Публикации, касающиеся финского жилища, хотя и описательного характера, появились еще в 70-х годах прошлого века Первой среди них была работа Г. Ретциуса. В 1887 г. вышло на финском и затем на немецком языках исследование А. Хейкеля, содержащее интересный материал по жилищу, собранный им лично во время путешествий. В своих построениях он большое значение придавал вопросу о положении и форме очага в жилище. Собственно финские постройки Хейкель делил на четыре типа: южнокарельокие, савоские, хямзские и похьянмаские, отоваривая, что границы их распространения не совпадают с границами провинций. Основоположник финно-угорской этнографии в Финляндии У. Сирелиус также обращался к изучению построек финно-угорских народов, пытаясь на основе их форм и связанной с ними терминологии выявить исходные формы жилища и историю его развития у этих народов. В отличие от своих предшественников, Сирелиус придавал большое значение влиянию культуры соседних народов, а также жилища привилегированных слоев населения Финляндии на постройки крестьян.
Метод изучения географических ареалов типов жилищ и их терминологии, принятый у финских этнографов, был сильной стороной их исследований. Многие исследования созданы на основе этого развитого и углубленного метода. К числу таковых можно отнести работы И. Маннинена6, Т. Итконена, К. Вилкуна и др. Среди работ академика К. Вилкуна по вопросам жилища особый интерес представляет его исследование о типах печей (1946 г.). В этнографических работах новейшего периода большое внимание уделяется историко-архивным материалам. Среди них в первую очередь следует отметить работы И. Талве о банях и ригах Новейшее исследование финского крестьянского жилища и истории его развития принадлежит профессору Н. Валонену, и в настоящем описании мы придерживаемся его типологии.
Финские крестьянские усадьбы, особенно старые дворы зажиточных крестьян, отличались большим количеством надворных построек. Наряду с помещениями для скота, сараями для кормов ставился целый ряд построек с очагом: рига, баня, летняя кухня, иногда отдельная пекарня. Обязательной постройкой была одна или несколько клетей, очень интересных по форме, на западе страны — обычно двухэтажных с галереей вдоль верхнего этажа. Клети использовали не только для хранения зерна и других припасов; в них хранили одежду и ткани, а летом в них спали девушки. Нередко в усадьбе было несколько жилых домов: в отдельных домиках жили родители, передавшие хозяйство детям, престарелые родственники. Строились домики для батраков и бобылей, в некоторых местах для них отводили старый жилой дом, в то время как хозяева жили: в новом. Надворные постройки располагались в усадьбе по-разному. На юго-западе страны преобладала замкнутая планировка: постройки, вплотную примыкая друг к другу, ставились по сторонам прямоугольника, в центре оставалась открытая площадка двора. В центральных и восточных районах страны строения обычно свободно располагались вокруг открытого двора, некоторые (рига, баня) могли быть на значительном расстоянии от него. Дворы часто разгораживались на две части — чистую (перед жилищем) и грязную (перед хлевами).
Традиционные постройки были всегда деревянными, срубными. Даже старинные, рубленные топором углы довольно сложны по форме. В пазах углов делались различные шипы, увеличивавшие прочность и плотность сцепления. Выпуски бревен часто затесывались в форме шестигранника. Те, у кого дворы располагались на возвышенностях или открытом месте, обшивали постройки досками. Обшивали досками постройки и зажиточные крестьяне. Обшитые дома красили преимущественно в темный краснокоричневый цвет, а наличники, косяки, обшивку углов — в белый. В пригородных районах встречались дома, покрашенные в светлые тона. Финские дома отличаются весьма пологими невысокими крышами (соотношение высоты стен к высоте крыши 3:1, 2:1). Форма крыш преобладала двухскатная. Кровельным материалом служили преимущественно щепа и дранка, на хозяйственных постройках часто делали дощатые и соломенные крыши.
Планировка развитых форм традиционного дома бывает очень сложной. Дом имеет обычно узкую вытянутую форму. Наряду с большими помещениями, занимающими всю ширину дома, отделяются меньшие, различные каморы и подсобные помещения разного назначения — жилые, рабочие, парадные и хозяйственные. Только дома бедноты до последнего времени сохраняли, как уже говорилось, более простые формы. Среди них встречалось немало двухкамерных построек, состоявших из жилого отапливаемого помещения и холодных сеней. Таким было в средневековый период крестьянское жилище. При этом оно имело локальные отличия, как функциональные, так и терминологические.
Изучение терминологии финского жилища, проведенное лингвистами и этнографами, помогло уточнить ход его развития. Жилое помещение в финском доме называется пирти (pirtti) или тупа (tupa).
Эти термины распространены на территории страны следующим образом. Термин «пирти» типичен для двух районов: во-первых, для юго-запада страны, бассейна реки Кокемяэнйоки, т. е. северных районов провинции Варсинайс-Суоми, почти всей Сатакунты и юго-запада Хямэ. Второй ареал термина — это север и восток страны. На севере граница идет от западной государственной границы до восточной и до озера Инари, на юге — по р. Паттийоки и по северным частям Саво и Карьяла. В восточных районах Карьяла, на север от Ладожского озера, термин «пирти» переходит в перти (pertti). На всей остальной территории страны распространен термин «тупа».
Помещения жилого дома имели и функциональные отличия, в различных местах основное (в прошлом единственное) помещение дома использовалось неодинаково. На юго-западе страны функции основного помещения дома — пирти — были ограниченны: здесь только спали, ели, работали. Но варка пищи и выпечка хлеба производилась вне пирти. Соответственно и печь в пирти была приспособлена только для отопления.
На всей остальной территории страны в основном помещении дома не только спали и работали, но и варили пищу и пекли хлеб. Такое жилище могло называться как тупа, так и пирти. В основном помещении жилищ этого типа печи были сложной формы, соединенные с открытым очагом. Они отапливали помещение и служили для выпечки хлеба, а очаг — для варки пищи. Следует оговорить, что в северо-западном ареале пирти, в долине реки Торнио, в пирти хлеб пекли только эпизодически и понемногу. Большая выпечка хлеба про запас производилась здесь вне пирти.
По границе юго-западного ареала пирти встречались различные смешанные или переходные формы: тупа, утратившая хлебную печь, и пирти, в которой варили еду. Это, естественно, отражалось и на формах отопительного устройства. В этих районах (и в пирти, и в тупа) стоял камин, который обогревал помещение, и тут же варили пищу в подвесном котле.
Все вышесказанное относится только к двухкамерному жилищу, которое на этнографических материалах можно проследить только у бедноты. Обычный крестьянский дом имел более развитую, многокамерную планировку. При этом его планировка, название помещений, их назначение находились в определенной зависимости от того, что представляло собой по названию и функциям основное помещение. Так, в жилище пирти развитие планировки шло двумя путями. На севере и востоке, где в пирти концентрировалась вся хозяйственная жизнь, часто встречалась трехкамерная симметричная планировка. По другую от пирти сторону сеней ставилось второе помещение, аналогичное первому, с такой же сложной печью. Оно тоже называлось пирти (или перти) с прибавлением определений «маленькая», «летняя», «новая». Такие трехкамерные дома встречались в Северной и Восточной Похьянмаа, Северной Саво и Карьяла.
В бассейне Кокемяэнйоки, где основное помещение пирти имело ограниченные функции, трехкамерное жилище было иного плана. По другую сторону сеней здесь строилось равновеликое пирти помещение, где стояла сложная печь с очагом, здесь варили еду и выпекали хлеб. Это помещение называлось тупа, пака-ритупа (комната-пекарня) или просто пакари. Печь в пакари топили только для выпечки хлеба, что в этих районах, где употребляли сухой хлеб, делалось редко. Поэтому помещение было почти неотапливаемым и нежилым. На юго-западе страны планировка пирти + сени + пакари стала столь традиционной, что даже у бедноты по большей части были такие жилища.
При жилище тупа встречается также трехраздельная симметричная планировка; по другую сторону сеней строится совершенно такое же помещение со сложной печью тупа, тоисттупа, воорасте тупа, заал (tupa, toisttupa, vooraste tupa, saal). Но чаще вторая половина дома бывает более развитой и делится внутренними перегородками на два — четыре небольших помещения. Они носят названия соответственно своему назначению; летняя, женская, маленькая тупа1.
Сочетания тупа-пирти (при основном помещении тупа) почти не встречается. Отдельные сведения о таких домах есть из Саво, Карелии и Южной Хямэ, где термин «пирти» применялся для бани. Имеющиеся материалы описательного характера и некоторые сохранившиеся постройки, в частности жилище торпаря в музее Сеурасаари (двор Ниемеля), показывают, что в этих случаях действительно под одной крышей соединялись жилое помещение (tupa) и баня пирти (pirtti).
Наряду с помещениями, называвшимися тупа или пирти, в жилом доме начиная с XVIII в. возникают сравнительно небольшие помещения, которые отделялись как в сенях, так и в основных помещениях при помощи перегородок и носили название камор (kammora, kammar). Эти в прошлом холодные помещения стали с течением времени снабжаться печами различных форм — каминами, обогревательными печами и т. п.
Наряду с прямоугольной планировкой дома встречались дома Г-образного и Т-образного планов.
К Г-образной планировке можно отнести две конструктивные формы. Во-первых, в тех местах, где была распространена трехраздельная симметричная планировка, встречались дома, где третье помещение пристраивалось к сеням по диагонали от первого. Некоторые исследователи, в частности Н. Валонен, считают такую планировку очень древней, возникшей раньше симметричной. Г-образная планировка возникала и при дальнейшем развитии симметричной трехкамерной планировки, когда новый прируб строился под прямым углом к дому.
Иногда прируб пристраивался под прямым углом к сеням. Благодаря этому возникали дома с Т-образной планировкой. Развитие дома могло идти по линии пристройки новых помещений к торцовой стене. При этом новые части дома иногда были более узкими, чем старая, что также осложняло горизонтальную планировку дома.
Уже со второй половины XVIII в. в сельских местностях Финляндии встречались двухэтажные дома. По данным официальной статистики в 1880-х годах в каждом приходе страны были один — четыре двухэтажных дома. Это были преимущественно дома пасторов, помещиков, государственных чиновников. Строили двухэтажные дома и некоторые состоятельные крестьяне. В таких домах внизу находились обычные жилые помещения, а наверху парадные комнаты и комнаты для гостей, т. е. помещения, которыми регулярно не пользовались. С течением времени двухэтажные крестьянские дома стали более или менее обычными в некоторых частях Похьянмаа, а также в пригородных районах. Особый тип двухэтажного дома был распространен в Восточной Карьяла. Это жилище с хозяйственными постройками внизу и жилыми наверху (хорошо известный нам северовеликорусский и карельский дома-дворы).
Размеры построек и отдельных помещений в них зависели от материального благосостояния хозяина, но существовали и некоторые локальные отличия в размерах жилища.
Наименьшие постройки характерны для южных и юго-западных районов страны: в Уусимаа, Варсинайс-Суоми, Южной и Центральной Похьянмаа средняя ширина жилого помещения была 6,5—7,5 м, наибольшая — 8 м. В глубь страны и на восток эти размеры увеличиваются: в Сатакунте. и Хямз средняя ширина дома 8 и 9—10 м. В Карьяла, Саво и на севере страны обычна ширина в 8—9 м, часто встречаются дома 10—12 м шириной. Кроме того, восточные постройки заметно выше западных, на западе раньше произошел переход к топке печей по-белому. В связи с этим отпала нужда в высоких потолках, и помещения стали делать сравнительно небольшими. В этом можно видеть и влияние городской культуры, более сильное в этих частях страны.
Детальнее различия в типах жилища выявляются при рассмотрении форм очага в основном жилом помещении — пирти и тупе. Следует отметить, что в Финляндии очень рано начался переход к печам с дымоходами, хотя он проходил медленно и неравномерно в различных частях страны. Относилось это и к городам. Так, в Хельсинки, основанном в 1550 г., с самого начала указом было запрещено строить курные дома, в старых городах — Турку, Раума и др.— печи без труб встречались еще в XVII в. Наряду с этим в тех же городах есть датируемые началом XVI в. остатки кафельных печей и камины.
В сельских местностях печи с дымоходами раньше всего появились у помещиков, пасторов и других представителей привилегированных слоев общества. В районах расселения шведов на побережье Финского и Ботнического заливов переход к печам с дымоходами произошел так давно, что из этих мест нет никаких сведений или воспоминаний о курных печах. В западных районах страны — в Варсинайс-Суоми, в Верхней Сатакунте уже в XVII в. были распространены печи с дымоходами. К концу XIX в. в восточных районах процент курных построек оставался более высоким, чем на западе. На западе их количество не превышало 1%, а на востоке колебалось от 2 до 14%, и в отдельных местностях Саво и Карьяла печи без труб составляли 60% общей численности. Тем не менее этнографические материалы по курным печам имеются со всей территории страны в большом количестве.
Курные печи были двух типов: каменки киуас (kiuas) и глухие. У каменки верхний свод составляли несколько опорных камней, на которые укладывалась груда булыжников. Дым из топки выходил через отверстия между камнями и нагревал их, так что они сохраняли тепло после топки. Встречались в Финляндии и закрытые каменки, т. е. со вторым глухим сводом, сложенным поверх камней в целях предохранения потолка от искр. Каменки были распространены на западе страны, закрытый их вариант — на востоке этой территории (в Сатакунте, Хямэ, Южной Похьянмаа), по границе с глухим типом печи. Открытые каменки были обычно с низким почти на уровне пола подом и устьем без очага или с небольшим очажным камнем, на котором разводили огонь. Иногда, особенно у закрытых каменок, устраивался и очаг, основой которого была каменная плита или площадка, сложенная перед печью.
Следует отметить, что печи риг соответствовали формам курных печей в жилище; в ригах каменки встречаются на западе и на севере страны. В банях же повсеместно господствует каменка. По границе ареалов каменки и глухой печи была распространена закрытая каменка. Глухая печь имела значительно более широкое распространение в стране. Она складывалась из камня с глухим, мурованным верхним сводом. Глухие печи были двух форм — западной и восточной. Западная форма отличалась наличием в верхнем своде дымовых каналов. Они, начинаясь в задней части свода, шли в его толще и открывались наружу одним — тремя отверстиями на челе печи, дым выходил наружу через них. В восточной глухой печи (к которой относится русская печь) дым выходил через топку. В печах с каналами тяга была значительно сильнее и время топки сокращалось почти вдвое, что было весьма важно при курных печах, когда на все время топки помещение заполнялось дымом и приходилось открывать дверь. Печь с каналами может считаться более совершенной формой, чем восточная.
По некоторым конструктивным деталям в печах с каналами можно выделить два варианта: западный и саво-карельский подтипы. В западных районах распространения глухая печь имела низкий, обычно каменный глухой цоколь. Перед устьем цоколь выступал вперед, образуя площадку для шестка. Встречается угловой печной столб, круглый в сечении, опирающийся на пол.
Саво-карельский подтип печи имел всегда деревянное высокое опечье с внутренней полостью, где зимой держали птицу. Верхние балки опечья выступали вперед и на них устраивали шесток. Очаг был расположен или прямо перед устьем, или по обоим концам шестка делалось два очага. Угловой столб печи, тонкий и четырехгранный, стоял на опечье. Следует отметить, что каменка имеет чисто финскую терминологию, в то время как терминология глухой печи в Финляндии староскандинавская.
В пограничной Карьяла распространена восточная глухая печь, точнее, русская печь с голбцом. Наряду с отсутствием каналов ео отличиями служат высокое опечье из брусьев или толстых досок, выступающий шесток с очагом, расположенным во внутреннем углу печи. Внешняя сторона шестка огорожена «конечной»—профилированной доской. Угловой столб печи — массивный, от него к противоположным стенам избы идут широкие полки. Сбоку печи находится низкий ящикообразный голбец с люком, ведущим в подполье. Высокий или шкафообразный голбцы на территории Финляндии не встречаются. Саво-карельский тип печи сложился не без влияния русской печи: это проявляется в первую очередь в высоте опечья. Высокое опечье характерно для всей Восточной Финляндии. Оно. как и у русских, делается соответственно росту хозяйки, так, чтобы было удобно доставать из печи хлеб и чутуны. Западнофинские более низкие и плоские шестки удобнее для подвешивания большого котла, приспособленного для варки пищи. В Финляндии шесток, выступающий вперед в виде козырька, и высокое опечье совпадают по территории-распространения с ареалом высокого кислого хлеба, регулярно выпекаемого в печи. В этих же пределах распространены пироги, кроме того, савоские и карельские хозяйки охотно варят в печи еду в чугунах и глиняной посуде, ставя ее ухватом или сковородником.
В числе курных печей особо следует отметить уличные печи, так как их использование и область распространения позволяют уточнить ход развития финского крестьянского жилища. Они всегда глухие, как правило, на низком опечье или без такового, чаще без очага. Пользовались уличными печами только бедняки, а также новоселы, охотники до временных жилищ. Уличные печи часто были общественными. Размеры их различны: они предназначались обычно для выпечки 4—8 хлебов, но встречались печи и для 20—30 хлебов. Уличная печь использовалась для большой осенней (или весенней) выпечки хлеба, в ней также пекли мягкий хлеб и готовили еду под рождество. Они были распространены на юго-западе и на севере страны: в части Варсинайс-Суоми, Западной Уусимаа, Юго-Западной Хямэ. большей части Сатакунты, в Южной Похьянмаа и северных районах. Очень интересно, что на территории между реками Кеми и Паттийоки уличные печи неизвестны. Эта территория в период 1323—1595 гг. принадлежала Новгородской Руси и заселялась переселенцами из Карелии, принесшими с собой свои традиции, В южные и северные части Похьянмаа колонисты шли из Юго-Западной Финляндии, где существовала традиция выпечки кислого сухого хлеба вне жилого помещения. Ареал распространения уличной печи совпадает с ареалом термина «пирти».
Несколько слов необходимо сказать о печах с дымоходом. Среди них наиболее простой и ранней формой был камин, который пришел в Финляндию в период позднего средневековья из Европы через Швецию. Вся терминология, связанная с камином, шведского происхождения. Наиболее ранние камины датируются в городах концом XV — началом XVI в. Видимо, в XVI в. он проникает и в деревню. О границах его распространения в феодальный период говорить трудно, но закрепился он в главном жилом помещении только тау, где в этом помещении не производилось выпечки хлеба, для чего открытый камин, естественно, непригоден. Однако он не был практичен и там, где жилое помещение не предназначено для приготовления пищи. Таким образом, камин бытовал на окраине ареала пирти-пакари, по юго- и северо-восточной границам Сатакунты в районах смешанных форм жилища.
В большей части страны с течением времени распространилась сложная печь с дымоходом, в которой были совмещены камин и хлебная печь.
Конструкция некоторых печей с дымоходом отражает их прямое развитие из местных форм курных печей. Очаг в них располагался или перед устьем печи, или во внутреннем углу шестка, что соответствовало восточным формам курной печи. В других вариантах печей очаг, точнее камин, мог быть до некоторой степени или полностью отделен от устья хлебной печи. При этом шесток приобретал Г-образную форму и очаг занимал один конец его, а устье под прямым углом выходило на другой конец шестка. В иных случаях устье печи и камин были разделены стенкой. Кое-где в северных районах камин почти редуцирован и в нише, заменившей его, разводили огонь лишь для освещения помещения. Сложные печи имеют различия по некоторым деталям: их можно разделить на печи с прямым нижним краем колпака и краем сводчатым, аркообразным. Печи с прямым карнизом колпака распространены в Варсинайс-Суоми, а также в Южной Похьянмаа, но не привились в районе пирти-пакари. Подобные же формы известны в Норвегии и Швеции. Печь с изогнутым нижним краем колпака характерна для Центральной Похьянмаа, Северной Хямэ. Подобные же формы печи встречаются в западных районах Южной Швеции. Своеобразие районов распространения и аналогии за пределами страны позволяет утверждать, что эти формы печей распространились через город и первоначально в домах привилегированных слоев населения.
В жилище пирти-пакари в пирти сложилась чисто обогревательная так называемая высокая печь, которая сходна с той формой, что у нас принято называть голландской. Высокие печи очень просты по форме. В пакари стояла печь, аналогичная сложной печи в тупах, в ней совмещались очаг и хлебная печь. Если в пакари не варили еду, то камин служил лишь для освещения и был очень невелик.
Таким образом, на основе различий в планировке дома, связанных с функциональным назначением помещений, и в формах очага в Финляндии можно выделить несколько типов жилища.
1. В стране преобладает жилище, в основе которого лежит теплое жилое помещение + холодные сени. В жилом помещении концентрируется вся жизнь семьи. Оно обогревается сложной печью, соединяющей хлебную печь и очаг для варки пищи в подвесном котле. По форме печи в прошлом можно было это жилище разделить на два подтипа — западный и восточный. Западная печь отличается наличием шестка в форме ступеньки, часто каменного, образуемого цоколем печи. Шесток широкий, невысокий, открытый, удобный для подвесного котла. На востоке шесток выше, имеет форму выступающего вперед козырька, иногда по форме корытообразен. Это связано с влиянием русской печи, отразившимся на форме шестка и высоте опечья. В Восточной Финляндии хозяйки готовят часть блюд в печи, пользуясь ухватом и сковородником. В этих же районах принята выпечка мягкого высокого кислого хлеба, такого же, как у русских, и пирогов. Жилище этого типа называется тупа или пирти.
2. На крайнем юго-востоке, по границе с Советской Карелией, распространен северорусский двухъярусный дом-двор с однорядной связью, хозяйственными помещениями в нижнем этаже и русской печью с голбцом в избе — перти.
3. На юго-западе страны основным типом было трехраздельное жилище, в котором по одну сторону сеней находилось жилое помещение с обогревательной печью (пирти) и по другую — кухня-пекарня (тупа, пакаритупа, пакари). В последней стояла хлебная печь с очагом, но помещение систематически не отапливалось. Двухкамерное жилище в этих местах встречается лишь у самых бедных крестьян, и функции пекарни в нем выполняет уличная хлебная печь.
Наряду с Юго-Западной Финляндией аналогичное жилище встречается в Западной Похьянмаа, в долине реки Торнио.
4. На границе юго-западного ареала пирти-пакари встречаются, как уже говорилось, различные переходные формы.
При выделении этих типов мы еще раз сталкиваемся с тем, что они не совпадают с отличиями в терминологии. И все-таки она в значительной мере является ключом к истории развития финского жилища.
Так, термин «пирти», распространенный на севере, западе п востоке страны («перти»), является очень древним и исчезающим. Лингвистический анализ, в частности анализ топонимики, показывает, что в прошлом термин «пирти» был распространен гораздо шире. Термином «пирти» могло называться: 1) жилое помещение с каменкой или с так называемой высокой печью, или со сложной печью; 2) в некоторых районах — баня с каменкой; 3) временное жилище — на покосе, местах рыбной ловли и т. п. Кроме того, термин «пирти» (или «перти») был распространен и у других народов, прежде ч'-его у соседних финноязычных — у лопарей, карел (включая новгородских, валдайских и калининских), ижоры. Этому термину сопутствуют термины «киуас», «киука» и др., обозначающие печь-каменку. Он встречается и у поволжских финнов. Кроме того, он распространен у летто-литовских народов (в значении бани). До последнего времени большинство лингвистов рассматривало термин «пирти» как летто-литовский, но и сейчас многие финские лингвисты склоняются к тому, что это термин славянского происхождения (Ниеминен, Рясянен, Пелтола и др.) и восходит к новгородскому «перьть» — баня. Некоторые этнографы еще в начале века утверждали, что срубное с каменкой жилище пришло в Финляндию с востока вместе с подсечным земледелием и вытеснило жилище, свойственное полукочевому образу жизни финских племен (Сирелиус). К этой же точке зрения склоняется и Н. Валонен. Вне зависимости от того, происходило ли заимствование термина «пирти» вместе с формой жилища или без него и был ли термин славянским или он пришел через посредство славянских народов (поскольку термину «пирти» всегда сопутствует слово «киуас» — чисто финского происхождения, то здесь много еще неясного), в финском жилище он является более старым, чем тупа, и исчезающим словом. Пути развития и исчезновения жилища пирти с печью-каменкой можно представить примерно следующим образом.
Уступая место жилищу тупа, пирти сохранилась прежде всего на юго-западе страны в бассейне Кокемяэнйоки. Здесь пирти соединилась с тупой под одной крышей, и функции жилища, как уже описано, разделились. Те формы пирти в пограничных частях Сатакунты, где в ней происходит и варка пищи, и выпечка хлеба, возникли, несомненно, по типу жилища тупа. То же относится к северной территории распространения термина «пирти». Однако там можно проследить и остатки старых традиций. В бассейне р. Торнио болыцая выпечка хлеба производится вне жилого помещения: в отдельно поставленной пекарне — пакари, тупа (или в печи риги). Здесь, так же как на юго-западе, у бедняков сохраняется уличная хлебная печь. Видимо, в северные районы страны, которые заселялись переселенцами из Сатакунты, было принесено и жилище типа старой пирти, но под влиянием тупы функции его изменились, хотя отдельные сохранившиеся детали говорят о преемственности формы.
Третий район термина «пирти», точнее «перти», — это пограничные районы Карьяла. Здесь старая финноязычная терминология перешла на северновеликорусское жилище, что характерно и для Восточной Карелии. Наряду с этим в Карьяла в терминологии: жилища отмечается значительное число русских заимствований.
На остальной территории страны преобладает термин «тупа». Конечно, в наши дни нет смысла пытаться точно датировать появление этого термина в Финляндии. Лингвисты считают, что заимствование термина «тупа» из германских языков произошло примерно в XIII в. Время распространения этого типа жилища в какой-то мере определяется территорией его бытования. Переселенцы из Финляндии в Швецию в XVI—XVII вв. принесли этот термин с собой уже в финской форме. Финны (савакот и эуремёйсет), переселившиеся на территорию современной Ленинградской области после Столбовского мира (1617 т.), также уже называли жилище тупой. Но ижорцы, пришедшие на южный берег Финского залива в XII—-XIII вв., называют избу «перти». Граница, прошедшая между новгородскими и шведскими владениями в 1323 г., повлияла на распространение этого термина на западе страны: между северной границей пирти и тупой раздел прошел по р. Паттийоки точно по государственной границе 1323—1595 гг., когда, видимо, тупа (жилище с глухой печью) широко распространилась по стране. Н. Валонен полагает, что жилище тупа проникло в Финляндию при посредстве готландских купцов. Их проникновение в страну на ее южный берег стало ощутимым в XII в. Видимо, останавливаясь на побережье, они строили здесь и свои дома. Новая форма жилища отличалась не только названием и формой печи, но и некоторыми другими особенностями. Н. Валонен связывает с готландским влиянием и планировку «по диагонали» (или Г-образную). Видимо, на раннем этапе помещение тупа со сложной печью с очагом сочеталось с летней кухней (в то время как пирти с каменкой сочеталось с уличной хлебной печью и летней кухйей). Тупа распространилась по стране очень широко. На границах распространения с пирти тупа постепенно вытесняла этот тип жилища. Этот термин сохранялся для бани, временного жилища и т. п. Там, где термин «пирти» для жилого помещения сохранился, слово «тупа» обозначает кухню, пекарню, комнату для гостей, т. е. помещение со сложной печью или лучшее помещение.
Таким образом, очевидно, что, несмотря на то, что пирти является более древним типом жилища, тупа проникла на территорию страны давно и сыграла определяющую роль в развитии традиционного жилища. С течением времени и в жилище типа тупы сложились местные особенности, связанные с влиянием сложного жилища пирти-пакари и восточными влияниями, отразившимися на форме печи.
Примечания
1. Такая же планировка характерна для северных районов, где основное помещение пирти; вторая часть даже бывает двух- и четырех камерной.