Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
Главная > Технологии строительства > Бетонные работы > Долговечность и непроницаемость бетона
 Краткое содержание
2.1.1. Долговечность 2.1.2. Непроницаемость 2.1.3. Карбонизация
 Подразделы
Все статьи раздела Монтажные работы Соединения Изоляция конструкций Стальные конструкции Кровельные работы Полы и покрытия Опалубочные работы Арматурные работы Бетонные работы Отделочные работы Ремонтные работы Повышение качества
 Социальные сети
 Похожие статьи
Контроль качества бетона в процессе производства работ
Технологии: Бетонные работы

Сооружение тоннелей метро способом пресс-бетона
Индустрия: Строительство метро

Применение тяжелого (холодного) бетона на ангидритовом цементе
Материалы: Бетон и цемент

Разрушение бетона из-за наличия в нем хлорида кальция
Технологии: Бетонные работы

Ремонт бетона резервуара, поврежденного кавитацией
Технологии: Ремонтные работы

Ремонт бетона, поврежденного водой, содержащей мелкую гальку и песок
Технологии: Ремонтные работы

Сведения по испытанию бетона в сооружениях
Технологии: Бетонные работы

Приложение 2: Зависимость прочности тяжелого бетона Rб от марки цемента Rц и водоцементного отношения
Технологии: Повышение качества

Структурообразование бетона в начальный период твердения
Материалы: Бетон и цемент

Добавки для бетона, применяемые при ремонте железобетонных сооружений
Материалы: Бетон и цемент

Использование морской воды для приготовления бетона и раствора
Технологии: Бетонные работы

История появления и свойства римского бетона
История: Древний мир

Виды капитального строительства из римского бетона
История: Древний мир

Применение бетона в строительстве
Технологии: Бетонные работы

Долговечность и непроницаемость бетона

Статья добавлена в Январе 2018 года
            0



Долговечный бетон со стальной арматурой должен быть непроницаемым. Это особенно важно, если окружающая среда является умеренно, сильно или очень агрессивной. Автору известно, что термины «долговечность» и «непроницаемость» трактуют по-разному. Поэтому ниже приведены краткие сведения по этому вопросу.

2.1.1. Долговечность


Сооружение считается долговечным, если оно сохраняет свою эксплуатационную способность в течение расчетного срока службы при минимальных эксплуатационных расходах. Расчетный срок службы сооружения обычно устанавливается заказчиком при консультации проектировщика. Было бы неразумным ожидать от любого сооружения, что оно будет работать «как новое» в течение 60—100 лет без всякого ремонта.

Однако бетон на портландцементе потенциально обладает практически неограниченным сроком службы, если он не подвергается химической агрессии окружающей среды или физическим повреждениям. Образование пятен от атмосферных воздействий и выцветание не следует смешивать с уменьшением долговечности. С другой стороны, глубокая карбонизация, химическая агрессия, трещинообразование и расслоение бетона в связи с низким качеством материалов или производства работ, а также коррозия арматуры свидетельствуют о снижении долговечности.

Бетонные сооружения никогда не состоят только из бетона, в них в зависимости от типа конструкции всегда имеются другие материалы — арматура, герметики стыков и прокладки, термо- и звукоизоляция, металлические крепежные детали, соединительные элементы труб, водозащитные и декоративные поверхностные слои. Некоторые из этих материалов менее долговечны, чем бетон. В частности, герметики стыков, прокладки, водозащитные и декоративные слои требуют периодическом замены.

Долговечность бетона тесно связана с непроницаемостью. В некоторых случаях отдельные части сооружения могут подвергаться физическим воздействиям (истирание перекрытии от стальных колес тележек, действие на бетонные стены и перекрытия под напором струп или потока воды с содержанием твердых фракций, расслаивание и шелушение бетона при повторных циклах замораживания и оттаивания, а также повреждение морских сооружений от песка и гальки при волновых воздействиях).


2.1.2. Непроницаемость


Мера непроницаемости, необходимая для железобетонных конструкций, определяется степенью агрессивности воздействия окружающей среды.

Основное положение при анализе непроницаемости бетона заключается в учете того факта, что бетон обладает пористой структурой и в этом отношении принципиально отличается от металлов. Вследствие капиллярно-пористой структуры вода под давлением медленно просачивается сквозь материал. Скорость проницаемости воды через плотный бетон высокого качества весьма мала. Опыты на проницаемость проводить очень трудно, и лабораторные исследования связаны с небольшими давлениями — порядка 0,1—0,15 МПа.

Факторы, определяющие проницаемость бетона, очень сложны, и даже в настоящее время среди специалистов по технологии бетона существуют различные точки зрения об относительной значимости многих анализируемых факторов. Читатели, желающие ознакомиться с этим вопросом детально, должны обратиться к литературе в конце настоящей главы.

Тем не менее большинство специалистов сходятся в том, что непроницаемость бетона зависит от таких факторов, как:
  • качество цемента и заполнителей;
  • качество и количество цементного теста, которое, в свою очередь, определяется количеством цемента в смеси, водоцементным отношением и степенью гидратации цемента;
  • сцепление между цементным тестом и заполнителем;
  • степень уплотнения бетона;
  • наличие либо отсутствие трещин от начальных или вторичных напряжений;
  • тщательность соблюдения режима выдерживания бетона.

Из указанных шести факторов водоцементное отношение оказывает, по-видимому, наибольшее влияние на проницаемость.

Необходимо разработать специальные требования по обеспечению максимальной непроницаемости бетона. Среди специалистов существуют разные подходы к тому, какие положения эти требования должны содержать. Два основных направления научных исследований исходят из необходимости обеспечения: а) минимальной кубиковой прочности как основного фактора или б) минимального содержания цемента и максимального водоцементного отношения как определяющих показателей.


Автор склонен рекомендовать минимальное содержание цемента, максимальное водоцементное отношение и минимальную кубиковую прочность, которая в определенных пределах должна быть сопоставима с содержанием цемента, водоцементным отношением и видом применяемого заполнителя. Обоснование такого подхода заключается в следующем:
  • а) принципиально важно обеспечить соответствующее количество высококачественного цементного теста;
  • б) относительно легко проводить испытания бетонных кубиков; этот метод хорошо известен и широко применяется.

До недавнего времени было очень трудно установить содержание цемента в бетоне. Но сейчас эта проблема получила удовлетворительное решение благодаря оборудованию, запатентованному Ассоциацией цемента и бетона для экспресс-анализа свежего бетона (см. прил. 2).

Что касается определения прочности бетона испытанием кубов, то важно подчеркнуть, что эти испытания информируют только о качестве бетонной смеси. Они не дают и не могут дать прямых и точных сведений о качестве затвердевшего бетона в сооружении. Более подробно этот вопрос рассмотрен в прил. 1 (раздел «Испытания кернов»).

2.1.3. Карбонизация


Карбонизация — это изменения, которые возникают в бетоне ка портландцементе при действии на него СО2 воздуха. Особенно сильное влияние испытывает гидроокись кальция Са(ОН)2 в присутствии влаги. Гидроокись кальция при поглощении углекислого газа превращается в карбонат кальция. Карбонат кальция плохо растворяется в воде и, образуясь, стремится герметически закрыть поры на поверхности бетона (имеется в виду плотный, водонепроницаемый бетон).

Обычно значение pH поровой воды в бетоне находится в пределах от 10,5 до 11,5. Если вследствие карбонизации оно уменьшится до 9 и ниже, то возможна коррозия арматуры. Следовательно, толщина карбонизируемого слоя является важным фактором для защиты арматуры: чем глубже карбонизация, тем больше опасность коррозии стали. Глубину карбонизации можно определить, обрабатывая бетон фенолфталеином. О наличии щелочных свойств при действии фенолфталеина свидетельствует появление розового цвета, тогда как бетон, подвергшийся карбонизации, сохраняет свою первоначальную окраску.

Высококачественный плотный бетон подвергается карбонизации очень медленно. Маловероятно, чтобы карбонизация наблюдалась на глубине более 5—10 мм даже после эксплуатации в течение 50 лет. С другой стороны, глубина карбонизации низкопрочного водопроницаемого бетона может достигать 25 мм менее чем за 10 лет. Опыт показывает, что бетонные изделия низкого качества особенно подвержены карбонизации. Эта проблема подробно рассмотрена в главе 3.
Источник: «Железобетонные сооружения. Ремонт, гидроизоляция и защита», Москва, Стройиздат, 1980

Понравилась ли вам эта публикация?
+1


« Предыдущие статьи
Факторы, определяющие разрушение железобетонных конструкций
Технологии: Бетонные работы

Отделка поверхности лестницы
Технологии: Полы и покрытия

Установка плинтусов или галтелей
Технологии: Полы и покрытия

Изготовление наливных бесшовных полов
Технологии: Полы и покрытия

Изготовление теплых (обогреваемых) полов
Технологии: Полы и покрытия

Изготовление полов из ковровых покрытий (ковролин)
Технологии: Полы и покрытия

Отделка пола плиткой из пробки
Технологии: Полы и покрытия

Уход за напольным покрытием из керамической плитки
Технологии: Полы и покрытия

Следующие статьи »
Химическое воздействие на бетон
Технологии: Бетонные работы

Химическое воздействие на металлы железобетонных конструкциях
Технологии: Изоляция конструкций

Физическое воздействие на железобетонные конструкции
Технологии: Бетонные работы

Использование морской воды для приготовления бетона и раствора
Технологии: Бетонные работы

Ремонт железобетонных конструкций зданий и инженерных сооружений
Технологии: Ремонтные работы

Общие рекомендации по проведению обследований железобетонных конструкций
Технологии: Ремонтные работы

Причины появления и заделка трещин в железобетонных элементах
Технологии: Ремонтные работы

Восстановление железобетонных конструкции из пористого и недоуплотненного бетона
Технологии: Ремонтные работы




Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 39 + 19 =

       



 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2023
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация