Жилая среда — комплекс открытых и закрытых пространств, предназначенных для проживания человека, оборудованных и оснащенных в соответствии с образом жизни, социальными и личными интересами пользующихся жилищем.
Современные взгляды на жилую среду выделяют в ней "личные" помещения (индивидуальные, семейные, групповые ячейки — комнаты, квартиры, дортуары и пр.), их комплексы — жилые дома, гостиницы, общежития и пр.) и "общественные" помещения — учреждения культуры, здравоохранения, бытового и торгового обслуживания (детские сады, школы, повседневная торговая сеть и т.д.); а также принадлежащие им открытые пространства — жилые дороги, проезды, участки учреждений обслуживания. Общая структура жилой среды должна обеспечить каждого живущего его долей "общественных" и "личных" пространств, которые, в целом, составят единый комплекс, соответствующий стандартам и возможностям общества и отвечающий современным санитарно-гигиеническим требованиям.
Таким образом, обеспечение основных функций жилища — еда, сон, бытовые процессы, общение, воспитание и обучение детей, индивидуальный труд, отдых, самообразование и т.п. — как бы распределяются по разным пространственным зонам и ячейкам, каждая со своим специфическим оборудованием и предметным наполнением (мебель, бытовые приборы, личные вещи и пр.), причем чем более "личным" является жилое пространство, тем индивидуальнее оказывается его наполнение.
Это обстоятельство, а также относительно малый срок амортизации оборудования и оснащения "личной" жилой среды по сравнению с ее пространственными ограждениями, предопределяют активное влияние на облик жилых интерьеров процессов их адаптации к интересам потребителя, что резко выделяет среду жилища из других средовых образований.
Другое свойство жилой среды — преимущественно интимный, близкий к интересам человека масштабный строй, связанный с размерностью и пространственных параметров жилых ячеек, и, главным образом, с размерностью бытового оснащения среды (мебели, личных вещей и пр.).
Третья черта жилой среды — приватный, частный характер ее использования, предполагающий высокую степень изолированности "личных" пространств, особый эмоциональный климат, обеспечивающий тишину, спокойствие, свободу выбора занятий для каждого проживающего.
И четвертое — жилая среда представляет собой самый эргономически жесткий тип среды, поскольку особенности физиологии и строения человека, нормы его поведения задают очень четкие требования к размерности и компоновке оборудования жилища, его пространственной организации и параметрам физической среды (температура воздуха, аэрация, инсоляция помещений и т.д.).
Разумеется, определенный разброс этих характеристик допускается. Но, с одной стороны, значительное превышение оптимальных значений большинства их не только нецелесообразно, но и неудобно, с другой — возможности общества не позволяют перешагнуть оптимальный предел даже там, где это допустимо. Поэтому в жилище, как нигде, архитектурно-дизайнерское проектирование ведется по прототипам, следуя выработанным мировым опытом стандартам (минимально допустимые размеры ячейки, дифференцированные по семейным, возрастным и другим критериям, необходимый набор их оборудования, нормы температурновлажностного режима, освещенности и т.д.).
Это не исключает творческого поиска в приемах и средствах формирования современной жилой среды, которые ведутся в следующих основных направлениях:
- повышение комфортности жилой ячейки за счет рационального увеличения ее полезной площади, прежде всего ее "обслуживающей" части (подсобные помещения, кухня, места для личного профессионального труда, приквартирные открытые пространства — лоджии, балконы, террасы);
- усложнение — в соответствии с функциональными запросами — пространственных схем квартиры (жилище в двух уровнях, разновысокие главные и подсобные помещения и пр.);
- совершенствование инженерного и бытового оборудования, в т.ч. применение климатизаторов, современного кухонного оборудования с программным управлением, специальных систем мусороудаления, кабельной телесети, скоростных лифтов и т.д.;
- усиление адаптационных свойств жилых помещений, для чего применяются специальные приемы их оборудования и трансформации;
- приближение "общественных" сфер жилой среды к "личным": размещение в доме, "на этаже" пунктов проката, столов заказа, детских комнат, устройство "общественных этажей", холлов и пр. в высотных городских домах и т.п.;
- широкое привлечение к формированию жилой среды специалистов-дизайне-ров по двум каналам: прямое приглашение индивидуальным заказчиком и постоянная активная работа дизайнера в сфере массового производства и проектирования. Причем в последнем случае влияние дизайна на жилую среду наиболее плодотворно, т.к. именно здесь реализуются практически все интересные дизайнерские идеи — выпуск оригинальных типов и форм оборудования малыми сериями, внедрение новых технологических систем оснащения в строительное дело, "воспитание" — через рекламу, пример соседа, торговую сеть — новых бытовых вкусов и навыков.
Следует указать еще на одну важную особенность форм жилой среды — их многообразие, которое вызывается множественностью вариантов образа жизни современного человека, бесчисленностью комбинаций природных параметров мест его проживания, наконец — разнообразием его вкусов и потребностей. Поэтому жилая среда при всей жесткости и определенности лежащих в ее основе функционально-пространственных ограничений постоянно является генератором новых идей в области формирования среды, т.к. стремление к улучшению ее основы — жилища — бесконечно.
Надо учесть, что в сферу жилища органично включены и многие общественные функции, от торговли до воспитания и обучения, что здесь, "на стыке" персонального и группового, коллективного бытования рождается множество новых форм образа жизни, которые "изнутри" инициируют появление новых дизайнерских идей.
Именно поэтому наибольшее количество футурологических и поисковых разработок, которыми были так богаты 1980-е годы (работы английской группы Арки-грэм, венской "Хаус Руккерт", итальянских дизайнеров Дж. Коломбо, В. Пантона и др.), были посвящены жилищу. Причем смелость их решений не осталась оригинальной абстракцией — большинство находок (различного рода бытовые комбайны, "разворачиваемое" мобильное жилище, новые отделочные материалы) — прочно вошли в системы оборудования и пространственные построения "массового" жилищного строительства.
Среда общественных зданий и сооружений — средовые объекты и системы, предназначенные для общественной жизни, торговли, административной, деловой и культурно-просветительской деятельности.
Типология форм среды общественного назначения включает комплексы самого разного характера — музеи, торговые и деловые центры, административные здания, институты, клубы по интересам и т.д. Она включает и здания, и сооружения, и открытые пространства (сравните театр, стадион, мемориальный или выставочный комплекс, площадь собраний) — если смотреть на классификационный ряд с позиций пространственной организации; может строиться в зависимости от функции — обслуживание (магазины, почта, общественное питание), зрелища (театры, кино), здания управления, науки и образования, а также транспортные сооружения — вокзалы, аэропорты и т.п.
Общей чертой всех этих объектов и систем является создание условий для различных форм общения разных групп населения — обмена информацией, товарами, услугами, выработки современных решений, личного или коллективного контекста с культурными ценностями, историческим наследием и т.д. Поэтому среда этих объектов должна, помимо утилитарного обеспечения соответствующих функций, создавать обстановку, благоприятствующую этим процессам, удовлетворяя как выборочные, так и "массовые" вкусы пользующихся общественной средой.
Традиционные формы среды общественных зданий очень умело создавали подобную атмосферу, разрабатывая для этого развитую систему общественных комплексов. Все они, независимо от конкретного назначения, содержат три разновидности функциональных зон: для работающего здесь персонала, для вспомогательных процессов обслуживания посетителей, зрителей, покупателей и т.д. (вестибюли, гардеробы и пр.) и — главное — для основной функции комплекса (торговый зал, зрительный зал и т.п.).
Каждая из зон обладает своим типом предметно-пространственной организации, своим имиджем, своими характеристиками оборудования, декоративного убранства, которые синтезируются в эмоционально-психологическом климате той или иной зоны.
Деление на зоны "открытые" и "закрытые" для посетителя особенно заметно в объектах уникального характера, которые составляют в среде общественного назначения весьма заметную группу. Это — театры, музеи, большие спортивные или выставочные комплексы, крупные аэропорты, мемориальные ансамбли.
Другую разновидность форм общественной среды составляют так называемые "массовые" объекты — больницы, библиотеки, магазины, школы и т.д. (разумеется, и среди этих сооружений могут быть объекты, спроектированные по особой программе, для специальных условий и пр., но тогда они войдут в I состав предыдущей "уникальной" группы). Проектирование "уникальных", выдающихся сооружений, как правило, поручается наиболее квалифицированным и авторитетным авторским коллективам, и их решения потом надолго становятся эталоном архитектурно-дизайнерского качества соответствующего типа среды, хотя сам образец больше всего ценится за индивидуальность, художественность образа. "Массовые" объекты, напротив, чаще являются результатом длительного обобщения опыта создания той или иной разновидности общественной среды, "учитывают" все дизайнерские достижения в данной области и стремятся, в основном, повторить лучшее в рациональной части организации среды.
Относительно устойчивая технология того или иного вида общественной деятельности в сооружениях обоего типа обусловила появление соответствующих этой деятельности стереотипов предметно-пространственной организации предназначенной для них среды. Так, функциональная связка "сцена—зрительный зал", возникшая еще в античном театре, фактически сохранилась — с разными модификациями — в театральных зданиях до наших дней. Изменились — и то далеко не кардинально — технические подробности и устройства, обеспечивающие удобства зрителя (порядок размещения мест, вентиляция, отопление, освещение) и показ спектакля (софиты, сценический круг, плунжеры, задники, карманы сцены и т.д.). Различные варианты этой "связки" — размещение мест вокруг выдвинутого в зал языка, разделение зала и сцены занавесом, организация зрелища по принципу циркового представления и т.д. — имеют множество аналогов в мировой практике. Поэтому задачи формирования среды в этом основном комплексе помещений театрального сооружения нацелены, прежде всего, на использование собственно архитектурно-художественных средств (цвет, фактура, материалы, декор и т.д.). Иначе решаются проблемы проектирования других зон театрального здания — "подсобной" (артистические, репетиционные залы и декорационные мастерские), где царит деловая целеустремленная атмосфера; фойе и вестибюльной группы (они являются как бы продолжением зрелищной части и должны соединить ее образный настрой с прагматическими ожиданиями зрителей).
В сооружениях более приземленного характера — библиотеках, спорткомплексах, магазинах — те же три зоны имеют уже другой тип организации — меняются ведущие функции, их технология, но само деление на зоны, суть которого — постепенный переход от основного общественно-значимого процесса (получение знаний, занятия физкультурой, торговля) к процессам, обеспечивающим главный — сохраняется.
Поэтому и оборудование, и предметное наполнение общественных зданий гораздо разнообразнее, чем, например, в жилье, и резко делятся на две группы — "скрытое" (от зрителя, покупателя и т.д.) специальное технологическое — для вспомогательных процессов и "открытое", участвующее в ведущем процессе и из-за этого решенное для создания общей образной установки, т.е. не столько как "чистый" дизайн, сколько как своего рода "артефакт".
Сегодня традиционные установки и приемы формирования объектов общественного сектора претерпели существенную корректировку. Вызвано это рядом факторов, порожденных современными изменениями в общественной жизни.
Первое — рост общественного благосостояния, успехи культуры и образования привели к тому, что резко увеличились количество специализированных объектов и номенклатура функций среды общественных зданий. Причем большинство новых форм появилось как комбинация, соединение ограниченного количества исходных позиций (луна-парк, телешоу, супермаркет, университетские исследовательские комплексы и пр.).
Второе — научно-технический прогресс, успехи инженерно-строительного дела привели к модернизации, новым приемам формирования функционально-пространственных решений даже в устоявшихся по облику объектах и системах (торговые пассажи, гостиничные атриумы, крупные спорткомплексы).
Третье — появились и утвердились новые формы общественного сознания, культуры, изменилась эстетическая ориентация самых широких масс, прежде всего молодежи ("технизация" внешних форм, рок-культура, абстрактное изобразительное искусство, китч как вид массовой культуры), что привело к появлению невиданных ранее архитектурно-дизайнерских решений, трансформации и модернизации старых (аудио-визуальные шоу в памятниках архитектуры и истории, дискотеки, мото- и авторалли, гонки и т.д.).
Все названные изменения, за последние полвека полностью реализованные современными средствами массового производства и информации, фактически создали новую среду общественного сектора в мировом масштабе. Процесс этот продолжается неослабевающими темпами — каждые 2—3 десятилетия материальная база общественной среды в развитых странах удваивается, причем всякий раз — в новых архитектурно-дизайнерских формах. Но, в отличие от производственной материальной базы, эти предметно-пространственные накопления в общественном секторе не заменяются новыми, а сохраняются, пополняясь более современными видами, т.о. происходит постоянное общее умножение среды этого сектора при соответствующих изменениях его внутреннего содержания и внешних форм.
Все это вместе — изменение общественного сознания и его материальной базы — привело к новому характеру самого общения, его демократизации, преобладанию новых цивилизованных форм в духе их раскованности, непредвзятости, взаимного уважения к традициям и новаторству, приоритета ценности каждой личности, ее активной вовлеченности в средовые процессы.
Поэтому среда общественных пространств в наше время является своеобразным полигоном, лабораторией изобретения и проверки нетрадиционных начинаний в средовом дизайне, становится — в глобальном средовом контексте — как бы инициатором свободы и гуманистичности организации общества.
Не меньшую роль в трансформации человеческого общества, но уже в другом плане, имеет производственная (промышленная) среда — средовые объекты и системы, предназначенные для выполнения производственных и обслуживающих процессов. Номенклатура такого рода объектов чрезвычайно разнообразна (добыча и обработка полезных ископаемых, металлургия, энергетический комплекс, химия, станкостроение, переработка сельскохозяйственных продуктов, изготовление товаров народного потребления, предприятия бытового обслуживания, объекты транспорта), что определяет бесчисленное количество соответствующих технологий, предъявляющих собственные требования к их предметно-пространственной организации.
В большинстве случаев в этих объектах наблюдается разделение среды на две относительно самостоятельные части: собственно технологические процессы и цепочки, каждый раз со своими специфическими условиями и требованиями к пространству и оборудованию (машинные залы электростанций, эллинги, цеха, мастерские и т.д.), и обслуживающие комплексы (бытовые и административные помещения, склады и пр.), в которых преобладают объекты со сходными предметно-пространственными комбинациями, что определяет сумму архитектурно-дизайнерских подходов к их проектированию.
Вторая особенность дизайна производственной среды — это деление большинства объектов обеих групп на открытые (грузовые дворы, технические территории, площадки отдыха и т.д.) и закрытые (интерьерные) пространства.
Столь широкий диапазон задач требует использования труда множества специалистов, в т.ч. в области дизайна среды; однако всем им приходится учитывать, что главный смысл существования этого типа среды — производственная целесообразность, обеспечивающая высокую производительность и культуру труда. Отсюда следуют несколько тенденций формирования среды, реализованных в ряде практических правил и рекомендаций, в том числе:
- а) тенденция развития производственной среды либо как относительно "безлюдной" высокоавтоматизированной системы (автоматические станочные линии, прокатные станы и т.п.), либо как пространств, где главное — работающие здесь люди, их удобства, настроение, ритм их деятельности. Соответственно меняется эстетика среды — от гигантских "абстрактных" произведений средового искусства, отражающих своими средствами (простор цеха, его освещение, конвейерные линии и пр.) тот или иной техногенный образ, до предельно комфортной системы объединенных технологией рабочих мест, адресованных каждому работающему. Примат техничности, целесообразности среды сохраняется в обоих случаях, поэтому в дизайнерском решении производственной среды всегда доминирует ее оборудование, но полюса реализации этого принципа очевидны;
- б) необходимость постоянного обновления технологии, производственной базы через относительно короткие промежутки времени, что связано с потребностью в модернизации пространственной основы. Чтобы избежать при этом ненужных затрат, используют разные приемы пространственной организации производств разного типа — от создания универсальных неизменяемых пространств с возможностью любых изменений технологий за счет нового оборудования рабочих мест и производственных линий, до внедрения сборно-разборных, временных легких конструкций, заменяемых или утилизируемых по мере изменений, вносимых в производственный процесс. Соответственно эстетика тех или иных пространственных решений связывается с реализацией присущего им типа мобильности — "технологического" за счет многократного дублирования систем подводок инженерного обеспечения, относительной "затушеванности" архитектурной основы, что позволяет строить облик среды на базе дизайна ее наполнения; или "пространственного" — за счет эстетики постоянных строительных конструкций и инженерных коммуникаций, которые в этом случае становятся особым объектом дизайна.
Сказанное объясняет многие особенности современной практики формирования производственной среды: активное использование (при соответствующей переделке, озеленении и пр.) производственных построек прошлого; чрезвычайное многообразие конструктивно-пространственных решений промышленных зданий и сооружений; усиленные поиски специалистов промышленного дизайна в области формы производственного оборудования — от применения "накладных" пластических или цветовых решений до выявления декоративно-художественных качеств функционально-необходимых технологических устройств; приближение облика "многолюдных" производств к облику общественных зданий; широкое использование в производственной среде нетрадиционных для нее форм дизайна — ландшафтного, монументально-декоративных средств, исторических реминисценций и т.д. Причем достижения в области художественного формирования облика производственной среды сегодня столь велики, что существует мощнейшая практика проникновения его черт в работу со всеми другими видами среды — от "хай-тека" в стилистике оборудования до "выпячивания" технологических подробностей в жилище, общественных зданиях, даже — в ландшафте.
Повидимому, высокая подвижность, "прогрессивность" самой основы промышленной среды, производства, по сравнению с генеральной функцией более консервативных средовых систем (жилье, рекреация, общественная жизнь), — предопределяет влиятельность, даже доминантность ее образов в современном художественном движении.
Совершенно особым образом влияет на формирование современного мира еще одна функциональная разновидность нашего окружения — рекреационная среда, средовые объекты и системы, предназначенные для отдыха человека, восстановления его сил и возможностей после трудовой деятельности, болезни и т.д.
Основные черты рекреационных форм:
- проникновение в другие типы среды, сращивание с ними (холлы в гостиницах и общежитиях, площадки отдыха в жилых дворах, бульвары и парки в городской среде, реабилитационные площадки в производственных комплексах, спортивные, физкультурные, развлекательные учреждения в общественной сфере, дачные поселки, санатории, дома отдыха как часть природных образований);
- иерархичность структуры рекреаций, в которой "в основании пирамиды" находятся "частные" специализированные формы рекреации, привязанные к окружающим их типам среды как их элемент, а "на вершине" — собственно рекреационные крупные комплексы, наоборот, привлекающие для своего функционирования подразделения других средовых систем (жилье как часть санатория, рестораны и зрелищные учреждения в парке и т.п.);
- совместная работа интерьерных и открытых пространств, часто с преобладанием роли последних, теснее связанных с самыми мощными факторами восстановления сил — природными; отсюда — обязательное привлечение к организации рекреационной среды компонентов естественной природы, ландшафтных структур и комплексов — от озеленения отдельных помещений отдыха на производстве до устройства охотничьих заказников и туристических маршрутов в заповедниках и других местах "нетронутой" природы;
- активное обращение к формам отдыха, связанным с использованием культурных ценностей (театр, самодеятельность), исторического наследия (туризм, музеи), самообразования (выставочные комплексы), физкультурно-спортивной работы, которые формально относятся к общественной жизни человека, но фактически способствуют разнообразию, полноценности образа жизни в целом.
Однако главным, специфическим свойством рекреационной среды следует считать ее эмоционально-образную контрастность по отношению к общему окружению, характеру той деятельности, от которой надо отдыхать. Это обстоятельство должно учитываться проектировщиком не зависимо от типа рекреации и ее масштабного уровня.
Обычно рекреационную деятельность разделяют на две формы: "активный" (физкультура, спорт, самодеятельность, любительские занятия) и "пассивный" отдых (кино, телевидение, автотуризм), хотя грань между ними довольно условна. Как правило, обе формы, помимо специально отведенных и оборудованных для них пространств, имеют солидную обслуживающую базу, которая сегодня становится все более мощной и технически изощренной (выставочные комплексы, индустрия развлечений, туризма).
Сказанное объясняет разнообразие оттенков эмоционально-художественных характеристик рекреационных сооружений — от обстановки массового зрелища до тишины музейного зала, от паркового комплекса до зала игровых автоматов. Это исключает возможность каких-либо общих рекомендаций по формированию мест отдыха: суть работы архитектора-дизайнера здесь — поиск индивидуального образа, максимально отвечающего данной функциональной задаче. Разумеется, при этом не обязателен отказ от выявления "родовых" признаков данной формы среды или данной системы объектов, но это, как правило, в рекреационном дизайне задача второго плана (например, оборудование и компоновка аттракционов может воплощаться в самых разных стилях — от модерна до ретро, но главное в их дизайне все равно собственно аттракцион — система зеркал в "комнате смеха", тележки и путь в "американских горках" и т.д.).
В наше время наметились несколько направлений в функциональной и предметно-пространственной организации рекреационной среды:
- а) выделение зон для "ничегонеделания", свободного выбора разных форм "спокойного", незапрограмированного поведения (прогулка, созерцание, беседа и т.п.), контрастирующих с напряженной атмосферой городского образа жизни;
- б) внедрение в содержание отдыха игрового начала, предопределяющего вовлеченность потребителя в процесс, заинтересованность в его результате, что практически отключает человека от привычных забот;
- в) прямое или скрытое программирование рекреационной деятельности, своеобразная "композиция" соответствующих процессов (маршрут движения на выставке, сценарий городского праздника и пр.);
- г) сочетание в практике проектирования специализированных рекреационных "мини-пространств", вошедших в среду другого назначения, с крупными рекреационными комплексами, где в необходимой пропорции представлены разные формы отдыха — от зоны массовых развлекательных устройств до садово-парковых композиций с минимальной посетительской нагрузкой;
- д) активное использование "временных", мобильных форм дизайна, призванных обслуживать эпизодические или периодические события в жизни города или района (праздники, ярмарки, выставки и пр.), как правило, основательно преображающих привычный облик исходной среды.
Рекреационные процессы всегда играли важную роль в жизни человека и общества, но специальная "постоянно действующая" рекреационная среда в прошлом создавалась только для очень узкого круга и стала формироваться как самостоятельная общедоступная средовая инфраструктура практически лишь с XIX века (развитие сети публичных библиотек, клубов, озелененных пространств в городах). Особенно мощный рост рекреационного комплекса наблюдается в последние полвека, что связано с повышением напряженности производственного труда, перегрузками в образе жизни, с одной стороны, и с повышением уровня общественного благосостояния, ограничением длительности рабочего дня, увеличением отпусков и т.д. — с другой. В результате "индустрия развлечений, "индустрия туризма", спортивный бизнес стали самостоятельными и существенными факторами современной экономики, что в свою очередь подхлестнуло "рекреационный бум" во всех сферах жизни, в т.ч. в средовых построениях.
Последствия этого весьма разнообразны — с одной стороны, происходит дальнейшее раскрепощение человека, улучшается его здоровье, повышаются творческие потенции, с другой — уродливо меняется ценностная ориентация в общественном сознании, возникают нежелательные нормы общественного поведения и т.д.
Представляется, что сегодняшняя тенденция "сверхспециализации" рекреационных процессов, их фетишизация, демонстративное отмежевание от производительной деятельности — относительно временна. И по мере дальнейшего развития общества должно установиться определенное равновесие между самостоятельными их формами и объектами, интегрированными в другие типы среды. Причем именно путь интеграции, обогащения производственной, жилой, общественной сферы "рекреационными" включениями выглядит наиболее перспективным.