В ряде случаев учет градостроительных требований приводит к ограничению этажности гостиниц и существенно влияет на их объемно-пространственную композицию. Так, размещение гостиницы «Москва» в Ленинграде вблизи памятника архитектуры XVIII в. Александро-Невской лавры обусловило ограниченную этажность здания (семь этажей), его спокойный протяженный силуэт, который контрастирует, а не спорит со сложными завершениями соборов и церквей лавры (рис. 73).
Хороший пример подчинения объемно-пространственной композиции и архитектурного решения сооружения интересам исторически сложившегося ансамбля — главный туристический комплекс в Суздали (см. рис. 5). Все сооружения этого комплекса — гостиница с рестораном, киноконцертным залом, бассейном и Мотель — живописно расположены на йеверо-западной окраине города в излучине р. Каменки. Двухэтажные распластанные сооружения комплекса, скрытые высоким берегом реки, в основном не воспринимаются со стороны города и не нарушают единства архитектурного ансамбля, складывавшегося веками. Вместе с тем со стороны комплекса хорошо видны колокольни и церкви старого Суздаля, создающие постоянную визуальную связь города с туристским комплексом. Это единство старого и нового подчеркивается также пластичным характером объемно-пространственной композиции комплекса, раскрытой в сторону Суздаля, его органической связью с окружающей природой и ландшафтом, традиционными русскими материалами, использованными при строительстве зданий, а также образным соответствием архитектуры новых сооружений характеру архитектуры исторической части города и приемственностью традиций суздальской архитектуры в нашей современности.
Одним из вопросов, который приходится решать при проектировании гостиниц, является правильное использование окружающего пейзажа и рельефа местности. Примерами удачного использования рельефа могут служить гостиницы «Кавказ» в Кисловодске, «Кавальери» в Риме и др. Большое внимание этому вопросу уделяют японцы, которые иногда используют пейзаж и рельеф даже как составную часть интерьера, умело вводя его внутрь здания.
Своеобразно использован рельеф в восьмиэтажном отеле «Монте-Тауро» в Таормино (Сицилия) (рис. 74). Здание отеля, которое уступами спускается к морю, как бы «приклеено» к отвесной скале. Уступы балконов, цветочницы, лестницы и переходы, смещенные по горизонтали и вертикали, повторяют рельеф склона. Вход в отель организован с верхнего уровня, где проходит подъездная дорога. Под этим уровнем размещены ресторан с пищеблоком, бар, салон для отдыха, еще ниже — жилые этажи с номерами, обращенными к морю, и общими галереями со стороны горного склона. Все номера имеют террасы; на нижних этажах здания находятся технические помещения.
Объемно-пространственное решение современных гостиниц многообразно. Нередко жилая часть здания решается в форме пластины, параллелипипеда или компактного «башенного» объема. Мировая практика последнего времени дает нам много различных примеров обогащения средств архитектурной выразительности зданий гостиниц. Усложнение формы плана жилой части позволяет обогатить крупную пластику объемов сооружения. Это способствует также приданию своеобразного облика зданию гостиницы и выделению его из окружающей застройки. Примерами могут служить гостиницы «Спорт» на Ленинском просп. и «Молодежная» на Дмитровском шоссе в Москве, «Интерконтиненталь-Букурешт» в Румынии, отель «Шератон» на Монпарнасе в Париже и многие другие. В ряде случаев усложняется силуэт здания, что также способствует индивидуализации облика гостиницы, облегчает ее «узнаваемость» с больших расстояний (рис. 75). В одних случаях усложнение силуэта доостигается всякого рода надстройками (гостиница «Москва» в Ленинграде, «Камелия» в Сочи, «Нью-Отани» в Токио) (рис. 76); в других — своеобразным покрытием здания («Беверли-Том», Япония, рис. 77); в третьих — различной формой и габаритами планов этажей (гостиница «Якорь» в составе комплекса речного вокзала в Ростове-на-Дону, «Пасифик-отель», Япония), а также иными приемами.
Усложненный силует за счет сокращения протяженности жилых этажей гостиницы по мере увеличения высоты сооружения имеют здания «каскадного» типа. Примерами могут служить 24-этажная гостиница в гостиничном комплексе близ пос. Дагомыс (Бол. Сочи), «Хайэтт-Редженси» в Кембридже (Великобритания, рис. 78), гостиничные группы «Албены» (НРБ) и др. «Каскадные» типы зданий гостиниц чаще строят в курортных местностях, где плоские выступы крыш нижележащих этажей, которые образуются за счет уступчатой формы здания, могут быть целесообразно использованы для организации открытых, иногда озелененных террас, соляриев и т. д. Нередко каскадные композиции применяют при размещении зданий гостиниц поперек рельефа («Велико-Тырново», Золотые пески, НРБ, рис. 79).
Своеобразное силуэтное решение зданий за счет изменения протяженности жилых этажей получено в гостинице «Панорама» в Высоких Татрах (ЧССР) и в 11-этажном отеле «Дю-Лак» (Тунис) (рис. 80). В отеле «Дю-Лак» по мере увеличения высоты здания протяженность жилых этажей возрастает, в результате чего с его торцов каждый последующий этаж нависает над нижележащим. Благодаря необычной форме сооружения при ограниченной площади застройки, которая была обусловлена размером участка, и регламентированной по градостроительным соображениям высоте здания оказалось возможным увеличить вместимость гостиницы, расположив часть ее над улицей.
В гостинице «Панорама» в Высоких Татрах (ЧССР) по мере увеличения высоты здания изменяются не только размеры и конфигурация планов, но и планировочная структура жилых этажей (коридорная — в нижних, галерейная — в верхних). Габариты жилых этажей, сокращаясь по протяженности здания, одновременно увеличиваются по глубине корпуса, в результате чего достигнуто своеобразное объемно-пространственное и силуэтное решение (рис. 81).
Различные силуэтные решения обеспечивает также применение скатных кровель при расположении скатов вдоль продольной оси корпуса — «Счастливица» и «Простор» (рис. 82) на горе Витоше близ Софии (НРБ), «Панорама» в Оберхофе (ГДР), «Сноу-Кинг-Инн» (США) и др. В основном такие кровли применяют в гостиницах малой вместимости (типовые проекты 284-5-30 и 284-5-31 гостиниц на 28 и 52 места), а также в гостиницах, расположенных в горной местности.
Серьезным вопросом композиционного решения фасадов зданий гостиниц является вопрос правильной масштабной характеристики сооружения. Общая композиция фасадов гостиницы тесно связана с ее планировочным решением и мелкоячеистым масштабом внутренней планировочной структуры жилой части, которая создает на фасадах здания мелкую, однотипную сетку окон, делающую эти фасады мелкомасштабными. Вместе с тем современные города с их широкими магистралями, большими просторами площадей и крупными жилыми комплексами требуют укрупнения масштаба зданий, особенно зданий, играющую акцентную роль в застройке. Задача укрупнения масштаба здания гостиницы не может быть решена только путем увеличения его протяженности или высоты. В одних случаях укрупнение масштаба достигается лаконичным решением высотной части сооружения с ровной гладью стен, иногда сплошной сеткой окон, воспринимаемой с больших расстояний как единое целое (32-этажный отель «Нико» в Париже, «Интернационал» на Золотых песках (НРБ) (рис. 83).
В других — укрупнение масштаба создается путем усложнения формы плана сооружения, приводящей к крупной пластике отдельных его частей, которые и определяют масштаб всего сооружения («Молодежная» в Москве, «Ренессанс-центр» в Детройте, США и др.). Такие приемы более целесообразны в многоэтажных зданиях гостиниц, обозреваемых с больших расстояний, когда крупные пластичные элементы сооружения хорошо воспринимаются и играют наиболее активную роль. В ряде случаев укрупнение масштаба здания гостиниц достигается контрастным противопоставлением обобщенно решенной стены высотной части здания и низкого, более детально проработанного объема помещений общественного назначения. Примерами гостиниц по разному использующими этот прием могут служить гостиница в г. Тольятти, «Парк-отель-Москва» в Софии (НРБ) и др.
Укрупнение масштаба здания гостиницы может быть также достигнуто изменением масштабности отдельных деталей фасада, например формой и характером обрамления оконных проемов (гостиница «Москва» в Ленинграде, «Мияко-отель» в Токио и др.) или зрительным объединением двух и более оконных проемов, укрупняющим таким путем композиционную сетку фасада.
Для укрупнения масштаба зданий гостиниц и обогащения пластики их фасадов, особенно в южных районах, часто используют лоджии и балконы, более крупная сетка которых как бы накладывается на фасадную плоскость здания. В зависимости от характера летних помещений и приемов их размещения они могут членить фасадную плоскость в определенном ритме, создавать «сотовую» или «ленточную» структуру фасада. При этом «сотовая» структура фасадов с тонкими разделительными стенками между летними помещениями смежных номеров в сочетании с богатой светотенью создает ощущение легкости стены здания. В композиции фасадов иногда используют ритмичное расположение различно решенных ограждений летних помещений, создающих укрупненный метр членения фасадов здания. В ряде случаев смещение по вертикали и разнообразие форм балконов способствуют приданию своеобразного индивидуального облика сооружению (рис. 84).
В южных районах в архитектурном решении фасадов часто используют стационарную солнцезащиту, например композиция главного южного фасада гостиницы «Турист» в Баку основана на солнцезащитных ограждениях лоджий, выполненных в виде ажурных железобетонных панелей, расположенных в шахматном порядке (рис. 85).
Интересный прием использования солнцезащитных ограждений летних помещений и общих поэтажных галерей для разнообразия архитектурного облика фасадов гостиниц и укрупнения их масштаба дают нам гостиничные группы «Албены», выполненные в основном в крупнопанельных конструкциях (НРБ) (рис. 86).
В решении фасадов зданий гостиниц иногда используют также элементы национальной архитектуры, выполненные в современной форме и материалах. Например, в гостинице «Узбекистан» в Ташкенте на главном западном фасаде здания стационарная солнцезащита решена в виде сплошной ажурной железобетонной решетки, в рисунке которой использованы национальные мотивы, в современной трактовке, придающие всему сооружению своеобразный архитектурный облик (рис. 87).
При решении фасадов гостиниц серьезное внимание должно обращаться на соразмерность частей и целого, а также на их масштабность — зрительную соразмерность человеку.
В облицовке фасадов гостиниц широко применяют долговечные материалы — естественный камень, декоративный бетон, стеклянные и керамические плитки, алюминий и т. д. Например, для облицовки фасадов гостиницы «Киев» в Киеве использован альминский камень светлых тонов; гостиницы «Интурист» в Ростове-на-Дону — бетон и алюминий. Путем сочетания в этой гостинице светлых бетонных поверхностей торцов здания и горизонталей балконов второго и третьего этажей с облицовкой продольных фасадов высотной части штампованными алюминиевыми листами, аннодированными под светлую бронзу, достигнут определенный художественный эффект. Алюминий использован также для облицовки фасадов новой гостиницы «Прибалтийская», построенной в Ленинграде на Приморской набережной Васильевского острова.
Включение в решение фасадов скульптуры, элементов декоративно-прикладного искусства усиливает художественные средства архитектуры и в совокупности используется также для создания единого художественного образа гостиницы.
Источник: «Гостиницы», А. П. Ольхова, 1983