Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
Главная > Конструкция зданий > Дизайн объектов > Задачи профессиональной подготовки архитекторов-дизайнеров
 Подразделы
Все статьи раздела Основы проектирования Жилые здания Общественные здания Промышленные здания Мобильные жилища Пневматические здания Частные дома Гостиницы Дизайн объектов Примеры зданий Сейсмозащита
 Социальные сети
 Похожие статьи
Новые задачи архитектуры Москвы на рубеже 30-х годов
История: Современная архитектура

Задачи композиционного формообразования объектов дизайна
Здания: Дизайн объектов

Градостроительные задачи и средства формирования световой среды
Город: Городской дизайн

Архитектурно-дизайнерское мышление как основа подготовки архитектора
Здания: Дизайн объектов

Задачи и приемы проектного формирования архитектурной среды
Здания: Дизайн объектов

Комплексность подготовки архитектора-дизайнера, роль в ней специальных дисциплин
Здания: Дизайн объектов

Особенности укладки бетонных смесей для подготовки под полы, проезды и площадки
Технологии: Бетонные работы

Задачи профессиональной подготовки архитекторов-дизайнеров

Статья добавлена в Декабре 2015 года
            0





Последовательность разработки проектного решения в средовом дизайне в целом совпадает с общепринятым алгоритмом архитектурного или дизайнерского творчества, который формализуется условным рядом "получение задания — пред-проектный анализ — концепция решения — разработка и реализация решения".

Принципиальных отличий — два. Во-первых, как правило, концептуальной основой средового решения является т.н. "дизайнерская" идея пространственных и декоративных построений, т.е. творческий "перевод" некоей функциональной, технологической особенности будущего объекта из разряда утилитарно-прагматических предложений в художественную, образную категорию. В результате система полива в ландшафтном дизайне преобразуется в "эстетику регулярности" планировочной организации парка или сада, смена форм обучения в зависимости от предмета становится базой предложений по трансформации интерьера школьного класса в течение дня и т.д.

Последовательность разработки проектного решения в средовом дизайне 
Последовательность разработки проектного решения в средовом дизайне >
Подробнее о принципах формирования дизайн-концепции средового объекта см. главу 3 настоящего учебника. Здесь же следует подчеркнуть, что в дизайне среды эта категория может толковаться двояко — и как процессуальная, функциональная идея, отраженная в пространственных или декоративно-пластических системах средового образа, и как художественно-образное начало, продиктовавшее индивидуальные формы средового решения или его деталей.

Во-вторых, среда, как многоуровневая система, где уровни (пространственной основы и предметного наполнения) различаются качественно, требует специального внимания к поиску и согласованию визуального решения каждого из уровней. Фактически они олицетворяются понятиями "архитектурно-дизайнерская идея" (принцип композиционной организации средовой структуры) и "архитектурно-дизайнерская тема"1 (визуализация форм элементов структуры), т.е. принципиальными предложениями по выбору пространственных или декоративно-пластических форм средового объекта. Теми самыми, которые подсказываются проектировщику дизайн-концепцией его замысла, но относятся к разным уровням структуры среды.


В проектировании средовых объектов эти взаимно перекликающиеся формы разработки и фиксации проектного замысла играют особую, даже исключительную роль, поскольку их сочетание в конечном счете определяет образ архитектурно-дизайнерского сооружения. Причем каждому понятию, каждой смысловой категории средового творчества (функция, композиция, идея и т.д.) соответствует своя изобразительно-пространственная база.

Принципиальная схема анализа 
Принципиальная схема анализа >
Например, общие функциональные задачи среды решаются преимущественно на уровне определения ее пространственных характеристик, при работе над планом и разрезом, которые отмечают подходящие для будущей деятельности размеры и связи пространств и заполняющих их объемов. Но именно эти проекции — основа отражения "идеи" средового произведения, тогда как фасады или развертки, закрепляющие визуальные тектонические и декоративные находки, фиксируют, прежде всего, его "темы".

Эта последовательность формирования облика среды фактически независима от геометрических свойств пространственной ситуации (линейные, локальные или дисперсные структуры), этапа ее развития, идейной и функциональной нагрузки. Видимо, проектный ряд "целевая установка — концепция решения — архитектурно-дизайнерская идея — архитектурно-дизайнерская тема — образ", включающий проверочную систему "пространственное строение — композиционная структура — сочетание тем", представляет собой как бы универсальный закон архитектурно-дизайнерского творчества. Как и должно закону, он неодинаково проявляется в различных обстоятельствах — в индивидуальных случаях можно идти к конечному результату от разных исходных позиций, но нельзя целиком миновать разработку одной из них без ущерба для дела.


Архитектурно-дизайнерское творчество — сложный диалектический процесс, он развивается во времени от замысла до реализации, в пространственном охвате — от общего к деталям, в проектном сознании — от приблизительных интуитивных догадок к цельной, законченной, логически и художественно оправданной системе. И каждому этапу этого процесса отвечает своя сумма задач, своя методика работы, свой практический результат, даже своя форма подачи проектного материала. При этом независимо от воли исполнителя происходит перемещение акцентов в творческой деятельности — чем ближе замысел к реализации, тем больше внимания уделяется фрагментам пространственной системы, отдельным архитектурно-художественным и дизайнерским темам и их составляющим. Да и сами темы меняют свой характер — центр тяжести от укрупненных объемно-тектонических предложений на уровне эскизов переносится на поиск деталей, фактуры, рисунка, цвета ограждающих поверхностей. Поэтому так сильно различаются требования к подаче проектных материалов на разных стадиях учебного проектирования: максимально обобщенные — до условного рисунка, структурного макета на уровне клаузуры, фор-эскиза и предельно уточненные, до указаний колера по каталогу — на завершающих стадиях.

Противопоставление состояний парадность (пл. Лувра) — камерность (сад Трокадеро, Париж) 
Противопоставление состояний парадность (пл. Лувра) — камерность (сад Трокадеро, Париж) >
Следует отметить, что специфика учебной работы со средой как бы "выпячивает" названные особенности процесса архитектурно-дизайнерского проектирования. Даже первые проекты, выполняемые студентами специальности 2902, в педагогических целях часто разрабатываются не по стандартной схеме "клаузура — эскиз-идея — эскизный проект", а с дифференциацией подготовительных стадий на более дробные задания. Так, например, в "рабочем календарном плане разработки проекта клубного здания" привычная связка "клаузура — эскиз-идея" может быть расчленена на серию специальных упражнений ("Абстрактный образ объекта", "Анализ технического процесса", "Ситуация и контекст"), где еще нет точной привязки к месту, масштабу, пространственной структуре, но разрабатываются, ищутся — в абстрактных композициях, комиксах, пластических моделях — эмоционально-образные предпочтения и функциональные идеи будущей дизайн-концепции.

Аналогичные краткие (2—3 часа) упражнения могут вклиниваться и в разработку более поздних этапов учебного проекта (например, специальные задания "Композиционная структура", "Декор и конструкция" при проработке и уточнении окончательных чертежей). Последовательно выполненные и творчески соединенные вместе, эти упражнения синтезируются в конкретные чертежи, масштабы учебного проекта, но при этом процесс проектирования ведется студентом осознанно, с пониманием задач и возможностей каждого проектного этапа. А главное — реализуется дизайнерская, средовая специфика работы.


Первым шагом к выявлению в учебном проекте образных характеристик средово-го объекта является формирование эмоционального содержания среды — гаммы чувств и настроений, которые вызываются в человеке его окружением.

Диапазон возможных настроений в среде включает множество разноречивых установок, мотивов, образующих многослойное производное от четырех типов базовых эмоциональных ощущений: впечатления монументальности, мощности, парадности, массовости соответствующих процессов деятельности; камерности, доверительности, интимности, обращенности непосредственно от человека к человеку; настроя на деловитость, конструктивность, рациональность связей между людьми и соединяющими их функциональными процессами и установки на отдых, развлечения, свободу выбора занятий и линий поведения. Сознательное сочетание этих четырех начал позволяет добиваться практически любого оттенка эмоционально-психологического состояния среды, нужного проектировщику, поскольку они генерируются особенностями зрительной организации средового объекта, отражающей "художественную необходимость" рационального начала, послужившего базой формирования среды.

Оппозиция ощущений строгости, деловитости и развлечения, отдыха 
Оппозиция ощущений строгости, деловитости и развлечения, отдыха >
Реализуют те или иные ощущения различные архитектурно-дизайнерские приемы и средства: пространственная композиция, визуальная организация вещного наполнения, свето-цветовое содержание среды, звуковые эффекты и т.д. Так, чувства парадности, монументальности ассоциируются с симметричными, укрупненными композициями, "открытостью" и большими размерами функциональных пространств, монохромией, сдержанностью цветового решения. Камерные настроения вызываются, скорее, противоположными приемами: "замкнутостью", защищенностью свободно организованного пространства, отсутствием слишком крупных подавляющих человека деталей и членений, полихромной гаммой. "Деловитость" среды выявляется четкостью, рациональностью ее организации, отсутствием "лишних" деталей, преобладанием в облике среды элементов технологического оборудования, нацеленностью цветового решения на выделение, подчеркивание главного в средовой структуре: визуальных коммуникаций в транспортных системах, станочных линий в промышленных интерьерах. "Рекреационная" атмосфера создается противоположными способами.

Другими словами, все эти профессиональные приемы так или иначе вытекают из специфики сосредоточенной в проектируемой среде деятельности, которая, таким образом, также становится одним из факторов формирования того или иного эмоционального состояния.


Именно поэтому разные типы среды имеют свой характер эмоциональной окраски: в производственной или жилой среде господствуют, соответственно, деловые или камерные оттенки; в общественных комплексах может проявиться вся палитра возможных эмоциональных характеристик, часто в самых неожиданных сочетаниях; рекреационной среде не свойственны отношения деловитости, жесткого порядка. Но при проектировании нужного автору эмоционального содержания надо помнить, что конкретика его восприятия весьма индивидуальна и зависит от воспитания, национальных обычаев, нацеленности зрителя на определенный вид потребления среды. Все это следует учитывать в работе над учебным проектом.

Помогают уточнять эмоционально-психологическую нацеленность среды тесно связанные с ней ощущения масштаба и масштабности, которые представляют собой важнейшие понятия архитектурно-дизайнерской теории и практики. Они предлагают прямое объективное сопоставление истинной величины того или иного средового образования с его окружением или наполнением через их зрительное отношение к "мере всех вещей" — человеку (масштаб); концентрируют в осязаемой форме представление о значимости этого произведения архитектурно-дизайнерского искусства для общества и о месте человека в его среде (масштабность). В жизни эти понятия тесно взаимосвязаны и часто подменяют друг друга.

Наиболее распространенное значение слова "масштабность" говорит о соответствии размеров пространства и его деталей представлениям человека об их комфортном, полноценном восприятии. Согласуется масштаб средового объекта с ожидаемым "человеческим" за счет двух приемов:
  • выявление т.н. "указателей масштаба" — узнаваемых элементов, размер которых зрителю заведомо известен, привычен (мебель, балюстрады, дверные проемы и пр.);
  • придание проектируемому объекту уровня насыщенности деталями и членениями, характерного для этого класса объектов.

Масштабность и принципы наложения масштабных шкал в городской среде 
Масштабность и принципы наложения масштабных шкал в городской среде >
В произведении средового искусства такие параметры, как величина пространства, количество его членений и пр., являются не только утилитарными, но и художественными категориями, определяющими сложную цепочку чувственных и содержательных связей между пространством "удобным", функционально и психологически комфортным, и художественно нацеленным, навязывающим потребителю нужное настроение и идеи. Тогда мерилом масштаба является не конкретный человек или вызванный его потребностями процесс, а "идеальная" социально-общественная установка.

То есть наряду с понятием масштабности размера в средовом искусстве соседствует более сложная категория — масштабность содержательная, как бы ассоциативное сравнение объекта с предъявляемыми к нему эмоциональными и эстетическими требованиями. Соизмеряются при этом реальные и воспринимаемые зрителем размеры, представления о важности объекта и представительности его облика, наконец, присущий каждой конкретной среде ее собственный, вытекающий из содержания масштаб — нарочито крупный, героический или, наоборот, дробный, камерный — с масштабом антропоморфным.


Полифункциональность среды диктует разнообразие ее масштабов — от жилого помещения до крупной магистрали или паркового комплекса. Образуется шкала присущих каждому типу среды параметров, возникших и из утилитарных, и из художественных потребностей, ведущих к появлению образа данного пространства. Наложение идеальных представлений о характере масштабных впечатлений от среды на конкретику ее размеров, функциональных и культурно-исторических связей создает начала истинной масштабности среды, где каждая градация между "интимным" и "космическим" полюсами масштабности основана на впечатлениях человека о размерностях пространства и его наполнения. Так суммарное "геометрическое" ощущение формы превращается в категорию идейно-эстетическую.

В принципе регулируется масштаб (и достигается масштабность) внесением нужного количества членений в пространство и элементы наполнения. Чем меньше членений, чем реже их ритм, тем значительнее, мощнее кажется средовая система, чем больше их — тем она делается миниатюрнее. Но простота этого прямого сопоставления обманчива — увеличение количества членений, размельчая масштаб, одновременно иллюзорно увеличивает размеры объекта, а отсутствие членений делает его зрительно меньше истинной величины. Исключает появление подобных ошибок восприятия применение в одном объекте нескольких масштабных шкал одновременно, что позволяет автору воспроизвести в средовой ситуации весь набор нужных ему по художественным соображениям четко направленных масштабных воздействий.

Специфика строения средовых объектов заставляет в учебном проектировании подчеркивать особую роль предметного наполнения в деле формирования масштабных впечатлений в среде. Визуальная и функциональная самостоятельность в некоторых типах среды часто делает его основных средством обозначения масштаба (например, системы информации и специального оборудования в торговых центрах). Эксплуатационная динамичность среды связана с изменчивостью ее масштабных характеристик, которая обеспечивается либо разного рода временными средствами, в т.ч. за счет смены наполнения, либо специальным дизайном опорных элементов среды, позволяющим трансформировать их, приспосабливать к несхожим по масштабу функциям. Нередко при этом используются особые приемы "безмасштабности" решений пространственной основы среды (зеркальные, лишенные деталей стены, отказ в архитектуре от "указателей масштаба", нарочитая сбивка масштаба и пр.).

Масштабность и принципы наложения масштабных шкал в интерьере 
Масштабность и принципы наложения масштабных шкал в интерьере >
Разнообразие способов и форм внесения масштабных преобразований в средовые структуры — одно из средств достижения важнейшей задачи архитектурно-дизайнерского проектирования — целостности произведения средового дизайна.

Целостность — одно из центральных понятий искусствоведения, в т.ч. технической эстетики, представляющее произведение архитектурно-дизайнерского искусства как органичную "живую" систему, где каждый элемент отражает свойства или часть свойств целого. Существование и развитие этого элемента есть условие существования и развития целого, а его деформация ведет к перестройке, ущербу или даже разрушению всей системы.

Фрагмент среды считается целостным, если он отвечает требованиям ограниченности (зрительной или функциональной вычлененности из окружения), связности (взаимозависимости его компонентов, процессов и форм потребления) и компактности (возможности относительно единовременного, взаимосвязанного восприятия его слагаемых), которые помогают осознать самостоятельность объекта и свидетельствуют о соподчиненности его элементов.

Для зрителя целостность ассоциируется с завершенностью средового решения, узнаваемостью характера среды, которая запоминается как его отличительная черта (уравновешенность, деловитость, яркость и т.д.), составленная из внешне несвязанных впечатлений от слагаемых среды — пространства, наполнения, типа деятельности и т.п.; причем наиболее яркое из слагаемых становится опознавательным знаком всей системы. Конкретная целостность может восприниматься с преобладанием как положительных, так и отрицательных эмоций, в зависимости от того, как среда удовлетворяет практические и художественные запросы потребителя. Поэтому для архитектора-дизайнера целостность средового объекта означает совместную непротиворечивую работу всех компонентов среды в едином эмоциональном ключе.

Понятно, что приведенные выше задачи, которые ставятся перед учащимися в ходе учебного проектирования, отнюдь не исчерпывают перечень проблем, связанных с обучением дизайну архитектурной среды. Но именно они составляют основное ядро знаний и умений, которые необходимы профессионалу-проектировщику для формирования главной цели его работы — создания индивидуального образа средового объекта или системы.

Примечания


1. Ср. понятия "архитектурная идея" и "архитектурная тема" в книге Шимко В.Т. "Архитектурное формирование городской среды". — М.: "Высшая школа", 1990. С. 54.
Источник: «Дизайн архитектурной среды», Москва, 2006

Понравилась ли вам эта публикация?
0


« Предыдущие статьи
Задачи и приемы проектного формирования архитектурной среды
Здания: Дизайн объектов

Архитектурно-дизайнерское мышление как основа подготовки архитектора
Здания: Дизайн объектов

Историческая суть методики приемов дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Поэтапная разработка архитектурно-дизайнерского решения
Здания: Дизайн объектов

Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Основные стадии и организация процесса архитектурно-дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Перспективные и поисковые виды и формы среды, новое в средовом проектировании
Здания: Дизайн объектов

Традиционные типы среды и особенности их формирования
Здания: Дизайн объектов

Следующие статьи »
Комплексность подготовки архитектора-дизайнера, роль в ней специальных дисциплин
Здания: Дизайн объектов

Дисциплины художественного цикла (как часть учебного проектирования)
Здания: Дизайн объектов

Курсовое и дипломное архитектурно-дизайнерское проектирование
Здания: Дизайн объектов

Виды, части зданий и сооружений
Здания: Основы проектирования

Объемно-планировочные решения сейсмозищиты крупнопанельных зданий
Здания: Сейсмозащита

Конструктивные схемы сейсмозищиты крупнопанельных зданий
Здания: Сейсмозащита

Конструкции подземной части крупнопанельных зданий
Здания: Сейсмозащита

Вертикальные диафрагмы для сейсмозищиты крупнопанельных зданий
Здания: Сейсмозащита




Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 32 + 48 =

       



 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2023
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация