Правильной кладкой из обыкновенных массивов в виде бетонных монолитов, обычно изготовленных в форме прямоугольных параллелепипедов, называется укладка горизонтальными курсами (рядами). Все конструкции набережных из массивов состоят из каменной постели, кладки массивов, надводного строения, разгружающей каменной призмы с контрфильтром и заполненной грунтом пазухи.
Призму из рваного камня отсыпают шаландами с открывающимися днищами (рис. 72, а). На незащищенных акваториях разрешается отсыпка при волнении моря не свыше 4 баллов. Во избежание пересыпания и для повышения точности работ последний по высоте метр каменной постели отсыпают грейферным краном. При перерывах в работе осевший на поверхности каменной постели ил или песок следует удалять при помощи гидромониторов.
Отсыпку щебня в контрфильтр и камня в постель можно выполнять автосамосвала ми со специального понтона (рис. 72, б). Среднее отверстие понтона состоит из двух расставленных металлических цилиндрических понтонов, соединенных между собой каркасом. Отверстие перекрывается по всей длине железобетонными шпалами, ограниченными колесоотбойным брусом. Самосвал въезжает на понтон по переходному мостику. Над местом отсыпки камня в постель на понтоне устраивают «окно» в настиле.
При назначении высоты отсыпки каменной постели нужно учитывать возможность погружения камня в грунт основания и осадку каменной постели под сооружением в пределах 5—8% первоначальной высоты. При возведении набережных экономичного профиля (в поперечном разрезе по одному массиву в каждом курсе) каменную постель устраивают со строительным уклоном в сторону территории в соответствии с эпюрой распределения напряжений по подошве массивов.
Постель под стенку из массивов ровняют весьма тщательно. В случае возведения сооружения на слабых грунтах или на большой толще каменной отсыпки и предусмотренном предварительном их уплотнении постель ровняют после уплотнения. При тщательном ровнении постели мелкий камень разрешается применять лишь для выравнивания неровностей основания под массивовую стенку. При грубом ровнении берм и откосов, не защищенных массивами, применение мелкого камня не допускается.
Для правильной кладки массивов необходимо максимально использовать период штилевой погоды. Кладка на незащищенных акваториях с помощью плавкранов допускается при волнении моря не более 2 баллов, а при работе кранами-титанами — не более 3 баллов. Наиболее распространена укладка массивов плавучим краном, который должен быть установлен жестко на якорях и при возможности раскреплен к берегу швартовными тросами. Массивы подают к крану на понтоне, барже или плашкоуте.
Поднимают и устанавливают массив при помощи подвешенных к гаку крана специальных парных ключей, объединенных траверсой (рис. 73). Строповку массива производят путем заводки ключаей в его ключевые отверстия и поворота их на 90° рычагами, расположенными в верхней части ключевых штанг. Застропленный массив поднимают на 10—20 см над палубой для контроля надежности строповки, а затем перемещают к месту опускания под воду.
Для строповки и установки массивов применяют универсальный автоматически раскрывающийся захват, требующий, вместо ключевых отверстий, на лицевой и тыловой гранях массивов образования пазов захватных устройств.
До начала укладки массивов на постели разбивают фасадную (боевую) линию с морской стороны первого курса массивов. Если массивы первого курса имеют переднюю скошенную грань, то боевая линия разбивается с тыловой стороны первого курса. Разбивка боевой линии (рис. 74) заключается в закреплении на двух разбивочных массивах, устанавливаемых вне пределов выкладываемой секции разбивочного троса, служащего ориентиром при установке водолазами вплотную к нему боевых массивов первого курса. В дальнейшем один конец разбивочного троса закрепляют за клин, забитый в вертикальный шов между установленными массивами первого курса, а второй (с грузом массой около 40 кг) перебрасывают через разбивочный массив.
Для повышения качества установки массивов служит универсальный съемный кондуктор, состоящий из закрепляемой на массиве металлической рамы с присоединенными к ней при помощи фермочек двумя телескопическими рейками с делениями. Инструментальной съемкой выходящих из воды реек определяется правильность установки массива под водой. При укладке первого курса массивов должно проводиться инструментальное наблюдение за положением боевой линии, образованием правильной плоскости по верху массивов всего курса и соблюдением проектных отметок. В дальнейшем установку первых массивов любого курса в плане контролируют при помощи двух теодолитов: на командном пункте и на нулевом поперечном створе, фиксирующем начало массивовой набережной. Технологическая схема укладки массивов под водой при помощи полуавтоматического захвата и съемного кондуктора показана на рис. 75.
При укладке боевых массивов первого курса допускается фактическое отклонение фасадной (боевой) линии от проектной (на прямых участках кладки) до 30 мм; допускаются выступы или впадины, образуемые отдельными массивами по отношению к фасадной плоскости, размером до 30 мм. Наибольшая толщина швов между массивами не должна превышать 30 мм. При укладке курсов массивов с перевязкой швов допускается отклонение перевязки от проектной не более чем на 150 мм; отклонение по высоте отдельных массивов не должно быть более 40 мм.
Порядок укладки массивов по фронту причального сооружения принимают в зависимости от грунтов основания, толщи каменной постели, гидрометеорологических и других условий, особенностей места сооружения в определенное время года, влияющих на характер и величину осадок основания и массивовой стенки. В зависимости от этих условий возможна укладка массивов ступенчатой штрабой (рис. 76, а), посекционно на всю высоту секции между температурно-осадочными швами (рис. 76, б), курсами большой протяженности по длине нескольких секций (рис. 76, в).
Укладка массивов каждого последующего курса допускается только после затухания осадок нижележащих курсов. Если отметки верха курсов отклоняются сверх допусков или нарушается целостность массивовой стенки, массивы перекладывают с досыпкой и ровнением постели. Второй и последующие курсы массивов укладывают с ориентацией в плане на нижележащие курсы.
После выполнения огрузки массивовой кладки (см. п. 26) ширина швов между отдельными массивами в набережных не должна превышать в среднем 40 мм. При этом допускается до 10% швов с предельными зазорами 70 мм, а при кладке, превышающей четырехкурсовую, — 100 мм. Отклонения лицевых плоскостей отдельных массивов от плоскостей курса не должны превышать ПО мм при кладке из трех-четырех курсов и 70 мм при кладке из пяти курсов и более. Соответственно отклонения верхних горизонтальных плоскостей массивов не должны превышать 70 и 100 мм.
После огрузки каждого участка набережной производят водолазный осмотр массивовой кладки. При обнаружении массивов с трещинами решают вопрос с проектной организацией о перекладке массивов.
Устройство каменной призмы за массивовой стенкой причального сооружения допускается только после окончания работ по по (ведению и огрузке стенки. Отсыпку камня выполняют с плавучих средств или автотранспортом, передвигающимся по верхним курсам массивов (если это допустимо по условиям безопасности ведения работ). Отсыпку обратного фильтра из щебня выполняют по шаблонам, устанавливаемым не реже чем через 20 м. Территория за стенкой образуется путем рефулирования песка. При этом необходимо неослабное наблюдение за состоянием массивовой стенки. Монтаж элементов сборного надводного строения стенки выполняют плавучим краном. Блоки верхнего строения устанавливают на уложенный по верхнему курсу слой бетонной подготовки толщиной 10—15 см.
Организация поточного строительства причала из обыкновенных массивов (рис. 77) включает: отсыпку контрфильтра и постели (а); ровнение постели (б); укладку массивов (в); отсыпку призмы и фильтра за стенку (г); монтаж уголковых блоков и бетонирование тумбовых массивов (б); монтаж отбойных устройств (е).