Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
Главная > История архитектуры > Эпоха феодализма > Краткая история архитектуры ренессанса и барокко
 Подразделы
Все статьи раздела Общая информация Древний мир Эпоха феодализма Современная архитектура Памятники архитектуры История городов История зданий Мостостроение Метростроение
 Социальные сети
 Похожие статьи
Краткая история архитектуры древнего Египта
История: Древний мир

Краткая история архитектуры древней Греции
История: Древний мир

Краткая история архитектуры древнего Рима
История: Древний мир

Краткая история византийской архитектуры
История: Эпоха феодализма

Краткая история архитектуры романского стиля
История: Эпоха феодализма

Краткая история архитектуры готического стиля
История: Эпоха феодализма

Краткая история архитектуры классицизма и рококо
История: Эпоха феодализма

История архитектуры эпохи капитализма
История: Современная архитектура

История русской архитектуры IX-XIV веков
История: Эпоха феодализма

История русской архитектуры XV-XVII веков
История: Эпоха феодализма

История советской архитектуры 1917—1932 годов
История: Современная архитектура

История советской архитектуры 1933—1955 годов
История: Современная архитектура

История советской архитектуры 1956—1990 годов
История: Современная архитектура

История Российской архитектуры нашего времени
История: Современная архитектура

mamask.ru

Балконные пластиковые

Краткая история архитектуры ренессанса и барокко

Статья добавлена в Октябре 2014 года
            0



В XIII—XIV вв. в городах-республиках Италии начала формироваться новая светская культура, проникнутая гуманизмом античности. Движение за возрождение античной цивилизации получило название Ренессанса (франц. возрождение). На основе архитектурных форм античности создавались новые типы зданий: учебные заведения, больницы, воспитательные дома и т. д.

Ведущую роль в дальнейшим развитии архитектуры сыграл флорентийский собор Санта Мария дель Фиоре. В его 80-метровой колокольне, стоящей отдельно от собора, украшенной рельефами и мраморной инкрустацией (Джотто ди Бондоне), проявились новые черты стиля проторенессанс — предвестника Возрождения — еще в 1334 г.

Рис. 17. Флорентийский собор Санта Мария дель Фиоре 
Рис. 17. Флорентийский собор Санта Мария дель Фиоре >
Время архитектуры Ренессанса в Италии — XV—XVI вв., основные периоды — ранний, высокий и поздний Ренессанс. Наиболее характерные памятники раннего Ренессанса сохранились во Флоренции. В этом городе работал виднейший архитектор раннего Ренессанса Ф. Брунеллески (1377—1446). По его проекту возведен грандиозный купол собора Санта Мария дель Фиоре (1420—1434). Оригинальна конструкция купола: две оболочки скреплены ребрами. Купол (рис. 17) доминирует в застройке города, высота его 13,5 м, диаметр 42 м.

Значительное место в архитектуре Ренессанса в Италии занимали гражданские здания. Городские дворцы (палаццо) зарождающейся буржуазии во Франции предназначались для торжественных приемов. Для палаццо характерны четкость прямоугольного объема, уравновешенность композиции фасада, обычно с тремя поэтажными горизонтальными членениями, обращенность фасадов на улицу города, квадратные внутренние дворы, окруженные галереями. Фасады решались как плоскость с изображением архитектурной композиции на основе ордерной системы (рис. 18).


Рис. 18. Палаццо Медичи-Рикарди 
Рис. 18. Палаццо Медичи-Рикарди >
В начале XVI в. центр архитектуры переместился в Рим — столицу папского государства. Здесь работал выдающийся архитектор Высокого Ренессанса Д. Браманте (1444—1514), построивший часовню Темпьетто центрической композиции (1502), лаконичные формы и классические пропорции которой выражают спокойствие и величие, характерные для этого периода. Самое крупное его произведение — дворцы Ватикана (1503). Ему принадлежит замысел собора Святого Петра, осуществленный после его смерти другими зодчими.

Огромное влияние на архитектуру позднего Ренессанса (вторая половина XVI в.) и последующих эпох оказало творчество Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Он создал в Риме ансамбль площади Капитолия (1546) — один из ранних примеров пространственного ансамбля в истории западно-европейской архитектуры, возвел основную часть здания собора Святого Петра. Купол собора диаметром 42 м покоится на барабане с раскрепованным антаблементом, небольшие окна зажаты между гигантскими пилястрами.

Зародившись в Италии, архитектурные идеи и формы Ренессанса в XVI в. распространялись по Европе. Но использование ренессансных деталей и форм становилось зачастую механическим, не связанным с конструкцией здания, в результате поверхностного понимания архитектурной системы Ренессанса.

В XVI—XVII вв. продолжали строить дворцы, виллы и храмы, которые стали богаче по форме, пластически насыщеннее. Этот стиль, получивший название барокко (итал. — причудливый, странный), завершил Ренессанс усложненными, подчеркнуто экспрессивными формами. Его основатель — архитектор, скульптор и живописец Микеланджело Буонарроти — положил начало пластически выразительной архитектуре барокко в капелле Медичи во Флоренции (1520—1534) и вестибюле библиотеки Лауренциана (1555—1568), где формы архитектуры и скульптуры выражают напряженность и скованную силу.


Рис. 19. Римский собор Святого Петра 
Рис. 19. Римский собор Святого Петра >
В архитектуре барокко особенно пышными были интерьеры и фасады католических храмов, например новый фасад (1614, К. Мадерна) собора Святого Петра в Риме (рис. 19) и величественная колоннада (1598—1680, JI. Бернини), охватывающая овальную площадь перед собором.

Для стиля барокко характерны криволинейные очертания плана, сложные пространственные построения, частое применение овала, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры.

В эпоху барокко были развиты приемы ансамблевого строительства. Ансамбль Капитолийского холма в Риме (1546, Микеланджело) объединил несколько дворцовых зданий вокруг трапециевидной площади с ведущей к ней парадной лестницей. Принцип ансамбля был заложен в планировке овальной площади дель Пополо (1662) при въезде в Рим с расходящимися от нее тремя улицами.

Барокко проявилось своеобразно в каждой из стран Западной Европы как стиль феодально-католической реакции.
Источник: «Основы архитектуры», Т. Л. Кильпе, 2002 г.

Понравилась ли вам эта публикация?
0


« Предыдущие статьи
Краткая история архитектуры готического стиля
История: Эпоха феодализма

Краткая история архитектуры романского стиля
История: Эпоха феодализма

Краткая история византийской архитектуры
История: Эпоха феодализма

Краткая история архитектуры древнего Рима
История: Древний мир

Краткая история архитектуры древней Греции
История: Древний мир

Краткая история архитектуры древнего Египта
История: Древний мир

Следующие статьи »
Краткая история архитектуры классицизма и рококо
История: Эпоха феодализма

История архитектуры эпохи капитализма
История: Современная архитектура

История русской архитектуры IX-XIV веков
История: Эпоха феодализма

История русской архитектуры XV-XVII веков
История: Эпоха феодализма

История русской архитектуры первой половины XVIII века
История: Эпоха феодализма

Русская архитектура вторая половина XVIII — первая треть XIX века
История: Эпоха феодализма

Русская архитектура середина XIX — начало XX века
История: Эпоха феодализма

История советской архитектуры 1917—1932 годов
История: Современная архитектура




Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 42 + 11 =

       



 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2023
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация