истории развития кочевого жилища представляет жилище на колесах (рис. 2, в). Необходимость телег, телег-кибиток у монголов в XI—XII вв. вызывалась потребностью в быстром перемещении с места на место при постоянных набегах, нападениях. Стан из телег с поставленными на них юртами мог быть очень подвижным. Впоследствии в XIII в. существование кибиток поддерживалось дальними походами и большими перекочевками, вызываемыми обилием стад и вообще расцветом кочевой жизни. Передвижные кибитки были описаны Марко Поло в 1826 г. [50].

Существует много примеров мобильного жилища из истории других кочевых народов, например чукчей, якутов, татар, казахов и др. Принцип организации жилища у всех этих народов разнообразен и зависит от различных факторов, влияющих на образ жизни, но все они могут быть отнесены к основным типам.

В зависимости от продолжительности проживания в них людей различают постоянный тип жилища: гер, юрта (складные и на колесах) и временный — тип сооружения, который употреблялся периодически в определенных ситуациях в различные сезоны года (палатки).

В зависимости от типа конструкции, метода транспортировки и монтажа они подразделяются на передвижные — жилище на колесах (кибитки, повозки), которые могут быть использованы во время транспортировки и сразу же по прибытии на место (имеющие 100%-ную готовность к эксплуатации), и складные (юрты, палатки и др.), которые перевозятся в сложенном виде и монтируются на месте (имеют небольшую готовность к эксплуатации, но более удобны при транспортировке) .

Со временем условия жизни людей значительно изменились с постепенным переходом к оседлости, менялось и само жилище: от юрт — к плетеным мазанкам, землянкам, срубам и т. д. в зависимости от условий окружающей среды. В основном эти типы жилищ исчезли, но сама проблема создания мобильного жилища возникала в различное время в иных аспектах.


Впервые в России сборно-разборные здания были применены во время Крымской кампании 1853—1854 гг. в связи с необходимостью в сборно-разборных бараках, которые после непродолжительной эксплуатации на одном месте могли быть переброшены на другое. Но большого распространения в то время такие здания не получили. Вопрос о применении и создании мобильных типов зданий для других целей возник в России позже. Так, в 1896 г. на заседании С.-Петербургского Общества архитекторов [65] указывалось на необходимость создания переносных зданий для организации жилья в стране, так как за границей уже давно существовали переносные постройки. До этого времени такие сооружения покупались Россией у финляндского акционерного общества «Сандвик» и датского товарищества «Христоф и Уммак». Потребителями и заказчиками переносных построек являлись почти все военные министерства Европы, Соединенных Штатов Северной Америки, Мексики, Вест-Индии, Сиама, Японии; даже Египет, Конго и Алжир имели эти постройки. Изложенное позволяет судить об актуальности проблемы мобильного жилища еще в XIX в. Но, как видно, решение ее заключалось в создании зданий, которые можно было бы переносить с одного- места на другое, т. е. принимались во внимание только чисто технические вопросы без учета планировки и эксплуатации жилища.

На современном этапе проблема организации мобильного жилища рассматривается в совершенно ином аспекте. В связи с высокими темпами научно-технического прогресса и социальных явлений изменились понятие о комфорте жилища, взгляд на проблему создания оптимальной среды обитания человека в мобильных условиях.

Впервые в нашей стране идея мобильного жилища возникла в экспериментальном проекте города будущего, известного как «летающий город» Г. Крутикова (1928 г.), где решались задачи мобильной архитектурной формы и ставились проблемы «теории архитектуры движущейся формы», «зрительной деформации движущейся формы», «композиции движения сооружения» (в отличие от композиции неподвижного сооружения), «формообразования динамического элемента» и др. [32]. Подвижная жилая ячейка-кабина на одного человека, оборудованная убирающейся в стены и трансформирующейся мебелью, «причаливалась» в предусмотренное определенное пространство структуры здания. Эти пространства составляли со стационарным жилым объемом единый комплекс.
Источник: «Мобильное жилище для Севера», Н. А. Сапрыкина, 1986

Понравилась ли вам эта публикация?
0


« Предыдущие статьи
Критерии оценки типов мобильных жилищ
Факторы формирования мобильного жилища
Типы временных поселений
Характер процесса освоения мобильного жилища
Предпосылки к созданию временного жилища
Архитектурное решение гостиниц и их градостроительная роль в застройке
Помещения служебные, бытовые и инженерного оборудования гостиницы
Помещения бытового обслуживания гостиницы
Следующие статьи »
Отечественный опыт строительства мобильного жилища Зарубежный опыт строительства мобильного жилища Классификация мобильных зданий Функционально-планировочное сопоставление типов мобильных зданий Состав помещений мобильных зданий и их взаимосвязь Психолого-эстетические факторы организации мобильных зданий Типы жилых ячеек и их планировочная структура Нормативы габаритов помещений мобильного жилища



Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 24 + 33 =

       



 
Мобильная версия · Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2025
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация