В первые годы советской власти были ликвидированы повреждения памятников Московского Кремля во время революционных боев, в 20-е годы реставрация Московского Кремля была продолжена (И. Рыльский, Д. Сухов, Н. Виноградов, Н. Померанцев и др.).
Собор Покрова на Рву (Д. Сухов), стены и башни Китай-города (Н. Виноградов), палаты Голицына в Охотном ряду (П. Барановский), памятники Средней Азии (Г. Засыпкин) и другие были исследованы, а затем обоснованы реставрационные решения.
П. Барановский предложил новые методы реставрации. Были организованы Центральные государственные реставрационные мастерские, возглавленные И. Грабарем.
Вторая мировая война нанесла особенно большой ущерб памятникам архитектуры. Восстановление разрушенных памятников приняло значительные размеры. Развернулись работы по дворцово-парковым комплексам в пригородах Ленинграда, в Петродворце и др.
В Новгороде была воссоздана заново церковь Спаса на Нередице, где уцелели лишь нижние части стен и фрагменты стенописей.
Наиболее древний и ценный исторический пласт XII—XIII вв. раскрыт в реставрации разрушенной церкви Пятницы в Чернигове (П. Барановский, Н. Холостенко).
Имели место тенденции неоправданной и недокументированной реставрации, как, например, воссоздание Золотых ворот в Киеве, поэтому в 60-е годы призывали перейти от реставрации памятников к их консервации. После принятия Венецианской хартии в 1964 г. уточнилась мотивировка реставрации — требования сохранности памятника, а также стремление подчеркнуть его эстетическую или историческую ценность. Сложились основные принципы современной реставрации. В настоящее время понятие «памятник архитектуры» включается в более широкое понятие «памятники истории и культуры». В ряду других видов искусства — скульптуры, живописи, музыки, литературы и т.д. памятники архитектуры рассматриваются в контексте архитектурного и природного окружения.
Основная цель реставрации — продление «жизни» памятника архитектуры, т.е. совокупность мер, направленных на защиту или укрепление сооружения в его существующем виде, его консервация. При этом важным условием является активное включение памятника в жизнь современного общебтва путем реставрации и приспособления его к практическим функциям. Реставрация ориентирована на существующий памятник, а не на возврат его к первоначальному облику, на максимальное раскрытие его художественных качеств в исторически сложившейся архитектурно-пространственной среде, на максимальное сохранение подлинности, а не на замену древнего сооружения новой копией, не являющейся историческим свидетелем прошлого.
Закон об охране и использовании памятников истории и культуры различает три вида работ — реставрация, консервация и ремонт, — производимых под контролем государственных органов охраны памятников и специалистов-реставраторов. Помимо исторической и художественной ценности памятники архитектуры обладают материальной, утилитарной ценностью и почти все могут быть использованы для практических целей.
Изменение социальной структуры общества и условий жизни поставило задачу правильного выбора новой функции памятника, для чего осуществляется приспособление памятника архитектуры к современному использованию, т.е. комплекс работ по частичному переустройству, которое не должно быть в отрыве от реставрации.
Приспособление памятников к современной функции является средством их сохранения, но данная задача чрезвычайно сложна. Изменения чаще всего касаются интерьера зданий, но они художественно увязываются со старой архитектурой и подчиняются ей.
Воссоздание сгоревших домов И. Тургенева в Спасском-Лутовинове и А. Пушкина в Михайловском проведено в условиях природного окружения, внутренней обстановки и т.п. Мемориальные сооружения сохраняются и восстанавливаются более точно, так как являются символами исторической памяти.
Наиболее сложной областью реставрации памятников архитектуры явилась реставрация парков-памятников садово-паркового искусства в Пушкине, Павловске и др.
При реставрации памятников архитектуры проводится реставрация произведений искусства, составляющих его неотъемлемую принадлежность: обладающие большой ценностью настенные росписи, мозаика, резное скульптурное убранство, лепнина, майолика, изразцовые печи, а также реставрация отдельных художественноценных предметов, исторически и художественно связанных с памятником — мебелью, предметами обстановки, скульптурами, иконами, резными иконостасами, картинами. Подход к их реставрации более разнообразен и зависит от особенностей произведения искусства и места его в общей композиции памятника архитектуры.
Для сохранения памятников сооружения перевозятся из мест, где не могут быть созданы для них условия. Создаются музеи под открытым небом. Еще в 30-е годы на территорию музея «Коломенское» в Москве были перевезены надвратная башня Николо-Карельского монастыря на Белом море и домик Петра I из Архангельска. В послевоенный период перенесение деревянных сооружений в музеи приобрело широкие масштабы, следующим этапом было создание музеев на открытой территории (Кижи, рис. 58).
В настоящее время считается, что музеи под открытым небом должны представлять единый организм, таковы архитектурно-этнографические музеи, региональные музеи. Перспективным типом считается новый тип музея-заповедника в районах с наибольшим числом архитектурных и этнографических сооружений, с природной средой, отражающей жизненный уклад народа на протяжении столетий.
Новый подход к проблемам реконструкции и реставрации архитектурных объектов хорошо виден на примере реконструкции исторического центра Москвы. Впервые архитекторы, власти и общественность отказались от принципов социалистической реконструкции, которые были заложены в Генплане Москвы 1935 г. Основой нового подхода является введенный в новом Генплане принцип регенерации среды в отличие от принципа охраны отдельных архитектурных памятников, как было раньше. В основу восстановления пространственно-планировочной структуры Москвы положены сохранившиеся исторические домовладения (парцеллы).
Программа «Архитектурное наследие», принятая правительством Москвы, выполняется, одобрен принцип охранных зон центра, создан центральный административный округ с префектом и главным архитектором. Разработаны градостроительные концепции фрагментов центра с историко-архитектурным обследованием.
Особенно важной является охранная зона Кремля. Воссозданы Красное крыльцо, Андреевский и Александровский залы. Создание многофункционального центра на Манежной площади предоставило ведущее место археологическим изысканиям. В окружении Кремля появились и новые гостинично-офисные сооружения, в том числе гостиница «Балчуг», строятся два коммерческо-финансовых центра: «Русский культурный центр» на Кремлевском острове и «Москва-Сити» на высоком берегу Москвы-реки по соседству с Краснопресненской набережной. Другой исторический комплекс Москвы — Лефортово, находящийся вне центрального округа, будет сохранен как второй центр в прошлом Москвы, в связи с этим будет проложено Третье транспортное кольцо с тоннелем под Яузой.
До 2010 г. Генеральный план города предусмотрел вынести за пределы городского железнодорожного кольца все промышленные предприятия центральной части города. Третье большое кольцо, проложенное по новой концепции дорожного движения за пределами Бульварного и Садового кольца, продолжит Камер-Коллежский вал в его юго-восточной части. Оно будет прорезано подземными автомагистралями. Развитие инфраструктур подземного города и транспорта предотвратит нарастание количества сносимых памятников архитектуры и истории.
Надземное строительство архитектурных сооружений будет проводиться без изменения исторического силуэта планировочной структуры города и московского ландшафта.
В воссоздании исторического облика столицы большое место занимают конкурсы. Итоги конкурса 1994 г. на лучшую реконструкцию, реставрацию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды были подведены специальной комиссией, которая признала лучшими 17 работ, среди которых светские здания, храмы, монументы, интерьеры. Конкурс проводился с целью сохранения историко-культурного наследия города и показал высокопрофессиональные инженерно-технические решения, поиск методов реконструкции и реставрации памятников. В число лауреатов конкурса вошел восстановленный храм Всех Святых на Кулишках («Моспроекг-2», мастерская 13).
Особое место в воссоздании исторического облика столицы занимает восстановление храма Христа Спасителя в Москве, разрушенного в 30-е годы. Уже воссозданы многие памятники, такие, как Собор Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади.
История создания и воссоздания храма Христа Спасителя занимает особое место в истории России и этапах развития ее архитектуры.
Распад классицизма в России был обусловлен ходом социально-экономического ее развития —становлением капитализма. Император Николай I после восстания декабристов в Петербурге провозгласил теорию «официальной народности»в триаде «православие, самодержавие, народность», дав указание еще в середине 1820-х годов архитектору-классицисту В.П. Стасову (1769—1848) создать русский «национальный» храм. Тот обратился к средневековой архитектуре Москвы, периоду самобытного русского зодчества. В двух храмах В.П. Стасов выразил найденные черты эклектичного, получившего впоследствии название «русско-византийского» стиля: в церкви Александра Невского под Берлином (1826—1830) и в Десятинной церкви в Киеве (1828—1842). Одобренные Николаем I стасовские проекты оказали влияние на развитие стиля.
Архитектор К. Тон (1794—1881) положил начало распространению введенного ранее В.П. Стасовым ретроспективного русско-византийского стиля, построив церковь Екатерины в Петербурге (1830). Во второй половине XIX в. в этом стиле было построено множество церквей в России. Это были обычно крестообразные в плане церкви единого призматического объема крестово-купольной системы. На четырех внутренних опорах возвышался цилиндрический барабан с большим центральным куполом, его окружали четыре малых купола на углах здания, образуя пятиглавие. Угловые башни служили колокольнями. Романские перспективные арочные порталы, полуциркульные окна, декоративные аркады, византийская трактовка декора, русские завершения в виде кокошников над тимпанами, иногда над порталами, окнами, закомарами, — все эти черты использовал русско-византийский стиль в эклектичном сочетании форм средневекового русского зодчества с элементами византийской архитектуры.
Кульминацией стиля стал храм Христа Спасителя в Москве. Сначала храм был заложен на Воробьевых горах по проекту архитектора А. Витберга (1787—1855) как памятник славы русского народа и его героических войск, спасших Родину от наполеоновского нашествия в 1812 г., однако достроен он не был.
Храм Христа Спасителя К. Тона (1839—1883) строился под стенами Кремля на левом берегу Москвы-реки (рис. 59). Изобразительный язык декоративных деталей помогал повествовательному выражению художественных образов. Не все художественные круги одобряли насаждение официального русско-византийского стиля. Критиковал «новые церкви ... на индо-византийский манер, которые строит Николай вместе с Тоном» А.И. Герцен.
Столь же резки отзывы художественного критика России второй половины XIX в. В. В. Стасова (1824—1906), сына известного архитектора, который рассматривал выражение «народность»в архитектуре в применении «мотивов» народного искусства как таковых, не одобряя эклектики.
Русско-византийский стиль в светской архитектуре проявился мало, однако он представлен в таком крупном официальном здании, как Большой Кремлевский дворец (1838—1849, К. Тон, Ф. Рихтер).
Идея возрождения памятников на историческом месте состоит в воссоздании их прежних архитектурно-художественных форм.