К альтернативе — стальные или железобетонные конструкции — многие архитекторы и инженеры, даже те, кто не был связан по долгу службы или по призванию с тем или иным видом строительного производства, относились и по сей день относятся как к коренному вопросу в строительстве. Даже два таких компетентных и непредубежденных специалиста, как известный инженер и архитектор Э. Торроха и заслуженный автор по истории строительного искусства швейцарец X. Штрауб, считают сталь конструкционным материалом, а не строительным в собственном смысле этого слова, так как ей не хватает «массы». Такой взгляд, который в настоящее время можно считать уже преодоленным, типичен для укрепившихся представлений многих мастеров строительства. Железобетон же не противоречил традиционным представлениям об архитектуре. Поэтому он намного быстрее нашел свой собственный, всеми принятый язык в области строительных форм. По этой же причине он долго препятствовал внедрению подлинной архитектуры стали.
Импульсы и течения в архитектуре нашего столетия могут быть грубо сведены к общему знаменателю: «или сталь, или бетон». Попытка такого упрощенного подхода тем более естественна, что в главных творениях Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье воплощены изобразительные возможности того и другого строительного материала.
Были высказаны и сомнительные соображения из истории архитектуры в том смысле, что в творениях этих двух мастеров воплощены истоки и главные возможности функциональной архитектуры в современном ее развитии: бетон, массивное строительство — как средиземноморский романский мотив, возникший из строительства стен и массивных конструкций, и сталь — как компонент англо-саксонско-германский, явл яющийс я развитием деревянного каркасного строительства севера.
Ни Мис ван дер Роэ, ни Ле Корбюзье нельзя отводить роль приверженцев только стали или только бетона. Проект конторского здания 1922 г. или жилой комплекс «Промонтори» 1948 г. — это образцы строительства из железобетона. С «Мезон Кларте» мы, напротив, познакомились как с одним из самых значительных строений со стальным каркасом раннего европейского строительства. Очень положительным моментом является то, что информационный центр, сооруженный в Цюрихе в память Ле Корбюзье, является строением со стальным каркасом, правда, гораздо менее строгим, чем памятник классической стальной постройки — Национальная галерея Мис ван дер Роэ в Берлине.
Для настоящего архитектора и инженера не существует или во всяком случае не должно существовать серьезного предубеждения в выборе «сталь или железобетон», его девиз гласит: «сталь и железобетон».
Если он внимательно следит за прогрессом строительных конструкций, то он может только извлечь пользу из соревнования обоих видов строительства. И если не всегда принимаются к сведению шансы, предоставляемые свободным выбором того или иного вида строительства, а это еще и поныне отрицательно влияет на строительство из стали, то это объясняется различными причинами. Финансирование, утверждение проекта, составление сметы, разрешение и осуществление строительства при всевозрастающем усложнении заводских требований и требований к производству работ — все эти моменты осложняют работу проектировщиков и архитекторов, не оставляя времени на то, чтобы продумать множество структурных вариантов и сопоставить их, чтобы сделать вывод, какой из них лучше. При разработке и оценке вариантов с архитектурной точки зрения, к сожалению, игнорируются конструктивные и экономические интересы. Строительство же на основе проверенных конструктивных систем, которые облегчают выбор вариантов, использование привычных, часто повторяющихся строительных решений многие архитекторы и заказчики отклоняют или принимают с недоверием. Они видят или боятся в них увидеть нанесение ущерба своим правам или свободе творчества.
Для возведения стальных каркасов не существует принципиальной дилеммы — строительство из заранее изготовленных стандартных элементов или по индивидуальным проектам. В основе каждого сооружения из стали лежит определенная система. Архитектор имеет возможность выбирать эти системы для своих целей и рассматривать их не как сковывающие его цепи, но как стимул к творческому проектированию. Целью данной книги не является замена одного предубеждения или привычки другой — предвзятостью или односторонним подходом к строительству из стальных конструкций в практике проектирования и выработке методов конструирования. Нель книги состоит в том, чтобы внести вклад в конструктивное проектирование, возбудить к нему интерес, оказать помощь и дать стимул для критических размышлений в сфере как стали, так и железобетона.
Только обостренное сознание и чувство ответственности автора проекта, а также длительность службы строения независимо от материала могут оправдать выбор материала. Средняя долговечность здания в большом городе в Европе в настоящее время значительно меньше длительности человеческой жизни; американские крупномасштабные стройки рассчитаны приблизительно на 25 лет. В этом отношении стальные конструкции имеют определенные преимущества вследствие того, что стальное каркасное здание можно без существенных затрат демонтировать, а его части вновь использовать или переплавить. Стоимость металлолома, как правило, покрывает расходы по демонтажу. Уже с этой точки зрения стальное каркасное строительство рассматривается как экономически выгодное и удобное для городского строительства.
Архитекторы, так же как и заказчики, должны понять и постепенно поймут, что их строения не являются ни памятниками, ни гробницами, но что они должны с помощью доступных средств создавать для быстро изменяющихся условий легко приспособляемый, удобный объект для жизни и деятельности человека. Это было свойственно уже строениям из стали XIX в. В наше время претензия на вечность уже не является критерием в архитектуре; ее отличительные признаки скорее в единстве функции, конструкции и формы, приведенном в соответствие с ясным видением эпохи. С этой точки зрения сталь — поразительно современный материал; с этой же точки зрения кажется глубоко знаменательным, что даже выдающиеся строения, действительно соответствовавшие своему времени, вроде «Хрустального дворца» или большого зала парижской галереи машин, больше не существуют.