Архитектура и строительство
 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
  • Главная
  • Конструкция зданий
  • Основы проектирования
  • Основы планировочных решений при проектировании зданий
 Краткое содержание
Композиция внутреннего пространства здания Планировочные композиционные схемы зданий
 Подразделы
Все статьи раздела Основы проектирования Жилые здания Общественные здания Промышленные здания Мобильные жилища Пневматические здания Частные дома Гостиницы Дизайн объектов Примеры зданий Сейсмозащита
 Социальные сети
 Похожие статьи
Типизация планировочных решений зданий и конструктивных элементов
Здания: Основы проектирования

Функциональные основы проектирования зданий
Здания: Основы проектирования

Основы проектирования промышленных зданий
Здания: Промышленные здания

Совершенствование конструктивных решений крупнопанельных зданий
Здания: Сейсмозащита

Система измерений в проектировании многоэтажных зданий
Здания: Основы проектирования

Допуски при проектировании многоэтажных зданий
Здания: Основы проектирования

Деформации при проектировании многоэтажных зданий
Здания: Основы проектирования

Проектирование многоэтажных зданий на основе каталога индустриальных изделий
Здания: Жилые здания

Объемно-планировочные решения промышленных зданий
Здания: Промышленные здания

Планировочные и архитектурно-композиционные решения жилых зданий
Здания: Жилые здания

Объемно-планировочные решения сейсмозищиты крупнопанельных зданий
Здания: Сейсмозащита

Объемно-планировочная схема зданий
Здания: Основы проектирования

Проектирование несущих конструкций зданий
Здания: Основы проектирования

Проектирование ограждающих конструкций зданий
Здания: Основы проектирования

Закажите услуги дизайнера интерьера в СПб и Москве, выезд по области, авторский надзор.

Информация автомотошкола на нашем сайте.

Основы планировочных решений при проектировании зданий


Статья добавлена в Марте 2016 года
            0


Композиция внутреннего пространства здания


Основой архитектурной композиции здания является его объемно-пространственная структура, под которой понимают сочетание внутреннего пространства здания и внешнего объема в единое композиционное целое.

Построение оптимальной объемно-пространственной структуры здания представляет собой сложный творческий, процесс, требующий больших профессиональных навыков и мастерства. Проектировщик должен найти такой прием композиции, чтобы объемно-планировочное решение здания и его внешний облик отвечали его функциональному назначению, архитектурно-художественным и градостроительным требованиям, климатическим национально-бытовым особенностям района строительства, гидрогеологическим условиям участка, а также требованиям экономики.

Композицию внутреннего пространства здания и его план нельзя рассматривать в отрыве от композиции внешнего объема. По существу организация внутреннего пространства здания и построение его внешнего объема представляют собой единый комплексный процесс, который основан на одних и тех же исходных данных (функциональный процесс, конструктивная система, условия внешней среды и требования экономики). Однако по методическим соображениям композицию внутреннего пространства здания и его внешнего объема удобно рассматривать раздельно, с тем чтобы наиболее полно выявить отдельные элементы объемно-пространственной структуры здания и раскрыть закономерности ее образования.

В основу планировочного решения здания должно быть положено осуществление функционального процесса. При составлении проекта плана здания необходимо прежде всего установить состав отдельных помещений, их форму и размеры в зависимости от характера размещения людей и оборудования.

Помещения в здании по назначению подразделяют на следующие группы:
  • главные помещения, предназначенные для основных функций здания (например, жилые комнаты в жилых зданиях, учебные помещения и школах, зрительные залы в театрах и т. д.);
  • подсобные помещения, предназначенные для вспомогательных функций (кухни, санитарные узлы, передние, входные узлы, состоящие из тамбура, вестибюля и гардероба, и др.);
  • коммуникационные помещения; вертикальные (лестницы, лифты) и горизонтальные (коридоры, галереи, всевозможные проходы).

Порядок размещения помещений устанавливают с учетом последовательности функциональных процессов, протекающих в здании и обусловливающих ту или иную схему передвижения в нем людей. Связь между помещениями должна обеспечивать кратчайшие пути сообщения внутри здания и возможность легкой ориентировки в нем.


В связи с ошибками, допускаемыми иногда по формальным соображениям, необходимо подчеркнуть, что в основу архитектурной композиции плана должны быть положены в первую очередь практические требования, вытекающие из назначения здания, — удобства, экономичность, рациональная структура плана здания и четкая композиция его внутреннего пространства.

В процессе создания композиции внутреннего пространства здания нужно обеспечить соответствие всех площадей и высот помещений действительной потребности, пользуясь нормами проектирования, а также обеспечить выполнение ряда санитарно-гигиенических требований. К этим требованиям относятся: правильная ориентация помещений по странам света, инсоляция, освещенность естественным светом, нормальный температурно-влажностный режим воздушной среды помещений и ограждающих конструкций, надлежащая звукоизоляция. В роме того, план здания необходимо проектировать на основе модульной системы во взаимосвязи с принятой а проекте конструктивной схемой здания.

Качество архитектурной композиции, уровень художественного мастерства в значительной степени зависят от того, насколько четко выделено главное в объемно-пространственном построении и насколько все остальные элементы композиции связаны с этим главным в единое целое. Исходя из этого условия в каждой архитектурной композиции следует различать главное, определяющее назначение данного сооружения, и второстепенное, что дополняет главное и подчеркивает его значение.

В процессе создания композиции внутреннего пространства здания предусматривают главное композиционное ядро, состоящее из одного или нескольких основных помещений, непосредственно отражающих назначение здания, и одну или несколько композиционных осей, по которым будет направлено движение людей к композиционному ядру.

Выявление ядра композиции всегда способствует созданию правильной системы группировки внутренних пространств здания. Эта система может быть симметричной и асимметричной. Симметричная система группировки внутренних пространств здания обычно приводит к более компактной его композиции.


При асимметричном решении композиционное ядро располагают внецентренно, причем соподчиненные элементы размещают таким образом, чтобы они создавали зрительное равновесие.

Планировочные композиционные схемы зданий


Практикой проектирования и строительства установлены некоторые общие принципиальные композиционные схемы архитектурно-планировочного решения зданий. К ним относятся коридорная, анфиладная, центрическая, зальная, секционная и смешанная схемы планировки.

Рис. 8. Планировочные композиционные схемы зданий 
Рис. 8. Планировочные композиционные схемы зданий >
В случае коридорной схемы планировки помещения располагают с одной, двух или частично с одной и частично с двух сторон коридора, связанного с лестничными клетками (рис. 8, а). При двустороннем расположении помещений освещение коридора обеспечивают через окна а торцовых стенах коридора. Длина общих коридоров в зданиях коридорной системы, освещенных естественным светом только с торцов, не должна превышать при освещении его с одного торца 20 м, а при освещении с двух торцов — 40 м.

При устройстве в общих коридорах кроме освещения с торцов дополнительного освещения через уширения коридоров (световые разрывы) расстояние между такими разрывами не должно превышать 20 м, а между световыми разрывами и окном в торце коридора — 30 м.

Анфиладная схема планировки (рис. 8, б) характеризуется отсутствием коридоров: помещения располагают последовательно одно за другим, и связаны они между собой дверными проемами, расположенными по одной оси. Анфиладная схема применяется в музеях, дворцах, в некоторых универмагах и других зданиях.

При центрической схеме (рис. 8, в) вокруг большого главного помещения группируют меньшие вспомогательные помещения. Такую схему применяют в театрах, кино, концертных залах и др.

Зальной называют схему (рис. 8, г), применяемую в таких зданиях, а которых функциональный процесс протекает в едином помещении (например, крытый рынок, выставочный павильон).

Секционная схема (рис. 8, д) применяется в зданиях, состоящих из изолированных друг от друга одинаковых по планировке отсеков, называемых секциями. Эта схема широко распространена в жилых зданиях.

Композиционные схемы, в которых сочетается несколько планировочных схем, называют смешанными.
Источник: «Архитектура гражданских и промышленных зданий», М.: Высш. школа, 1975

Понравилась ли вам эта публикация?
+7


« Предыдущие статьи
Модульная система, типизация, унификация и стандартизация в строительстве
Общие сведения об архитектуре и зданиях
Примеры расчета зданий с сейсмозащитой
Технико-экономические показатели зданий с разными системами сейсмозащиты
Исследование системы с включающимися связями и динамическим гасителем
Реакция системы с включающимися связями и динамическим гасителем
Монтаж динамического гасителя при строительстве дома в г. Фрунзе
Здания с сейсмоизолирующим скользящим поясом и динамическими гасителями колебаний
Следующие статьи »
Композиция внешнего объема здания Принципы конструирования здания и вопросы экономики Методика архитектурно-строительного проектирования Процессы теплообмена в ограждающих конструкциях зданий Влажностное состояние ограждающих конструкций Основы звукоизоляции в строительстве Общие положения проектирования жилых и общественных зданий Объемно-планировочные решения квартир и их состав



Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 29 + 49 =

       



 
Мобильная версия · Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2025
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация