Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
Главная > История архитектуры > Мостостроение > Мосты Москвы конца XIX и начала XX веков
 Подразделы
Все статьи раздела Общая информация Древний мир Эпоха феодализма Современная архитектура Памятники архитектуры История городов История зданий Мостостроение Метростроение
 Социальные сети
 Похожие статьи
Русские мосты конца XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Мосты Петербурга конца XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Мосты западной Европы конца XVI и XVII веков
История: Мостостроение

Балочные мосты XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Арочные мосты XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Висячие мосты XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Комбинированные и деревянные мосты XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Мосты зарубежных стран второй половины XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Мосты Москвы и ее окрестностей начала XIX века
История: Мостостроение

Архитектура общественных зданий конца 40-х начала 50-х годов
История: Современная архитектура

Общественные здания Москвы 70-х — начала 80-х годов
История: Современная архитектура

Византийские мосты и акведуки V—XIV веков
История: Мостостроение

Древние русские деревянные мосты XI—XV веков
История: Мостостроение

Каменные мосты Кавказа и средней Азии XI—XVI веков
История: Мостостроение

Мосты Москвы конца XIX и начала XX веков

Статья добавлена в Сентябре 2015 года
            0



Москва-река, которая еще в XVIII веке при перепланировке столицы комиссией Бецкого рассматривалась как направляющая ось последовательно развертывающихся ансамблей Москвы, в течение XIX века постепенно теряет свое транспортное значение и вследствие бесплановой и хищнической капиталистической застройки все сильнее загрязняется и мелеет. Для улучшения судоходства на реке пришлось в 1835—1836 годах построить Бабьегородскую плотину, а на Водоотводном канале возвести Краснохолмскую плотину со шлюзом. Появляется новый Чугунный мост. Но все эти мероприятия, не улучшив водного транспорта, лишь умалили архитектурное значение реки.

380. Проект Бородинского моста через Москву-реку на конкурс 
380. Проект Бородинского моста через Москву-реку на конкурс >
381. Проект Бородинского моста. Фрагмент моста 
381. Проект Бородинского моста. Фрагмент моста >
В период хозяйничанья городской думы Москва-река по прежнему использовалась и застраивалась с пренебрежением к интересам населения. При 40-километровой береговой линии на ней имелось лишь 4 км набережных. И только во второй половине XIX века начинается, наконец, строительство постоянных москворецких мостов. В 1857 году сносится старый Большой Каменный мост и появляется новый с трехпролетным железным арочным строением на каменных опорах. Но первая в Москве арочная металлическая конструкция архитектурно не была увязана с Кремлем, сильно уступая в этом отношении старому Каменному мосту. В 1870 году железным арочным строением заменяется старый деревянный Москворецкий мост, а в 1883 году — и Устьинский мост.

382. Проект Бородинского моста. Фрагмент решетки 
382. Проект Бородинского моста. Фрагмент решетки >
383. Проект Бородинского моста на конкурс 
383. Проект Бородинского моста на конкурс >
Не думали о городском ансамбле и строители Крымского и Краснохолмского мостов (1872—1873 гг.), устраивая на них мало подходящие для городского движения сквозные балочные перекрытия железнодорожного типа. Вслед за тем дальнейшее строительство москворецких мостов прекращается на 30 лет. И только в 1911—1912 годах возводятся, наконец, железные арии Бородинского и Новоспасского мостов.

385. Бородинский мост через р. Москву 
385. Бородинский мост через р. Москву >
К конкурсу, объявленному на проект юбилейного Бородинского моста, были привлечены лучшие специалисты того времени. Один из мостов в три пролета, удачно оформленный в память о Бородинском сражении, принадлежал академикам Передерию и Фомину (рис. 380, 381, 382). Проект проф. Кривошеина и академика Покровского (рис. 383, 384) о четырех пролетах подчеркивал национальный характер этого памятника, возрождая в формах русской каменной архитектуры традиции славных строителей Большого Каменного моста. Проекты остались не осуществленными.

384. Проект Бородинского моста. Фасад 
384. Проект Бородинского моста. Фасад >
Ныне существующий мост (рис. 385) оформлен академиком Клейном. Так как этот мост имеет высокие отметки полотна, то он был сохранен без перестройки при осуществлении сталинского плана реконструкции Москвы.

Таким образом, вследствие случайного и хаотического развития Москвы капиталистического времени река была на долгое время исключена из городского ансамбля, что сильно снизило ее значение. Построенные тогда мосты оказались лишенными архитектурной связи с окружающей застройкой, эклектически оформленными и потому в большинстве мало выразительными.
Источник: «Мосты и их архитектура», П. В. Щусев, 1952

Понравилась ли вам эта публикация?
+2


« Предыдущие статьи
Мосты Петербурга конца XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Русские мосты конца XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Дорожные мосты России начала XIX века
История: Мостостроение

Мосты в других городах России начала XIX века
История: Мостостроение

Мосты Москвы и ее окрестностей начала XIX века
История: Мостостроение

Мосты Петербурга начала XIX века
История: Мостостроение

Русские мосты начала XIX века
История: Мостостроение

Мосты Москвы и ее окрестностей XVIII века
История: Мостостроение

Следующие статьи »
Мосты в других городах и на дорогах страны начала XX века
История: Мостостроение

Некоторые примеры советского мостостроения
История: Мостостроение

Мосты Ленинграда советского периода
История: Мостостроение

Мосты в городах и на дорогах СССР
История: Мостостроение

Мосты в СССР через горные реки
История: Мостостроение

Мосты в СССР через канал имени Москвы
История: Мостостроение

Крупнейшие мосты на других водных системах СССР
История: Мостостроение

Мосты социалистической Москвы
История: Мостостроение




Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 25 + 18 =

       



 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2023
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация