Успешное применение стальных конструкций в высотных сооружениях распространялось в последние 20 лет сначала медленно, а за последнее время ускоренно и на строительство малоэтажных зданий. Металлоконструкции стали применяться и в зданиях такого типа, к которым не предъявляются особые требования в смысле размеров пролетов и нагрузок. Кроме того, экономически целесообразными для таких зданий были другие способы строительства. Тем не менее и здесь были преодолены психологические препятствия и предубеждения. Это относится прежде всего к жилищному строительству, в котором консервативные привычки сказываются особенно сильно.
Представления о доме как первоначальном виде жилища (укрытии, пещере), вытеснялись с распространением нового свободного идеала жилья, соответствующего потребности современных людей, как это сформулировал Гёте: «жить непосредственно в природе». К такому идеалу относятся пионерские работы передовых архитекторов, которые, главным образом в строительстве особняков, прокладывали путь стальным конструкциям, вначале в дома х для одной семьи.
Своего рода толчком послужил также и знаменитый «Фарнсворт-хауз» Мис ван дер Роэ со строгим модульным планом, свободным переходом жилых зон друг в друга и скрытыми инженерными коммуникациями. Заботливо вписанный в ландшафт, выкрашенный в белый цвет стальной каркас с поставленной над болотистой лощиной открытой террасой является скорее представителем монументальной архитектуры, манифестом нового объемного замысла, сравнимого скорее с Барселонским павильоном 1929 г., чем с обычным жилым домом.
В следующем за этим образцом доме, рэ сработанном последователем Мис ван дер Роэ Ф. Джонсоном в Нью-Канаане, жилые помещения расположены на спрятанном в расщелине первом этаже. По сравнению с этим домом стальной дом, выстроенный Жаном Пруве в Нанси в 1952 г., ошеломляюще легок и непритязателен; в нем нет никакого «классического» стального каркаса — только пространственная легкая конструкция из стальных листов, алюминия и деревянных плит.
Первая группа архитекторов для проектирования одноквартирных жилых домов с применением металла была создана в 50-х годах в Калифорнии, чему способствовал конкурс, объявленный ведущим архитектурным журналом. Самыми известными в проектах этой группы были экспериментальные дома К. Эллвуда. Стальной каркас этих домов особенно изящен, вместо двутавровых колонн почти везде использованы четырехгранные трубы, стеновые плоскости заполнены стеклом и кирпичной кладкой, потолок обшит деревом, так что несущий каркас не бросается в глаза, а производит впечатление четкого членения плоскостей. Особенно привлекательна группа жилых домов в Голливуде: крестосимметричное расположение четырех домов рядовой застройки — смешанный способ строительства из несущих кирпичных стен в продольном направлении и металлической стержневой системы в поперечном направлении.
Благодаря особой чистоте форм рамных стальных конструкций, кессонному перекрытию и эмалированным стальным листам в качестве наружного покрытия стеновых элементов выделяется экспериментальный дом в Голливуде Пьера Кёнига.
Все эти сооружения прежде всего узаконивают стальные конструкции и усиливают их воздействие благодаря связи домов, веранд, открытых террас и зеленых двориков с ландшафтом. Особенно привлекательны для архитекторов участки на крутых склонах, которые наиболее пригодны для размещения стройных, частично большепролетных стальных каркасов.
Лучшие калифорнийские дома из стальных конструкций выделяются продуманной планировкой помещений, изысканными удобствами; здесь, несомненно, развита традиция американских жилых домов, которая появилась уже около 1880 г. в деревянных строениях и достигла расцвета в ранних работах Франка Ллойда Райта, получив затем новый импульс в работах Р. Иейтра.
Жилые дома в металле получили развитие во всех странах старого и нового света, главным образом двух- и трехэтажные одноквартирные дома или жилые дома с мастерскими архитекторов или художников. Особое место в группе калифорнийских зданий занял двухэтажный жилой дом в Санта-Моника Ч. Имса, известного проектировщика мебели, с подчеркнутыми плоскостями, необычными японскими горизонтальными оконными дисками, выразительной комбинацией материалов — стали, дерева, асбестоцемента.
Для toi о чтобы выявить объем дома из металла, неооязательно размещать его среди пышной растительности субтропического сада. Это подтверждается сравнением прекрасного висячего дома в Буэнос-Айресе (архит. А. Бонет) и висячего дома с садом на крыше в Люттихе (архит. Д. Мозин). В последнем стальной каркас производит значительно более естественное впечатление. Очень хорошо проявилось пространственное развитие благодаря трем прозрачным этажам, поднимающимся вверх до сада на крыше; на сравнительно узком земельном участке дом отлично вписан в пригородное окружение. Примером использования стальных конструкций в строительстве малоэтажных домов является дом архитектора М. Лодда на склоне скалы в Ле Тигне. Дом представляет собой простую рамную конструкцию, заполненную плитами-сэндвичами.
Заметен прогресс в оформлении одноквартирных домов, построенных за последние годы: во-первых, применение комбинаций из эффективных материалов, как в доме в Ландскроне; во-вторых, выставленные наружу несущие конструкции, как в жилом павильоне в Сталликоне; повышенные требования к облицованному атмосферостойкой сталью фасаду, как в жилых домах для архитекторов в Лондоне.
Однако хорошо оформленный одноквартирный дом из стальных конструкций остается пока еще довольно нераспространенным типом. Промышленность, выпускающая такие сборные дома, имеется до сих пор далеко не повсеместно, и даже там, где она есть, она не признает домов из стальных конструкций. Более перспективными для будущего строительства из стали являются сборно-разборные дома в жилых поселках. Способ строительства с применением стального каркаса мог бы завоевать значительные успехи и для жилых зданий; он успешно конкурирует с крупнопанельным строительством, с помощью которого в разных странах, прежде всего во Франции, пытаются выполнить насущные задачи социального жилищного строительства.
Уже в середине 50-х годов была предпринята попытка перейти к сборным стальным конструкциям при строительстве жилого блока Порт-де-Лила в Париже; этот принцип применяется до сегодняшнего времени и заключается в применении многоэтажных рам, которые сваривают на земле, поднимают и соединяют с железобетонными плитами. Плиты также изготовляют на стройплощадке и поднимают наверх при монтаже. Жилой поселок Гран Маре, характерное типовое строительство последнего времени, примечателен огромными плоскостями готовых элементов, ветровыми элементами высотой на все здание и перекрытием всего жилого помещения легкой несущей сеткой.
Представление о широте замыслов и архитектурном уровне французского жилищного строительства в металле создают следующие большие сооружения: Дом юности в новом городе Сарсель возле Парижа (архитекторы Буало и Лябурдетт) с ритмизированными элементами стоек и парапетов между фланцами наружных колонн; жилой высотный дом на улице Крулебарб в Париже (архитекторы Альберт, Буало и Лябурдетт), которому особую прелесть придают выступающие колонны из труб с ветровыми связями на боковых стенах, и, наконец, жилой комплекс «Буальдье» (архитекторы Рабо и Жильбер) с 479 жилыми квартирами в Путо. В этих домах применена частично предварительно-напряженная металлическая конструкция.
Жилые дома «Бургместр Махтенс» в Брюсселе, жилой квартал в Боланоке, поселки в Пьомбино и в Таренто могли бы служить доказательством того, что стальные конструкции в жилом строительстве получили международное признание; они доказывают также, какое многообразие возможностей оформления, какое изменение ритма дает игра остеклением в зданиях, в которых каждая конструкция обусловлена строгим требованием экономики.
Интересны разнообразные эксперименты с новыми системами стальных конструкций в Японии, где проблема квартирной нужды и недостаточности строительных участков особенно актуальна. В противоположность сложным системам и проектам, которые направлены на выделение несущего остова, применяются сравнительно простые традиционные рамные конструкции стальных каркасов с ветровыми связями в квартирных перегородках и огнезащитной облицовкой колонн легким бетоном, которые со своими балконами и лоджиями, может быть, несколько скучнее и беднее, но зато намного практичнее.
Заслуживают внимания успехи, которые были достигнуты в применении стального каркаса при строительстве школ. В первых школьных зданиях 50-х годов применение стали диктовалось не только функциональными и экономическими соображениями, как в жилых домах, а стремлением передовых архитекторов придать прозрачность и легкость школьным зданиям, что должно было оказывать воспитательное воздействие на учащихся. Здесь следовало бы назвать народную школу в Бирмингаме (штат Мичиган, США) (архит. Е. М. Смит) с вытянутыми в ряд классами — павильонами и озелененными дворами; среднюю школу в Жолье (штат Иллинойс, США) со строениями, окружающими двор (проектное бюро СОМ). В Англии знаменитая средняя школа в Ханстэнтоне стала прообразом таких каркасных школьных зданий; появились различные народные и средние школы аналогичного архитектурного облика с более свободной или более строгой группировкой из одно-трехэтажных корпусов.
В 60-е годы сильно расширяется объем строительства школьных зданий, обусловленный возрастающей рождаемостью, продлением времени обучения, повышенными требованиями к образовательному делу и введением технических дисциплин.
Традиционный тип школьных зданий и зданий высших школ в связи с новыми педагогическими воззрениями и методами претерпел значительные изменения. Прежние требования к учебному процессу, как, например, замкнутость классных комнат, были отменены; жесткие требования к коммуникациям, универсальность помещений, изменение числа учащихся и учебных мероприятий приводят к новым многофункциональным изменяемым помещениям. Если сравнить названную уже школу в Бирмингаме с типичным школьным строительным комплексом более раннего времени, например школой в Изенбурге или высшей школой-интернатом в Остербуркене, то основное различие будет так же ясно, как превосходство изящного большепролетного стального каркаса для осуществления больших пространственных структур. Требования производства дали действенный импульс для развития модульного способа строительства с унифицированными основными размерами — в дальнейшем была внедрена международная модульная система с модульным рядом 30, 60, 120 см.
В Англии модульное строительство составило 50% объема строительства народных и высших школ, из этого на долю школ из металла падало 75%; во Франции до 1970 г. было уже 90% модульных сооружений, при этом половина из них в металле. В Италии, ФРГ и Австрии также отмечался быстрый подъем модульного строительства. Унифицированные основные размеры придают определенную ясность внешнему виду зданий и одновременно упорядочивают соотношение частей; наружные колонны чаще всего помещаются сзади фасада, но структура каркаса отчетливо ощутима в свободных и широких окнах так же, как в вертикальных стыках навесных элементов фасада. В этой системе имеются возможности и стимулы к дифференциальной группировке, что хорошо видно на примере строительства немецкой школы в Брюсселе (архит. К. Отто).
За последнее время строительство с применением стальных конструкций сделало успехи еще в одной категории зданий, промежуточной между жилыми домами и школами, — это детские сады и пансионаты. Замечательно пространственное решение, которое сделало возможным стальной каркас, так же как и размещение в великолепном горном ландшафте каникулярного пансионата итальянского предприятия стальных конструкций «Италсидер» для детей служащих в Монтекьяро (архит. Р. Северино).