Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
Главная > История архитектуры > Современная архитектура > История советской архитектуры 1933—1955 годов
 Подразделы
Все статьи раздела Общая информация Древний мир Эпоха феодализма Современная архитектура Памятники архитектуры История городов История зданий Мостостроение Метростроение
 Социальные сети
 Похожие статьи
История советской архитектуры 1917—1932 годов
История: Современная архитектура

История советской архитектуры 1956—1990 годов
История: Современная архитектура

Начало советской архитектуры Москвы 1917—1923 годов
История: Современная архитектура

Краткая история архитектуры древнего Египта
История: Древний мир

Краткая история архитектуры древней Греции
История: Древний мир

Краткая история архитектуры древнего Рима
История: Древний мир

Краткая история византийской архитектуры
История: Эпоха феодализма

Характер русской архитектуры 1450-1550 годов
История: Памятники архитектуры

Краткая история архитектуры романского стиля
История: Эпоха феодализма

Краткая история архитектуры ренессанса и барокко
История: Эпоха феодализма

История архитектуры эпохи капитализма
История: Современная архитектура

История русской архитектуры IX-XIV веков
История: Эпоха феодализма

История русской архитектуры XV-XVII веков
История: Эпоха феодализма

История Российской архитектуры нашего времени
История: Современная архитектура

История советской архитектуры 1933—1955 годов

Статья добавлена в Октябре 2014 года
            0



Советская архитектура предвоенного времени характеризуется монументализацией архитектурного образа, парадной представительностью. Большую роль в выработке стиля этого периода сыграл объявленный в начале 30-х годов конкурс на разработку проекта Дворца Советов в Москве.

Во втором туре конкурса на Дворец Советов (1932) высшими наградами были отмечены проекты, тяготевшие к романтизированному классицизму (И. Жолтовский) и ардеко (Б. Иофан и американец Г. Гамильтон).

Призыв к исполнению «как новых, так и лучших приемов классической архитектуры» был воспринят как программная установка всей советской архитектуры. В 1939 г. началось строительство Дворца Советов (Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх). Строительство было прервано войной, но проект оказал влияние на развитие архитектуры 50-х годов.

В Москве в 1935—1941 гг. был обновлен центр города. Вариантом концепции «здания-монумента» был «стиль Лубянки» — это официальное направление проявилось в образном решении Дома СНК СССР (1932—1936, А. Лангман), построенного на месте сноса старых зданий в центре Москвы.

Первый комплексный Генеральный план Москвы, утвержденный в 1935 г., предусматривал расширение территории Москвы с сохранением основы исторически сложившейся радиально-кольцевой структуры, но с коренной перепланировкой сети улиц и площадей.

Рис. 47. Станция метрополитена «Кропоткинская» 
Рис. 47. Станция метрополитена «Кропоткинская» >
Жилые территории формировались в виде укрупненных кварталов, объединенных в планировочные районы и включающих комбинаты бытового обслуживания. Начал ось. строительство метрополитена, первая очередь которого вступила в действие в 1935 г. (рис. 47).

Особенно ценным стал опыт возведения жилых домов поточно-скоростным методом, домов из крупных блоков на Валовой улице и на Большой Полянке (1939—1941, А. Буров, Б. Блохин) в Москве, а также в Ленинграде, Магнитогорске, Новосибирске и других городах.


Для советской архитектуры 30-е годы оказались переходом, не реализовавшим свои возможности. Развернувшиеся в нашей стране процессы были прерваны войной 1941—1945 гг.

Восстановление, строительство и реконструкция городов после войны потребовали научного обоснования огромного объема проектно-планировочных работ, разработки схем и проектов районной планировки. Формирование нового архитектурного облика городов и сел в послевоенный период шло в короткие сроки, уже в первой половине 50-х годов разрушенные города и села в основном были восстановлены.

В 1947 г. было принято решение о строительстве в Москве высотных зданий как символа победы в Великой Отечественной войне.

Строительство системы высотных зданий в Москве, органично вросших в городскую застройку, явилось воплощением концепции города как единого художественного целого.

Рис. 48. Жилой дом на Смоленской площади в Москве 
Рис. 48. Жилой дом на Смоленской площади в Москве >
В это же время были построены в Москве жилые дома по проектам И. Жолтовского на Смоленской площади и Большой Калужской улице, решенные на основе разработки тем классики. Дом на Смоленской площади (рис. 48) наделен легкими, облегчающимися кверху пропорциями, основанными на отношениях золотого сечения и его функций. Посредством этих пропорциональных отношений достигнута гармоническая согласованность всех элементов архитектурной композиции здания. Дом на Большой Калужской занимает встроенное положение в системе улицы. Поэтому его главный фасад сделан плоским, что хорошо согласуется с градостроительным характером большой транспортной магистрали.

В многоэтажных домах, построенных по проектам И. Жолтовского, на фасадах с равномерной сеткой окон воссоздана структура ренессансного палаццо. При этом архитектор использовал чистоту ренессансной системы при организации современного жилища.


Важную роль в послевоенной архитектуре сыграло типовое проектирование, получившее развитие в 1945—1954 гг. Это было время создания новой методологии типового проектирования — серийного метода при централизованном изготовлении унифицированных элементов. И. Жолтовский считал, что массовое типовое строительство в первую очередь должно быть прекрасным. Поэтому необходимо было создавать типы удобного, экономичного, красивого жилья и разрабатывать грамотные, высококачественные стандарты конструкций и архитектурных деталей.

Начало нового этапа советской архитектуры относится к 1955 г. в связи с постановлением об устранении излишеств в проектировании и строительстве. В результате коренной перестройки архитектурно-строительного дела предполагалось создать архитектуру современного социалистического города.

Перелом, назревший в самой архитектурной профессии, не осуществился. Серия решительных мер «сверху» создала новые проблемы, производя демонтаж системы архитектурной деятельности.
Источник: «Основы архитектуры», Т. Л. Кильпе, 2002 г.

Понравилась ли вам эта публикация?
+1


« Предыдущие статьи
История советской архитектуры 1917—1932 годов
История: Современная архитектура

Русская архитектура середина XIX — начало XX века
История: Эпоха феодализма

Русская архитектура вторая половина XVIII — первая треть XIX века
История: Эпоха феодализма

История русской архитектуры первой половины XVIII века
История: Эпоха феодализма

История русской архитектуры XV-XVII веков
История: Эпоха феодализма

История русской архитектуры IX-XIV веков
История: Эпоха феодализма

История архитектуры эпохи капитализма
История: Современная архитектура

Краткая история архитектуры классицизма и рококо
История: Эпоха феодализма

Следующие статьи »
История советской архитектуры 1956—1990 годов
История: Современная архитектура

История Российской архитектуры нашего времени
История: Современная архитектура

Реставрация памятников архитектуры в Западной Европе
История: Памятники архитектуры

Реставрация памятников архитектуры в дореволюционной России
История: Памятники архитектуры

Реставрация памятников в послереволюционный период в России
История: Памятники архитектуры

Исторический обзор развития деревянных и пластмассовых конструкций
История: Общая информация

Истоки архитектуры новой Москвы
История: Современная архитектура

Начало советской архитектуры Москвы 1917—1923 годов
История: Современная архитектура




Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 23 + 37 =

       



 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2023
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация