Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
Главная > История архитектуры > Мостостроение > Мосты Москвы и ее окрестностей XVIII века
 Подразделы
Все статьи раздела Общая информация Древний мир Эпоха феодализма Современная архитектура Памятники архитектуры История городов История зданий Мостостроение Метростроение
 Социальные сети
 Похожие статьи
Мосты Петербурга и его окрестностей XVIII века
История: Мостостроение

Мосты Москвы и ее окрестностей начала XIX века
История: Мостостроение

Русские мосты XVIII века
История: Мостостроение

История русской архитектуры первой половины XVIII века
История: Эпоха феодализма

Русская архитектура вторая половина XVIII — первая треть XIX века
История: Эпоха феодализма

Каменные мосты в XVIII веке
История: Мостостроение

Мосты зарубежных стран в начале XIX века
История: Мостостроение

Мосты зарубежных стран в XVIII веке
История: Мостостроение

Русские каменные мосты XVI века
История: Мостостроение

Русские каменные мосты XVII века
История: Мостостроение

Мосты Петербурга начала XIX века
История: Мостостроение

Мосты в других городах России начала XIX века
История: Мостостроение

Дорожные мосты России начала XIX века
История: Мостостроение

Мосты социалистической Москвы
История: Мостостроение

Мосты Москвы и ее окрестностей XVIII века

Статья добавлена в Сентябре 2015 года
            0



С 1762 года начал свою деятельность Московский филиал комиссии по устройству городов Петербурга и Москвы. Возобновилось строительство каменных мостов на месте уже существовавших деревянных. Незадолго до этого был перестроен архитекторским помощником Семеном Яковлевым Кузнецкий мост (1753—1756), находившийся в центре города и сооружавшийся по проекту архитектора Ухтомского. Пересекая Неглинку, мост начинался у самой Петровки и доходил почти до Рождественки, имея длину 120 и ширину 12 м. Построенный из кирпича с арочными галереями по концам он в 1816 году был разобран.

295. Вид Дворцового моста в Лефортовском дворцовом парке в Москве 
295. Вид Дворцового моста в Лефортовском дворцовом парке в Москве >
Живописная Яуза, вблизи которой на Измайловских прудах располагалась раньше царская резиденция), обогатилась еще в 30-х годах дворцово-парковым ансамблем Анненгоф у Немецкой слободы по проекту Растрелли. Здесь в примыкавшем к парку Головинском саду петровской эпохи был устроен ряд прудов и каналов общей длиной до 3,9 км, снабжавших водой множество фонтанов.

296. Дворцовый мост на р. Яузе в Москве 
296. Дворцовый мост на р. Яузе в Москве >
В 70-х годах этот Лефортовский парк с дворцами переустроен (рис. 295). Через Яузу против Летнего дворца сооружен красивый Дворцовый мост, упоминаемый в известной московской речи Баженова. Гранитный Дворцовый мост, построен в 1777 году архитектором Семеном Яковлевым. Этот первый в Москве крупный мост XVIII века был прекрасно увязан с улицей. В пересечении с Яузой живописным фоном для него служило водное зеркало реки и каналов у миниатюрной «Стрелки» парка. Поэтому архитектура моста имела парковый характер (рис. 296).

297. Ростокинский акведук под Москвой 
297. Ростокинский акведук под Москвой >
Выше по Яузе вскоре (1779—1789 гг.) был возведен под руководством инженеров Бауэра и Герарда известный Ростокинский акведук (ряс. 297), снабжавший Москву мытищенсккой водой. 26 арок поддерживают крытую галерею водопроводного капала. Опоры заложены на сваях, своды его кирпичные. Акведук облицован мячковским камнем. Из-под сводов открывается живописный вид на долину реки Яузы. В конце XVIII века на Нижне-Пресненских прудах и в разных садах Москвы было построено еще несколько небольших каменных мостиков паркового характера.

298—299. Комплекс сооружений в Царицыне 
298—299. Комплекс сооружений в Царицыне >
300. Мост через овраг в парке рабочего поселка Ленино 
300. Мост через овраг в парке рабочего поселка Ленино >
Подъем русской промышленности и строительства в конце XVIII века сопровождался широким развертыванием и ростом национальной архитектуры. Это прекрасно иллюстрируют работы крупных московских зодчих — Баженова, Казакова и др. С особой яркостью национальное направление проявилось в творчестве знаменитого Баженова при создании дворца и мостов в Царицыне под Москвой (1775—1785 гг.). Прекрасно знакомый с художественной жизнью - Европы, критически, творчески воспринявший наиболее прогрессивные методы архитектуры Запада, в то же время тонко чувствовавший русскую старину, Баженов был убежден, что пути русского зодчества — в возрождении прогрессивных черт народного творчества. И он возродил эти формы в комплексе парка в Царицыне (рис. 298, 299), доказав этим жизненность русской архитектурной культуры. Композиция обоих мостов овеяна столь свойственной древнерусскому зодчеству поэтической свободой образа, материала и силуэта.

301. Мост через овраг в рабочем поселке Ленино 
301. Мост через овраг в рабочем поселке Ленино >
302. Фигурный мост в парке г. Ленина 
302. Фигурный мост в парке г. Ленина >
Кирпичные мосты с деталями из резного камня имеют очень простую конструкцию, отвечающую их небольшим размерам. Выполнение мостов в натуре было еще богаче и разнообразнее, чем в проекте. Если двухъярусный фигурный мост при этом был мало изменен, то конструкция боковых частей моста через овраг, лишившись стрельчатых сводов, стала изящнее и оригинальнее. Виртуозно проведенная двуцветность, белокаменные архивольты, пучки колонн, тонкая отдоха подсводной поверхности (рис. 300, 301, 302), богато обработанные превосходным кирпичным орнаментом сквозные отверстия в надсводном строе-нии — придают мосту исключительную оригинальность.

303. Парапет аллеи, соединяющей мосты в парке г. Ленина 
303. Парапет аллеи, соединяющей мосты в парке г. Ленина >
В натуре сильно выиграл по сравнению с проектом красивый парапет, устроенный по бортам аллеи, соединяющей мосты с дворцом (рис. 303). Красочные пятна мостов среди зелени парка между руин незаконченного дворца, поросших столетними деревьями, производят в наши дни незабываемое впечатление й кажутся выхваченными из старинной русской сказки.

В Ленинском парке сохранились еще два гротескных кирпичных мостика через овраг, принадлежащие Баженову. Ознакомление с кирпичными деталями этих мостов и конструкциями дворцовых построек показывает, что Баженов был энтузиастом и одним из пионеров применения целых перекрытий и отдельных конструктивных элементов из кирпича, скрепленного металлом. Он является, таким образом, одним из зачинателей современных армокирпичных конструкций, первоначальные формы которых, вопреки иностранным необоснованным претензиям, появились у нас гораздо раньше, чем за рубежом. Они были известны и применялись еще в XVI веке.

304. Мост-виадук через овраг в Калуге 
304. Мост-виадук через овраг в Калуге >
Между верхним и нижним прудами, а также у села Борисова в Ленинском парке имеются два каменных моста-плотины, относящиеся к концу XVIII века, авторы которых не известны. К тому же времени относится несколько каменных мостов, построенных в подмосковной усадьбе Середникоео и принадлежащих предположительно Старову. Это белокаменный мост через овраг, мост-плотина там же, мосты у пруда и при въезде в усадьбу. Неизвестному же автору принадлежит и замечательный, единственный у нас, двухъярусный мост-виадук через овраг в Калуге (рис. 304), построенный около 1783 года из кирпича с белокаменными деталями. Хотя Калуга не является окрестностью Москвы, но приводим этот факт как дополнительный к другим, являющимся исключительно яркой иллюстрацией барски пренебрежительного отношения к русским мостостроителям, имена которых указывать в царской России считалось совершенно излишним.
Источник: «Мосты и их архитектура», П. В. Щусев, 1952

Понравилась ли вам эта публикация?
0


« Предыдущие статьи
Мосты Петербурга и его окрестностей XVIII века
История: Мостостроение

Русские мосты XVIII века
История: Мостостроение

Русские каменные мосты XVII века
История: Мостостроение

Русские каменные мосты XVI века
История: Мостостроение

Каменные мосты Кавказа и средней Азии XI—XVI веков
История: Мостостроение

Древние русские деревянные мосты XI—XV веков
История: Мостостроение

Мосты западноевропейских государств
История: Мостостроение

Современные мосты Северной Америки
История: Мостостроение

Следующие статьи »
Русские мосты начала XIX века
История: Мостостроение

Мосты Петербурга начала XIX века
История: Мостостроение

Мосты Москвы и ее окрестностей начала XIX века
История: Мостостроение

Мосты в других городах России начала XIX века
История: Мостостроение

Дорожные мосты России начала XIX века
История: Мостостроение

Русские мосты конца XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Мосты Петербурга конца XIX и начала XX веков
История: Мостостроение

Мосты Москвы конца XIX и начала XX веков
История: Мостостроение




Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 10 + 34 =

       



 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2023
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация