Карта сайта · Обратная связь · Поиск
Читать @arhplan_ru
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
Главная > Конструкция зданий > Дизайн объектов > Комплексность подготовки архитектора-дизайнера, роль в ней специальных дисциплин
 Подразделы
Все статьи раздела Основы проектирования Жилые здания Общественные здания Промышленные здания Мобильные жилища Пневматические здания Частные дома Гостиницы Дизайн объектов Примеры зданий Сейсмозащита
 Социальные сети
Твитнуть
 Похожие статьи
Архитектурно-дизайнерское мышление как основа подготовки архитектора
Здания: Дизайн объектов

Особенности творчества архитектора-дизайнера
Здания: Дизайн объектов

Методическое обеспечение проектной деятельности архитектора-дизайнера
Здания: Дизайн объектов

Колористика в творчестве архитектора-дизайнера
Здания: Дизайн объектов

Задачи профессиональной подготовки архитекторов-дизайнеров
Здания: Дизайн объектов

Роль полимерных материалов и конструкций из пластмасс
Материалы: Пластмасса и полимеры

Особенности укладки бетонных смесей для подготовки под полы, проезды и площадки
Технологии: Бетонные работы

Архитектурное решение гостиниц и их градостроительная роль в застройке
Здания: Гостиницы

Специальные элементы зданий
Здания: Основные элементы

Промышленная эстетика, отделочные и специальные работы
Индустрия: Тепловые электростанции

Подготовка строительного производства тепловой электростанции
Индустрия: Тепловые электростанции

Строительные и специальные стали
Материалы: Сталь и металлы

Архитектурно-дизайнерские средства формирования открытых пространств
Здания: Дизайн объектов

Основные стадии и организация процесса архитектурно-дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

пеноблоки газосиликатные

Комплексность подготовки архитектора-дизайнера, роль в ней специальных дисциплин

Статья добавлена в Декабре 2015 года
            0




Предмет архитектурно-дизайнерского проектирования — средовые объекты и системы — представляет собой чрезвычайно сложные по природе, динамические комплексные образования, строение и развитие которых подчиняется самым разным по принципам взаимодействия и происхождению закономерностям. Поэтому главная дисциплина учебной программы, синтезирующая все знания и навыки, полученные студентом во время обучения специальности "дизайн архитектурной среды" — учебное архитектурно-дизайнерское проектирование, — строится как комплексная система интеграции многих самостоятельных курсов, дополняющих и развивающих те теоретические и практические знания, которые осваиваются при выполнении учебных проектов.

Своеобразие архитектурно-дизайнерского (средового) проектирования состоит в том, что традиционное для зодчества объемно-планировочное и декоративно-пластическое решение пространственной основы среды дополняется и корректируется художественным решением ее комплексного предметного наполнения и декоративного оформления, которое выступает как равный, а иногда и более значительный компонент формирования потребительских и образных характеристик средового объекта.

Это требует при обучении архитектурно-дизайнерскому проектированию, с одной стороны, максимального использования приемов и методов, свойственных архитектурному образованию, с другой — приобретения теоретических и практических знаний о собственно художественном конструировании вещных, предметных ансамблей и о специальных способах формирования визуальных характеристик среды.

При этом возникают присущие именно профессии архитектора-дизайнера навыки и наработки, осуществляющие художественный синтез зодчества, предметного и графического дизайна в целостном произведении средового искусства.

Архитектурно-дизайнерское проектирование включает комплекс задач, рассматривающих различные аспекты проектного творчества:

а) ознакомление с реальной типологией объектов проектирования с учетом следующих признаков:
  • функционально-пространственные особенности средовых объектов проектирования (жилые, общественные, производственные здания и комплексы, градостроительные и объемно-пространственные системы, предметные и графические ансамбли);
  • различия видов и форм среды, связанные с условиями их эксплуатации, особенностями развития, масштабом охваченной проектом ситуации, ее эстетической и образной значимостью;

б) выяснение роли объективных (конструкции, материалы, производственные возможности, природное и градостроительное окружение) и субъективных (исторический и социальный контекст, художественные ориентиры, одаренность и квалификация автора, представления и возможности потребителя) факторов становления художественного образа произведения средового искусства.

В ходе ознакомления с теоретическими и практическими принципами решения этих задач студент осваивает реальную технологию средового проектирования, получает представление о последовательности проектного процесса, критериях оценки его результатов и средствах архитектурно-дизайнерского творчества.

Параллельно с освоением все время усложняющихся проблем учебного проектирования студент проходит ряд курсов спецдисциплин и дисциплин художественного цикла, которые, с одной стороны, дают более полное, чем во время консультаций по проекту, представление об особенностях строения и формирования архитектурной среды, с другой, способствуют развитию личной художественной культуры будущего проектировщика. Причем преподавание этих циклов приура-чивается к специфическим проектным задачам, возникающим перед студентом во время выполнения конкретного проекта, предусмотренного общей программой обучения (табл. 14.2).

Так, начальный период обучения специальности (III курс) посвящен введению в азы средового проектирования — поэлементному анализу слагаемых среды, осознанию отличий средового дизайна от архитектурного, укреплению представлений о многоуровневости строения средовых объектов и систем. Иллюстрируются эти задачи на примере относительно несложных по структуре и небольших по размеру сооружений либо фрагментов среды, как правило, той же номенклатуры, что и проектируемые по программе родственной специальности — 2901. Но зато блок спецдисциплин, изучаемых студентами специальности 2902, кардинально меняет их ориентацию на специфические архитектурно-дизайнерские проблемы. Он содержит два общетеоретических курса — "Основы технической эстетики" и "Основы художественного проектирования архитектурной среды" и один специализированный — "Предпроектный (функциональный) анализ". Первые курсы знакомят студента с общей теорией дизайна как важнейшего элемента современной проектной культуры, выделяя в нем дизайн архитектурной среды как самостоятельную область проектного творчества, обладающую собственной методикой творческой работы и требующую развития специфических профессиональных навыков: умения анализировать формы слагаемых среды и использовать закономерности их формообразования и композиции для комплексного проектирования средовых объектов и систем.

"Предпроектный анализ" переводит сведения этих дисциплин в прикладное русло, т.к. знакомит студентов с некоторыми основными задачами, содержанием и процедурами художественно-конструкторского анализа исходной ситуации для выбора обобщенных требований к объекту проектирования (от отдельной вещи до средового объекта). Именно здесь учащиеся получают представление о такой важнейшей категории дизайнерского проектирования, как дизайн-концепция будущего решения, которая отныне должна стать неотъемлемой частью их профессионального мировоззрения.

Одновременно меняются и дисциплины изобразительного цикла, которые с этого момента тесно увязываются с задачами и методами архитектурно-дизайнерского проектирования. В результате традиционные для архитектурного вуза рисунок, живопись и скульптура трансформируются в дисциплины "Рисунок и проектная графика", "Скульптурно-пластическое моделирование" и т.д., что позволяет приблизить их преподавание к проблемам творческих решений в системе задач графического дизайна.

Таблица 14.2. Взаимодействие учебных проектов и дисциплин теоретического цикла и цикла изобразительных дисциплин в структуре учебного архитектурно-дизайнерского проектирования




Следующий учебный курс, IV, раскрывает проблемы проектирования средовых объектов с учетом широкого градостроительного и культурно-исторического контекста, дает представление о закономерностях соединения отдельных фрагментов среды в комплексные системы, закрепляя при этом полученные на III курсе сведения о принципах и приемах качественного преобразования функционально-технологических задач в художественное архитектурно-дизайнерское решение. Предметом проектирования здесь становятся относительно разные объемно-пространственные образования — жилой район, многоэтажный жилой дом, где переплетаются и общепланировочные задачи, и работа над фрагментом и деталями среды.

Задание по курсу Основы эргономики: Стакан проектировщика 
Задание по курсу Основы эргономики: Стакан проектировщика >
Параллельно усложняется, углубляется и тематика спецкурсов. Появляются дисциплины "Основы эргономики", развивающие методику анализа требований к качеству слагаемых среды с учетом усиленного внимания к "человеческому фактору" — удобству, комфорту, безопасности их использования в любых жизненных ситуациях; "Основы типологии технических решений оборудования", показывающие принципы и методы инженерно-технического проектирования комплексов оборудования, формирующие разные типы среды. Наконец, вводится принципиально новая дисциплина — "Архитектурная колористика", которая призвана сформировать у студента целостное исчерпывающее знание о цвете как органической составляющей архитектурной среды, выработать у него способность к профессиональному изложению цветовой концепции соответствующим проектным языком.

Этот курс носит междисциплинарный характер: его теоретический базис позволит студенту сцементировать отдельные сведения о цвете в архитектурной среде, получаемые из курсов физики, истории искусств, архитектуры и градостроительства, материаловедения и других дисциплин. Систематизация знания создаст благоприятные условия для созревания у студента цветового мышления и эффективного осознания использования цвета в проектировании.

Именно поэтому "Архитектурная колористика" как бы завершает "аналитическую", подготовительную часть заданий по архитектурно-дизайнерскому проектированию и готовит студента к следующему разделу проектных работ в вузе — самостоятельной работе с композицией и ее реализацией в средовых объектах разного уровня и типа, — который начинается на V курсе. При выполнении заданий этого года студент, уже постигший технологию проектного дела, должен перейти к выработке собственной творческой позиции, умело разрабатывая, графически выражая и защищая свои представления о путях и задачах средового проектирования. Здесь в качестве объектов проектирования могут использоваться и комплексные средовые ситуации (парк, промплощадки, праздник и т.д.), и интересующий студента уникальный фрагмент среды, и "типовые" архитектурно-дизайнерские проблемы — важно, чтобы их проработка включала полный цикл методических приемов — от анализа функции до декоративного убранства.

Соответственно усложняется и "теоретическая поддержка" проектного курса — появляются спецдисциплины "Комплексное формирование пространственной основы, оборудования и предметного наполнения средовых объектов и систем" — обобщающие теоретический и практический багаж, наработанный студентом в ходе учебного проектирования, и "Отделочные материалы и композиции" — дисциплина, которая углубляет профессиональную подготовку студентов в области комплексного проектирования среды, знакомя с основными характеристиками отделочных материалов, используемых в жилых, общественных и производственных зданиях, развивая навыки анализа роли тех или иных отделочных работ в организации полноценной архитектурной среды.

Особый блок дисциплин, сопровождающих проектный цикл, состоит из курсов "Основы проектирования оборудования архитектурной среды" и "Графический дизайн", которые наращивают практический навык реального формирования этих составляющих среды. Здесь теоретическая часть активно поддерживается серией упражнений, как правило, в увязке с соответствующими задачами основных учебных проектов.

И, наконец, весьма существенную роль в программах V курса играют дисциплины специализации, раскрывающие проблематику реального проектирования современных видов и форм архитектурной среды, подробно описанные в разделе 14.4.

Задание по курсу Основы эргономики: Универсальная скамья-табуретка 
Задание по курсу Основы эргономики: Универсальная скамья-табуретка >
Последний, дипломный год обучения в вузе, нацеленный на максимальное "самовыражение" будущего специалиста в его профессии, начинается с выбора объекта дипломного проектирования и заканчивается его самостоятельной защитой. Выбор объекта проектирования ведется также, как на V курсе, но теперь дипломант уже не столько "учится" проектировать, сколько реализует полученные знания в самостоятельной работе. Поэтому теоретический курс имеет здесь обобщающий характер — он называется "Дизайн и современный образ жизни" и подводит итог в понимании целей и задач средового проектирования, расширяя тем самым общий социально-культурный кругозор студента, способствуя становлению его профессионального и человеческого мировоззрения.

Таким образом, преподавание архитектурно-дизайнерского проектирования представляет собой комплексную учебно-педагогическую деятельность, в которой совместно участвуют студент и педагоги-консультанты разного профиля. Она включает теоретические обоснования организации творческого процесса, знания о предмете творчества (законы и средства формирования средовых объектов и систем, их типология и динамика развития), практические навыки поиска и реализации средовых задач в различных условиях и обстоятельствах.

Комплексность преподавания в дизайне среды чрезвычайно отчетливо видна в характере подачи и утверждения (оценки) проектного материала. Результаты работы архитектора-дизайнера должны наглядно и выразительно показывать суть предлагаемых решений, давать представление о художественных образных характеристиках проектируемой среды и ее составляющих, содержать сведения о технических, конструктивных и производственных принципах их реализации. Оцениваются они на основе анализа представленных материалов и их личной авторской защиты по следующим критериям:
  • художественное воздействие (оригинальность, сила и ясность образного решения, его соответствие социальному, градостроительному контексту, качество подачи проектного материала);
  • функциональная, тектоническая, техническая целесообразность, новизна и эффективность предложенных решений;
  • умение обосновать, доказать правильность своих предложений, показать их достоинства, заинтересованность в них заказчика.

Поэтому специфика архитектурно-дизайнерской профессии, разнообразие ее связей с заказчиком требуют разработки индивидуальных, ярких пластически и в цветовом отношении решений подачи (в соответствии с темой задания), с широким использованием средств традиционной и современной графики, макетирования, объемной проектной пластики, с применением различных технических демонстрационных средств — диапозитивов, цвето- и светоустановок, звукозаписи, видеофильмов, инсталляции и т.д. Другими словами, в дизайне архитектурной среды проектное предложение может само по себе стать своего рода произведением архитектурно-дизайнерского искусства, что позволит потребителю (заказчику) лучше оценить его и будет способствовать реализации авторских замыслов.
Источник: «Дизайн архитектурной среды», Москва, 2006

Понравилась ли вам эта публикация?
+1


« Предыдущие статьи
Задачи профессиональной подготовки архитекторов-дизайнеров
Здания: Дизайн объектов

Задачи и приемы проектного формирования архитектурной среды
Здания: Дизайн объектов

Архитектурно-дизайнерское мышление как основа подготовки архитектора
Здания: Дизайн объектов

Историческая суть методики приемов дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Поэтапная разработка архитектурно-дизайнерского решения
Здания: Дизайн объектов

Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Основные стадии и организация процесса архитектурно-дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Перспективные и поисковые виды и формы среды, новое в средовом проектировании
Здания: Дизайн объектов

Следующие статьи »
Дисциплины художественного цикла (как часть учебного проектирования)
Здания: Дизайн объектов

Курсовое и дипломное архитектурно-дизайнерское проектирование
Здания: Дизайн объектов

Виды, части зданий и сооружений
Здания: Основы проектирования

Объемно-планировочные решения сейсмозищиты крупнопанельных зданий
Здания: Сейсмозащита

Конструктивные схемы сейсмозищиты крупнопанельных зданий
Здания: Сейсмозащита

Конструкции подземной части крупнопанельных зданий
Здания: Сейсмозащита

Вертикальные диафрагмы для сейсмозищиты крупнопанельных зданий
Здания: Сейсмозащита

Горизонтальные диафрагмы для сейсмозищиты крупнопанельных зданий
Здания: Сейсмозащита




Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 47 + 16 =

       



 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2022
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация