Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
Главная > Градостроительство > Городской дизайн > Критерии оценки световой среды
 Подразделы
Все статьи раздела Застройка Городской дизайн Архитектура пространства
 Социальные сети
 Похожие статьи
Основные компоненты световой среды города
Город: Городской дизайн

Градостроительные задачи и средства формирования световой среды
Город: Городской дизайн

Критерии оценки типов мобильных жилищ
Здания: Мобильные жилища

Концепция формирования искусственной световой среды города
Город: Городской дизайн

Критерии для выбора строительного материала для многоэтажных зданий
Здания: Основы проектирования

Дизайн архитектурной среды
История: Общая информация

Дизайн архитектурной среды в системе видов художественного творчества
История: Общая информация

Морфология архитектурной среды
Здания: Дизайн объектов

Эстетическая организация формы в дизайне архитектурной среды
Здания: Дизайн объектов

Комплексное формирование фрагмента городской среды
Здания: Дизайн объектов

Теоретическая модель светоцветовой структуры среды в селитебной зоне
Город: Городской дизайн

Колористика предметно-пространственной среды
Здания: Дизайн объектов

Понятие о типологии видов и форм среды
Здания: Дизайн объектов

Традиционные типы среды и особенности их формирования
Здания: Дизайн объектов

Критерии оценки световой среды

Статья добавлена в Декабре 2015 года
            0



Схема светоцветового зонирования 
Схема светоцветового зонирования >
Для оценки и проектирования световой среды города разработана система критериев [115], в которую включены как нормируемые количественные светотехнические характеристики, так и неиспользовавшиеся ранее в наружном освещении показатели его качества и масштабные характеристики: светлота и светонасыщенность пространства, доминирующая цветность освещения, масштаб светопространства, режимы освещения.

Светопанорама Царицыно. Компьютерная графика. Дипломный проект А. Титовой, 2002 
Светопанорама Царицыно. Компьютерная графика. Дипломный проект А. Титовой, 2002 >
Светлота пространства принимается как усредненная величина светлоты поля зрения в пределах архитектурного ансамбля. За неимением достаточного научного материала она пока не может быть непосредственно регламентирована какой-либо величиной и является общим показателем, соотносимым со зрительными впечатлениями и яркостными характеристиками объектов.

Бульварное кольцо в светопланировочнои структуре исторического центра Москвы 
Бульварное кольцо в светопланировочнои структуре исторического центра Москвы >
Другим параметром в любой точке светопространства служит его светонасыщен-ность. Для ее оценки применяется ныне такая рассчитываемая величина, как цилиндрическая или полуцилиндрическая освещенность.

Световой план Лиона. Светодизайнер А. Гийо, 1989 
Световой план Лиона. Светодизайнер А. Гийо, 1989 >
Исходя из этого для регламентации количества света в городских светопрост-ранствах, на поверхностях земли и фасадов объектов в практике используются цилиндрическая, горизонтальная и вертикальная освещенности и средняя яркость, а также их соотношения, обеспечивающие необходимую светомоделировку объемно-пространственной формы.

Светопанорама Чикаго — Танец света 
Светопанорама Чикаго — Танец света >
Доминирующая цветность освещения — качественная характеристика, которая определяется в большинстве случаев спектральными характеристиками источников света, применяемых в установках общего функционального освещения. Обычно они являются пространствоформирующими и цветоадаптирующими. В некоторых ситуациях, при функционировании в едином пространстве нескольких установок функционального, архитектурного и информационно-рекламного освещения с разноспектральными источниками, адаптирующей служит цветность относительно более мощной установки, "обслуживающей" наибольшую площадь территории (или поля зрения). Для характеристики цветности освещения применяется цветовая температура источников ТцК, для оценки качества их цветопередачи — общий индекс Rа (высокий Ra=85 и более; средний Ra≤85; низкий Ra менее 70).

Современный вид светового ансамбля Всемирной выставки в Барселоне 
Современный вид светового ансамбля Всемирной выставки в Барселоне >
Цветность освещения представляет собой зрительно активный и эмоциональный фактор, который в условиях городской среды еще мало исследован, практически не регламентируется и целенаправленно не используется для совершенствования ее качества. Некоторые натурные исследования и проектные реализации позволяют утверждать, что взаимодействие разноспектрального, особенно хроматического света с полихромной материальной средой играет и будет играть все более важную роль в создании новых художественных образов и необходимой психологической атмосферы в городе. В дальнейшем для регламентации цветовых параметров освещаемой среды могут использоваться и другие колориметрические характеристики, соотнесенные со зрительными ощущениями и оценками на основе накопленных научных данных.

Свето-цвето-динамическая программа освещения пешеходного Андреевского моста 
Свето-цвето-динамическая программа освещения пешеходного Андреевского моста >
Третий критерий — масштаб создаваемого светопространства — непосредственно связан с иллюзорно-формообразующим действием света в городском пространстве, параметры и качества которого воспринимаются зрением в пределах освещаемой зоны, которая не обязательно совпадает с физическими габаритами пространства по одному, двум или трем его измерениям. Светом обычно выделяются лишь функционально необходимые вечером или важные в образно-композиционном плане объекты и участки территории. При этом масштабные характеристики пространства могут создаваться с учетом градостроительных факторов и психофизиологических особенностей восприятия, в частности, дистанционного масштаба зрения, известного для условий дневного освещения и транспонированного нами с определенной модификацией параметров на условия вечерней световой среды [18, 115].

Свето-цвето-звуковой спектакль Город в концерте в ансамбле Дефанс в Париже 
Свето-цвето-звуковой спектакль Город в концерте в ансамбле Дефанс в Париже >
Дистанционный масштаб определяется угловыми размерами видимых (а ночью — освещенных) объектов и разрешающей способностью глаза в специфическом (нестабильном) режиме его адаптации. При решении светопланировочных задач может регламентироваться протяженность освещаемого пространства, где его третье измерение (высота формирующих его объектов) является второстепенным, а основное значение приобретает освещенность определенных участков территории при заданной неравномерности распределения света. В ряде ситуаций для масштаба светопространства и "эмоциональной" оценки светового ансамбля важное значение приобретает высота расположения светящихся или освещенных объектов над горизонтом.

Свето-цвето-звуковой спектакль Город в концерте, автор Ж.-М. Жарр, 1990 
Свето-цвето-звуковой спектакль Город в концерте, автор Ж.-М. Жарр, 1990 >
Кинетика освещения или распределение света во времени — практически не используемый в городской среде светокомпозиционный фактор, за исключением немногих, автономно действующих установок светодинамической рекламы и отключения части установок архитектурного и функционального освещения на ночь, что в художественном плане не имеет положительного значения. В то же время стихийная динамика света в городе существует — фары автомобилей, светящиеся окна зданий, светофоры вносят разнообразие в "базовый" световой рисунок и являются активным компонентом среды.

Светопроекционная суперграфика в кратере потухшего вулкана и в крепости империи инков Мачу-Пикчу 
Светопроекционная суперграфика в кратере потухшего вулкана и в крепости империи инков Мачу-Пикчу >
Возможны два режима работы постоянных и временных осветительных установок — статический и динамический. Традиционно существующий статический режим ввиду своей технической простоты сегодня господствует во всех группах осветительных установок. По времени функционирования в течение темного времени суток любой режим может быть подразделен на вечерний и ночной, что широко используется в архитектурном и светоинформационном освещении и частично допускается нормами в функциональном освещении.

Спектакль Звук и Свет на пирамидах в Гизе. Каир, 1997 
Спектакль Звук и Свет на пирамидах в Гизе. Каир, 1997 >
Кинетика освещения может быть связана с социальными и сезонными ритмами жизни города, что дает художественный и экономический эффекты. Постоянные и временные осветительные установки могут работать в режимах будничный — воскресный — праздничный или летний — осенний — зимний — весенний.

Юбилейное освещение административного здания IBM в Чикаго. Светодизайнер Д.Д. Муни, 1989 
Юбилейное освещение административного здания IBM в Чикаго. Светодизайнер Д.Д. Муни, 1989 >
В ряде концептуальных работ рассматривается необходимость и реальность регулирования освещения в пространстве, по спектру и во времени как важнейшего средства ассоциативного "оживления" городской среды по примеру "живого" природного света, но, возможно, по иным принципам светодинамики. Эта светодинамика может быть двух видов — непрерывная и циклическая.

Световой мемориал Tribute in Light в Нью-Йорке на месте Международного торгового центра 
Световой мемориал Tribute in Light в Нью-Йорке на месте Международного торгового центра >
Установки, работающие в режиме непрерывной динамики, обеспечивают более или менее быстрое изменение светоцветового рисунка, повторяющегося или неповторяемого, на плоскостном, объемном или пространственном объекте в течение темного времени суток или определенного временного периода. Так функционирует цветное освещение пилонов Крымского моста или фасада здания ГАИ на Садовом кольце в Москве. Установки, создающие циклическую динамику, работают в режиме статических по светоцветовому рисунку интервалов, сменяющих друг друга в определенной последовательности. Такая система действует на пешеходном Андреевском мосту в Москве. Примитивный аналог этой системы — установки уличного освещения с вечерним и ночным (сокращенным по количеству включенных светильников) режимами работы.

Освещение здания NEC Supertower в Токио. Светодизайнер М. Ишии, 1989—1990 
Освещение здания NEC Supertower в Токио. Светодизайнер М. Ишии, 1989—1990 >
Освещение высотных зданий — гостиница Ленинградская (1994—1995) в Москве 
Освещение высотных зданий — гостиница Ленинградская (1994—1995) в Москве >
Цветное освещение парковой скульптуры 
Цветное освещение парковой скульптуры >

Световая графика лазерных лучей на земле в Священном саду Shiga в Киото 
Световая графика лазерных лучей на земле в Священном саду Shiga в Киото >
Камерное освещение пешеходной эспланады с Андреевского моста в Нескучный сад 
Камерное освещение пешеходной эспланады с Андреевского моста в Нескучный сад >
Ландшафтно-световая композиция во дворе Regent Court офисного здания в Диборне 
Ландшафтно-световая композиция во дворе Regent Court офисного здания в Диборне >

Освещение Останкинской телебашни — будничный и праздничный режимы 
Освещение Останкинской телебашни — будничный и праздничный режимы >
Цветное освещение Боуден-сквера в Саутхэмптоне, Нью-Йорк 
Цветное освещение Боуден-сквера в Саутхэмптоне, Нью-Йорк >
Цветное освещение ландшафта 
Цветное освещение ландшафта >

Светоформы на площади Старого порта лоне 
Светоформы на площади Старого порта лоне >
Светильники уличного освещения в Шербурге. Светодизайнер Я. Керсале, 1994 
Светильники уличного освещения в Шербурге. Светодизайнер Я. Керсале, 1994 >
Архитектурное освещение главпочтамта. Курсовой проект. Графика 
Архитектурное освещение главпочтамта. Курсовой проект. Графика >

Бетонные светоформы на бульваре Сезанн в Гарданне, Франция. Светодизайнер Р. Нарбони, 1991 
Бетонные светоформы на бульваре Сезанн в Гарданне, Франция. Светодизайнер Р. Нарбони, 1991 >
Уличные светильники на пляже в Камбрилсе, Испания. Фото автора, 2001 
Уличные светильники на пляже в Камбрилсе, Испания. Фото автора, 2001 >
Световая колонна в Дюссельдорфе. Светодизайнер X. Диннебьер 
Световая колонна в Дюссельдорфе. Светодизайнер X. Диннебьер >

Освещение скульптуры Сфера Лютеция на выставке в честь 750-летия Гааги 
Освещение скульптуры Сфера Лютеция на выставке в честь 750-летия Гааги >
Освещение скульптуры Эрамен (скульптор Р. Матта) 
Освещение скульптуры Эрамен (скульптор Р. Матта) >
Скульптурно-световая композиция на площади Аквариума в Старом порту Барселоны 
Скульптурно-световая композиция на площади Аквариума в Старом порту Барселоны >

Освещение мемориального креста в Сретенском монастыре 
Освещение мемориального креста в Сретенском монастыре >
Освещение скульптуры Желтая На-на (скульптор Н. де Сен-Фаль) 
Освещение скульптуры Желтая На-на (скульптор Н. де Сен-Фаль) >
Освещение скульптуры Идущий цветок (скульптор Ф. Леже) 
Освещение скульптуры Идущий цветок (скульптор Ф. Леже) >

Декоративное освещение металлических линий на пляжной эспланаде в Ля Пинеда, Испания 
Декоративное освещение металлических линий на пляжной эспланаде в Ля Пинеда, Испания >
Декоративное освещение парковой скульптуры 
Декоративное освещение парковой скульптуры >
Светоформы перед входом в здание Лэндмарк-центра в г. Тампа, Флорида. Светодизайнер Р. Ренфро 
Светоформы перед входом в здание Лэндмарк-центра в г. Тампа, Флорида. Светодизайнер Р. Ренфро >

Источник: «Дизайн архитектурной среды», Москва, 2006

Понравилась ли вам эта публикация?
+5


« Предыдущие статьи
Градостроительные задачи и средства формирования световой среды
Город: Городской дизайн

Основные компоненты световой среды города
Город: Городской дизайн

Концепция формирования искусственной световой среды города
Город: Городской дизайн

Световая среда города — новая область творческой деятельности
Город: Городской дизайн

Размещение промышленных предприятий в городе
Город: Застройка

Планировочные схемы застройки селитебной территории
Город: Застройка

Планировка и застройка селитебной территории
Город: Застройка

Следующие статьи »
Теоретическая модель светоцветовой структуры среды в селитебной зоне
Город: Городской дизайн

Порядок проектного решения светокомпозиционных задач
Город: Городской дизайн

Методы проектирования архитектурного освещения
Город: Городской дизайн

Размещение в микрорайоне общественных зданий массового строительства
Город: Застройка

Здания детских учреждений и общеобразовательных школ
Город: Застройка

Магазины, предприятия общественного питания и бытового обслуживания
Город: Застройка

Архитектура — объемно-пространственное искусство
Город: Архитектура пространства

Замкнутые пространства. Храмы древнего Египта. Колизей. Пантеон
Город: Архитектура пространства




Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 15 + 13 =

       



 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2023
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация