При освоении новых районов наряду с традиционными типами стационарного жилища, представляющими основную форму расселения людей, появляется необходимость создания других типов жилища, отличающихся ограниченными сроками эксплуатации на одном месте и возможностью периодического перемещения в процессе их эксплуатации.
Потребность в жилищах такого типа определяется спецификой условий производства и организации труда в различных отраслях народного хозяйства страны: горнорудной и нефтегазодобывающей промышленности, при строительстве линий электропередачи, автомобильных и железных дорог, проведении геологоразведочных работ, в сельском, промысловом хозяйстве и многих других.
Приведенные типы временных жилых и культурно-бытовых зданий барачного типа для таких объектов, с одной стороны, неэкономичны, так как после окончания сроков их эксплуатации не могут быть использованы в этом районе другими отраслями народного хозяйства, с другой стороны, не обеспечивают необходимого уровня благоустройства и нормальных санитарно-гигиенических условий. Кроме того, они не приспособлены для периодического перемещения, использование же в качестве временного жилья палаток не обеспечивает трудящимся нормальных удобств проживания. Практика строительства временного жилища барачного и палаточного типов, вызванная в свое время определенными трудностями, в настоящее время противоречит задаче неуклонного повышения жизненного уровня трудящихся.
В соответствии с изложенным возникает проблема разработки и создания типов жилища, пригодного к быстрой и многократной передислокации с минимальными материальными и трудовыми затратами, которое наиболее полно сможет удовлетворить специфическим требованиям организации труда, быта и отдыха людей, вынужденных по роду своей деятельности периодически менять место приложения труда. В практике и научных исследованиях такое жилище получило название мобильного.
Понятие «мобильность» применимо к различным видам человеческой деятельности и, в частности, оно утвердилось в архитектуре. Это обусловлено необходимостью решения многих задач архитектуры с учетом таких динамических факторов, как рост населения, его социальная подвижность и миграция, связанная с активным освоением новых районов, быстрым ростом городов и т. п.
Термин «мобильное» по отношению к жилищу применяется и рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, он означает соответствие жилища изменяющимся потребностям и образу жизни людей, с другой — понимается как физическая подвижность, проявляющаяся в трансформации и передвижении. В свою очередь трансформация включает:
- качественное изменение здания путем преобразования внутренних элементов при сохранении его постоянных размеров,что обеспечивает многофункциональное использование внутреннего пространства зданий;
- количественное изменение размеров здания, связанное с его конструктивной трансформацией.
Передвижение здания осуществляется в собранном виде или полностью готовым к эксплуатации с помощью различных транспортных средств (возможно также сочетание перечисленных способов).
В нашей стране с каждым годом возрастает объем производства конструктивных элементов и деталей для стационарного жилища и других объектов массового гражданского и промышленного строительства. В то же время технический прогресс в строительстве еще не обеспечивает полностью возрастающих потребностей различных отраслей народного хозяйства:
- в добывающей промышленности — нефтегазовой (базы буровых и эксплуатационных бригад, поселки участков), цветных металлов (поселки экспедиционного способа разработки месторождений, участковые поселки), лесной (базы бригад, глубинные поселки) и др.;
- в строительстве — линейных сооружений (трубопроводы, дороги и др.), крупных строек и гидроэлектростанций (пионерные поселки бригад по подготовке ложа водохранилища и др.);
- в сельском хозяйстве — сезонно обитаемых жилищ; полевые станы (на дальних полях колхозов и совхозов, населенные только в дни самых напряженных сельскохозяйственных работ), летники и зимники животноводов (очень распространенные в районах отгонно-пастбищного животноводства, использующего огромные территории пастбищ), рыболовецкие и охотничьи станы промысловых колхозов и совхозов (базы оленеводческих бригад) и др.;
- в науке — различных научно-исследовательских экспедиций: геологических (поселки отрядов, поселки геологоразведочных партий и экспедиций), археологических, метеорологических и др. Сюда также можно отнести научные экспедиции, связанные с исследованием космического пространства и подводного мира.
Мобильные жилища, разработанные и изготовленные различными министерствами и ведомствами для своих нужд, силами мелких проектных и строительных организаций применительно к имеющейся материально-технической базе, еще далеко не совершенны по своей функциональной структуре, планировке и конструктивно-техническим качествам. Применение конструкций, материалов и методов изготовления, которыми располагали эти министерства и ведомства, приводило к параллелизму, распылению усилий, а в ряде случаев к недостаточно высокому уровню разработки проектов, низкому качеству, к дороговизне мобильного жилища вследствие производства его по кустарной технологии на разнопрофильных предприятиях.
В имеющихся проектах мобильного жилища в основном учитываются технические требования, определяющие его конструктивные и технологические решения, возможность транспортировки, монтажа и демонтажа, но не в полной мере принимаются во внимание особенности образа жизни, демографической структуры населения и психологии людей в специфических условиях освоения, а также другие факторы, влияющие на функционально-пространственную организацию мобильного жилища.
В теоретических разработках различных научно-исследовательских и проектных организаций обосновывается необходимость и экономическая целесообразность использования мобильных типов жилища в различных областях человеческой деятельности, рассматриваются вопросы организации строительства и обслуживания поселений в труднодоступных районах страны. Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют специальные научно обоснованные рекомендации по функционально-пространственной организации мобильного жилища, широко применяемого для начального этапа освоения новых районов, где оно является объектом массового строительства.
В этих условиях мобильное жилище используется как временное, второе, жилище наряду со стационарным, которое является местом постоянного проживания. В стационарных поселениях, которые создаются специально либо на основе одного из существующих городов региона, размещается также база снабжения, обслуживающая мобильное жилище. Расстояние и характер связей между стационарным поселением и местом приложения труда зависят от продолжительности трудового цикла, который определяет режим организации труда (стационарный, вахтенный или экспедиционный), характер и тип мобильного жилища.
В настоящей книге рассматривается мобильное жилище, сооружаемое в условиях экспедиционного метода организации труда во вновь осваиваемых районах и, в частности, применительно к районам Севера Западной Сибири как наименее изученного. Сведения о других типах мобильного жилища даны в объеме, необходимом для решения вопросов их размещения и взаимодействия в общей системе поселений при освоении новых районов.
В книге сделана попытка комплексно рассмотреть проблему создания мобильного экспедиционного жилища с выявлением особенностей его функционально-пространственной организации и разработки на этой основе рекомендаций, направленных на ее дальнейшее совершенствование.
Автор систематизировал и обобщил прогрессивный опыт проектирования и строительства мобильных типов жилища, впервые проанализировал данные патентной литературы, представил экспериментальные проекты комфортного мобильного жилища и надеется, что книга окажет методологическую помощь проектировщикам, работающим над этой проблемой.