Эстакадами называются сооружения мостового типа, имеющие большую длину по сравнению с шириной, предназначенные для пешеходного сообщения, для поддержания трубопроводов и т. д. Крытые эстакады называются галереями.
Эстакады и галереи состоят из пролетного строения, опор, фундаментов и ограждения проезжей части (для галерей).
Пролетное строение состоит из проезжей части, передающей нагрузку от людей, оборудования, перемещаемого материала на несущие конструкции и самих несущих конструкций со связями, которые обеспечивают пространственную неизменяемость пролетного строения, а также служат для восприятия ветровой нагрузки.
Конструкция проезжей части включает в себя поперечины, уложенные или по прогонам, расположенным между несущими конструкциями на второстепенных балках при большой ширине эстакады, или прикрепленными непосредственно к поясам несущих конструкций. Вдоль проезжей части эстакад устраивают настилы из досок толщиной 4...5 см с зазором 2...3 см, что обеспечивает сток воды и предохраняет доски от гниения. В галереях укладывают сплошной настил или плиты по поперечным балкам.
Несущие конструкции эстакад и галерей в зависимости от пролета, нагрузок, способа их изготовления могут быть выполнены в виде цельных, составных, шпренгельных балок (рис. 181, а, б), подкосных систем (рис. 181, в), арок или ферм (рис. 181, г, д). Цельные балки в виде ряда прогонов применяются для пролетов в 2...4 м между опорами. При пролетах 6... 12 м применяют составные и шпренгельные балки и различные подкосные системы. При еще больших пролетах применяют арки или фермы.
В открытых сооружениях, какими являются эстакады, элементы в законченном виде должны быть пропитаны водостойкими антисептиками или обмазаны водостойкими антисептическими пастами с нанесением гидроизоляции. В процессе сборки все врубки, врезки и подтески должны быть дополнительно промазаны пастами. В соединениях не должна застаиваться дождевая вода.
Рассмотренные системы эстакад (галерей) являются конструкциями трудоемкими, требующими применения высококвалифицированных исполнителей.
Более современными конструкциями заводского изготовления являются эстакады (галереи) из клееных деревянных и клеефанерных несущих конструкций. На рис. 182 приведено несколько вариантов конструкций пролетных строений галерей. На схемах (рис. 182, а и б) конструкции решены с полным разделением несущих (арки, балки) и ограждающих функций (плиты и панели ограждения). Несущие конструкции пролетных строений до 24 м выполнены в виде металлодеревянных арок с гнутоклееным верхним поясом. Плиты крыши и панели стен длиной 6 м укладываются и крепятся на поперечные клеедощатые рамы. Ограждения вместе с рамами воспринимают местную нагрузку и обеспечивают пространственную жесткость.
Несущие конструкции пролетного строения в виде клееных деревянных балок (рис. 182, б), выполняют одновременно роль стены (высота балок 2,5...3 м). Плиты пола уложены на поперечены, которые прикреплены с помощью деревянных клееных подвесок к двухскатным балкам покрытия галереи. Подвески выполняют роль ребер жесткости для высоких балок и вместе с поперечинами пола и балками покрытий обеспечивают пространственную жесткость.
Пролетное строение может быть выполнено в виде шпренгельных клееных балок (рис. 182, б), а ограждение галереи — в виде панели-оболочки каркасного типа, представляющей собою ребристый каркас из древесины с обшивкой из фанеры. При жестком креплении оболочек к балкам и между собой они частично участвуют в совместной работе на изгиб пролетного строения.
Пространственная конструкция пролетного строения в виде замкнутой цилиндрической оболочки кругового очертания (диаметр 4...6 м) показана на рис. 182, г. В этой конструкции совмещены несущие и ограждающие функции. Оболочки по длине собирают из отдельных элементов длиной 3 или 6 м, которые сопрягаются между собой с помощью вклеенных в каркас выпусков арматуры с последующим замоноличиванием стыков полимербетоном. Фанерная обшивка укрупненного элемента крепится к пространственному каркасу, состоящему из продольных и поперечных кольцевых клеедощатых ребер, соединенных между собой на вклеенных штырях.