В кирпичных зданиях массового строительства внутренние несущие стены можно заменять отдельными внутренними опорами — кирпичными столбами или железобетонными колоннами.
Минимальное сечение несущего кирпичного столба (рис. 96, а) принимают 510x 380 мм. При незначительных нагрузках и высоте столбы могут иметь сечение 380X380 мм (в одноэтажных зданиях и в верхних этажах многоэтажных зданий).
Для увеличения несущей способности кирпичных столбов, в особенности при их высоте 5 м и более, помимо повышения марки кирпича и раствора целесообразно армировать кладку. Армирование применяют поперечное и продольное. В каждом этаже по столбам на уровне перекрытий укладывают прогоны, обычно сборные железобетонные прямоугольного или таврового сечения. Для равномерного распределения давления от прогонов па кладку столба под их концы укладывают железобетонные плиты (рис. 96, б, в).
При больших нагрузках вместо кирпичных столбов следует применять железобетонные колонны, которые вместе с железобетонными прогонами (ригелями) образуют каркас здания.
В настоящее время применяют различные схемы каркаса и способы его членения на составные элементы, а также различные типы узлов сопряжения ригелей и колонн.
Разработаны следующие схемы каркаса: двухпролетная (рис. 97, а), однопролетная бесконсольная (рис. 97, б), которая при укладке поперечных балок стенок дает возможность устройства больших пролетов и свободную планировку, и однопролетная консольная (рис. 97, в). Наиболее распространена двухпролетная схема каркаса.
При членении железобетонных каркасов на составные элементы возможны следующие варианты: одноэтажные колонны и двухпролетные ригели (рис. 98, а), многоэтажные колонны и однопролетпые ригели (рис. 98, б), П-образные рамы (рис. 98, в), Н-образные рамы (рис. 98, г), тавровые и Г-образные колонны и ригели-вставки (рис. 98, д) и Н-образные рамы при консольной схеме (рис. 98, е). Из перечисленных способов членения каркаса на составные элементы более предпочтителен вариант каркаса с многоэтажными колоннами и однопролетными ригелями. Недостатком варианта каркаса с применением двухпролетных ригелей и одноэтажных колонн помимо большого количества вертикальных стыков является опирание ригеля на три точки, что при разнице в высоте колонн может привести к перекосу каркаса.
К недостаткам П-образных рам относится также возможность перекоса при разнице в длине стоек. Кроме того, при П-образной форме усложняются как изготовление, так и монтаж рам. В случае применения Н-образных рам длина стоек в 2 раза короче, чем у П-образных, поэтому все отрицательные свойства последних сказываются в меньшей степени, а стыки стоек располагают в местах, близких к нулевым точкам. Н-образные рамы более целесообразны для однопролетной консольной схемы каркаса, так как отпадает необходимость сдваивания стоек рам (см. рис. 98 г и е).
На рис. 99 показан общий вид унифицированного сборного железобетонного каркаса, применяемого в московском строительстве. Каркас имеет двухэтажные колонны и однопролетные ригели таврового сечения. Узел сопряжения ригеля с колонной имеет «скрытую» консоль, чтобы исключить выступающую в сборных железобетонных колоннах консоль, ухудшающую интерьер помещения.