Ряжем называется гравитационная конструкция, представляющая собой систему пересекающихся бревенчатых или брусчатых стенок в виде сруба с заполнением внутренних полостей камнем. Попытка применения в ряжевой конструкции вместо древесины сборных железобетонных элементов не получила распространения.
Ряжи для причальных сооружений изготовляют в ряжевом парке, где производят приемку, складирование, хранение и обработку леса, сборку ряжей из заготовленных деталей, а также спуск готовых ряжей на воду. Парк должен быть защищен от весенних подвижек льда и ледохода.
На территории ряжевого парка размещаются: склад материалов, удобный для получения леса с воды, железной дороги и автодорог; лесопильные рамы со складами продукции; заготовительный цех; площадки хранения заготовленных деталей; цех антисептирования деталей; стапельная площадка для сборки и спуска ряжей на воду; причал для дорубки ряжей на плаву. Кроме того, должна быть акватория для отстоя готовых к установке в причал ряжей. В зависимости от особенностей строительства некоторые элементы перечисленной номенклатуры парка могут отсутствовать или совмещаться.
По виду рубки ряжи делятся на сплошные (рис. 33, а) и сквозные (рис. 33, б). Ряжи изготовляют из бревен сырого леса второго сорта пород лиственницы, сосны и кедра. На ряжи идут брусья или опиленные на два канта бревна диаметром 20—26 см. Бревна опиливают под одну скобу для придания одинаковой высоты порядка 20 см с постелью шириной не менее 10—14 см.
Очистку бревен от коры и сучьев, распиловку на лежни, раскрой по длине с опиловкой под прямым углом к продольной оси, выделку врубок — все это выполняют поточным способом в заготовительном цехе. Детали обрабатывают по кондукторам и шаблонам, позволяющим обойтись без разметки деталей.
После механической обработки деревянные элементы, предназначенные для эксплуатации в надводной зоне и зоне переменной смачиваемости, обрабатывают маслянистыми антисептиками.
После предварительной контрольной сборки трех-четырех венцов ряжа может быть начат массовый выпуск его элементов.
В сплошных ряжах в пересечениях бревен круглого леса производят их прирубку сплошных ряжей одного к другому в чашку или лапу, двухкантных брусьев — прямой врубкой. В сквозных рядах врубок вообще не делают, соединяя деревянные элементы только на ершах, которыми пришивают все венцы продольных и поперечных стен через вкладыши между брусьями.
Ерши изготовляют из круглой или квадратной стали диаметром или со стороной квадрата 16—19 мм, длиной на 2,5 диаметра бревна, короткие ерши — на 1,7 диаметра. Их забивают в заранее высверленные отверстия длиной в 2/3 длины ерша и диаметром на 3 или 4 мм меньше его диаметра. Кроме ершей, в углах ряжа устанавливают вертикальные брусья или бревна — сжимы, соединяемые со стенками ряжа болтами. В ряжах, спускаемых на воду, устраивают пол из пластин, укладываемых на второй снизу поперечный венец. При установке ряжей «насухо» полов в ряжах не делают.
Сборку (рубку) ряжей в зависимости от способа их спуска на воду можно выполнять: на береговом или эстакадном стапеле со спуском по стапелю на воду готового ряжа или только нижней его части с последующей дорубкой ряжа на плаву у стапеля или с дорубкой ряжа на плаву непосредственно над местом установки в причал; на береговой пониженной площадке, затопляемой паводковыми водами (на реках), с учетом возможных сезонных повышений воды над площадкой; на приурезовой части устойчивого берега, на нерабочих причалах или плавучих средствах со снятием на воду при помощи кранов целиком готовых ряжей или частично готовых (по грузоподъемности крана) с окончательной дорубкой на плаву; на плаву в защищенной акватории; на льду, непосредственно над местом установки в причал.