Карта сайта · Обратная связь · Поиск
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
Главная > Конструкция зданий > Дизайн объектов > Понятие о типологии видов и форм среды
 Подразделы
Все статьи раздела Основы проектирования Жилые здания Общественные здания Промышленные здания Мобильные жилища Пневматические здания Частные дома Гостиницы Дизайн объектов Примеры зданий Сейсмозащита
 Социальные сети
 Похожие статьи
Дизайн архитектурной среды в системе видов художественного творчества
История: Общая информация

Концепция формирования искусственной световой среды города
Город: Городской дизайн

Градостроительные задачи и средства формирования световой среды
Город: Городской дизайн

Традиционные типы среды и особенности их формирования
Здания: Дизайн объектов

Перспективные и поисковые виды и формы среды, новое в средовом проектировании
Здания: Дизайн объектов

Задачи и приемы проектного формирования архитектурной среды
Здания: Дизайн объектов

Эстетическая организация формы в дизайне архитектурной среды
Здания: Дизайн объектов

Комплексное формирование фрагмента городской среды
Здания: Дизайн объектов

Композиционные средства гармонизации архитектурных форм
Здания: Основы проектирования

Основные компоненты световой среды города
Город: Городской дизайн

Критерии оценки световой среды
Город: Городской дизайн

Теоретическая модель светоцветовой структуры среды в селитебной зоне
Город: Городской дизайн

Колористика предметно-пространственной среды
Здания: Дизайн объектов

Основные свойства архитектурно-пространственных форм
Здания: Основы проектирования

Понятие о типологии видов и форм среды

Статья добавлена в Декабре 2015 года
            0



Для полноценного определения современных тенденций и возможных перспектив художественного проектирования архитектурной среды необходимо свести множество частных и внешне разрозненных представлений о слагаемых и обстоятельствах средоформирования в общую систему, всесторонне и с единых позиций описывающую свойства и характеристики объекта дизайнерского проектирования — собственно среды, классифицировать те разновидности средовых объектов и систем, с которыми приходится иметь дело художнику-дизайнеру, выявив их различия и приметы сходства. В этом случае можно свести в систему и особенности их проектного формирования.

Наиболее достоверным способом объективного описания элементов нашего окружения является типология видов и форм среды — определенным образом организованное перечисление родственных средовых объектов или систем, описывающее каждый фрагмент среды через общие принципы его построения (структуры) и характеристики составляющих. При этом выполняется системное расчленение совокупности окружающих человека средовых ситуаций на характерные стереотипы и составляются их закономерно организованные последовательности (классификация), отражающая изменение ведущих для данного класса (ряда объектов) критериев (признаков). В разных случаях проектировщик может воспользоваться для составления нужной ему типологической конструкции различными классификационными критериями, взяв за основу пространственные, функциональные, инженерно-конструктивные или художественные особенности изучаемого множества, сопоставления по принципу "фрагмент—целое", "проект—постройка", "памятник—окружение" и т.д.

Синтез искусств на фасаде общественного центра. США, Ф. Гери, К. Ольденбург 
Синтез искусств на фасаде общественного центра. США, Ф. Гери, К. Ольденбург >
В большинстве случаев эти принципы зашифрованы уже в самом названии явления, подразумевающем наглядность понятия, знакомство с ним любого человека. Слово "улица" моментально ассоциируется с определенным зрительным образом, иллюстрирующим линейно-узловую организацию элементов среды магистрали или переулка, "стадион" подразумевает центрическое построение структур, образующих спорткомплекс. А уже потом начинается процесс уточнения — через детали объекта — разновидности данного типа средового образования. Причем выявляется его "единственность", определенность сравнением с деталями объектов — инвариантов того же рода.

Понятно, что в реальном мире не существует абсолютной, единственной типологической системы его описания: одна и та же сумма явлений и фактов может быть организована в самые различные типологические ряды в зависимости от выбора принципов их сравнения. Поэтому ни одна из частных или типологических схем не в состоянии описать свойства среды во всей сложности их проявлений. Для этого необходимо их совместное рассмотрение и сопоставление.


Но "проектная" обусловленность средовых типологических построений, нацеленных, в конечном счете, на синтез всех слагаемых дизайнерского произведения в художественных категориях, позволяет ограничить круг возможных критериев. Феномен "среда" понимается дизайнером как постоянно взаимодействующее единство осуществляемой в ее рамках деятельности с самими этими рамками — предметно-пространственным каркасом. Поэтому первичными при составлении типологических классификаций среды следует считать функциональнопространственные параметры породивших ее видов и форм деятельности. Тогда обстоятельства и условия формирования среды будут только уточняться, развивая типологические схемы, построенные на этой базе. Но и в этом случае проявляются два, казалось бы, несопоставимых типа оценок: по размаху, пространственному охвату, и по технологической, социальной направленности, т.е. по назначению.

Первый тип оценок диктует масштабно-пространственную шкалу типологических форм, которая начинается с представления о городе, населенном пункте, ландшафтной ситуации (более крупные — в географическом смысле — единицы пространства, очевидно, уже теряют характер среды, т.е. образования, эмоционально и зрительно связанного с потребителем); затем следуют понятия крупный средо-вый комплекс или система (район, парк), отдельный средовый элемент (магистраль, двор, дом), единичный интерьер и, наконец, фрагмент единичного интерьера или помещения — рабочее место, зона в комнате.

Однако иерархичность приведенного типа логического перечисления далеко не так очевидна, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что каждый последующий уровень перечисления составляется из элементов предыдущего, при этом возникает трудность определения тех единиц, которые обладают свойствами целостности — средовых объектов.

Теоретически к ним относятся целостные средовые образования, характерные ограниченным единством пространственных условий, предметного наполнения и особенностей процесса, для которого они предназначены. Как правило, средовый объект имеет сложное строение, включая ряд средовых единиц меньшего ранга и более узкого назначения, каждый со своими параметрами пространства и оснащения, будучи при этом частью более крупной средовой структуры или цепочки структур.


Как правило, последовательность средовых объектов, принадлежащих к общей структуре, связана с относительным единством природы их ведущих слагаемых, прежде всего — с непрерывностью, "перетеканием" пространственной основы.

Средовые объекты и системы 
Средовые объекты и системы >
Морфологически различаются узловые (локальные, компактные) и линейные (вытянутые вдоль одной оси), каждый со своими особенностями архитектурно-дизайнерского проектирования. Таким образом и соединения одного уровня (комнаты в квартире, зоны площади), и образованные ими более сложные единицы среды (квартиры, площади), — относятся к разряду "объектов". Другое дело — средовая система — организационная или функциональная общность разнесенных в пространстве средовых объектов (фрагментов среды) одного класса, близких по назначению и структуре, разделенных средовыми образованиями принципиально другого типа (например, разделенная улицами и домами система дворов в жилом районе, система станций и путей в транспортной инфраструктуре, сеть разбросанных по городу фирменных магазинов и т.д.). Чересполосица средовых состояний в средовой системе, вызванная резкой сменой функций в рядом лежащих точках пространства, реализуется и в пространственных, и в предметных компонентах среды. При этом протяженности и территории, разделяющие однотипные элементы систем, обслуживающие процесс, который собирает систему в общность, могут принадлежать как к самой системе (перегоны в линии метрополитена), так и к "фоновым", не входящим в систему структурам (уличная сеть как средство подвоза товара к магазинам).

Различают средовые системы территориального характера (промзоны, парки) и системы с сетевой структурой (например, транспортные). Первые, в конечном счете, задумываются как самостоятельные функционально-образные композиции, выделяющиеся в "фоновой" средовой ткани. Вторые обычно имеют более сложную эстетическую основу — с одной стороны, каждый структурный элемент сети должен доказать свою принадлежность к ней, с другой — отразить своеобразие того конкретного места города, где этот элемент размещен. Так, каждая станция метро должна раскрыть свою связь с другими станциями данной линии и обладать неповторимыми чертами, местным колоритом, позволяющим пассажиру легко ориентироваться по пути следования поезда.


Иными словами, среда, в принципе, представляет собой весьма сложно организованную многоуровневую структуру, где даже вопрос выделения того или иного пространственного уровня (объекта проектирования) решается только с учетом всей совокупности обстоятельств, делающих его достаточно цельным по облику и характеристикам.

Второй критерий систематизации форм среды составляет более привычную для проектировщика "типологию назначений", где функция выступает, прежде всего, как технология деятельности, а пространственные параметры задаются соответствующими технологическими требованиями. Это объекты производственные, административные, торговые, жилые и т.д.

Но если в первом ряду фактическим критерием смены качества от объекта к объекту выступает физическая величина — размер архитектурно-градостроительного образования, то во втором дело обстоит сложнее. Здесь мера отсчета — социальный план, она говорит о характере включенности потребителя среды (данного слоя общества, группы людей) в процессы производства, жизни, о коллективности или индивидуальности их действий и т.д. Понятно, что прямое измерение такого критерия какими-то единицами невозможно, но "мощность" его всегда ощущается и потребителем, и проектировщиком.

В практической работе оба типологических ряда как бы пересекаются, составляя своеобразную типологическую матрицу, где "по вертикали" учтены масштабные характеристики типа, а "по горизонтали" — его назначение. И тогда занесенный в определенную ячейку таблицы средовый объект становится эталоном, типом данной среды — с конкретными показателями строения и использования, ориентирующими усилия проектировщика при работе с аналогичными заданиями. При составлении типологических схем надо только помнить, что в большинстве случаев довольно трудно провести четкую границу между рядом лежащими единицами типологической шкалы — современное промышленное производство пронизано элементами общественного и бытового назначения, часто здание и окружающее его пространство составляют единое композиционное целое и т.д.


Систематизация видов и форм архитектурной среды (схема типологической матрицы) 
Систематизация видов и форм архитектурной среды (схема типологической матрицы) >
Комплектность, множественность задач средового проектирования делают чрезвычайно действенными и другие критерии формирования типологических систем.

С этих позиций наиболее заметный водораздел между типами среды лежит в представлениях об открытом пространстве — в парках, жилых дворах, на улицах и площадях, где вместо искусственного покрытия над головой зрителя заходится только небосвод, и пространстве закрытом, среде помещения, здания, которое охватывается понятием "интерьер". Эти формы среды различаются целой гаммой условий и факторов проектирования: они по разному воспринимаются зрителем, по разному связаны с природой, различаются не просто функциями, но и ролью функции в формообразовании объекта.

Так, в большинстве интерьеров технология, особенности деятельности однозначно задают объемно-пространственную основу среды, что ведет к бесчисленности ее архетипов (театральный зал, цех, ресторан, жилая комната и т.д.). Тогда как в "городских интерьерах" функция предельно типизирована, укрупнена, имеет устоявшийся минимум базовых форм (например, улица или площадь), а вариации этих форм связаны не со сменой функции (улица — всегда коммуникация), а ее конкретикой (напряженность пешеходно-транспортного потока, особенности его обслуживания и т.д.).

Названные типологические построения, и это очень важно, нисколько не противоречат еще одной "базовой" классификационной структуре дизайна среды, различающей средовые объекты по степени их приближения к идеалу проектирования — художественному образу. Ибо далеко не все произведения дизайнерского творчества достигают этой вершины — одним суждено остаться просто красивыми вещами, другие будут только "узнаваться в толпе", третьи станут символом "рода" или "семейства" и лишь немногие запомнятся глубиной и неповторимостью идейного, общественного содержания.

К факторам, уточняющим общие типологические критерии, относятся и самые различные средовые реалии. Объекты среды можно различать по степени завершенности (формирующиеся — стабильно живущие), по ведущим геометрическим признакам (линейные, центрические, расчлененные системы), по характеру учета исторических или культурных ценностей (реконструкция, реставрация, ревалоризация среды), по отношению к природному окружению (полностью искусственная среда—природные ландшафтные комплексы) и т.д. И каждый из этих критериев отражает существенные стороны архитектурно-дизайнерского средового творчества, которые выдвигают свои требования к квалификации, опыту, профессиональным навыкам специалиста-проектировщика, особенностям его подготовки, даже — к типу его творческой личности.

Так, для работы со средой, насыщенной памятниками старины, нужны склонность к архивным изысканиям, стилизации, умение вписаться в исторический контекст с новыми элементами или функциями. Парки и сады, где визуальными компонентами композиции выступают "объемы" зелени, "поверхности" воды и газонов, а колористическое решение диктуется сменой времен года, требуют специфических знаний об этих компонентах, их сезонных и возрастных деформациях и других взаимосвязях "живых" форм, образуют особую разновидность "экологического" дизайна среды.

Другими словами, любая типологическая классификация средовых объектов не только описывает их строение или состояние, но и определяет черты того отряда специалистов, который должен профессионально заниматься дизайном среды. Но главное — формирует перечень задач средового проектирования, называет приблизительный набор возможных вариантов их решения, а значит позволяет выделить среди этих задач те, что будут особенно актуальны и для современной архитектурно-дизайнерской деятельности, и для ее дальнейшего совершенствования и развития.
Источник: «Дизайн архитектурной среды», Москва, 2006

Понравилась ли вам эта публикация?
+7


« Предыдущие статьи
Колористика в творчестве архитектора-дизайнера
Здания: Дизайн объектов

Колористическая культура
Здания: Дизайн объектов

Колористика как средство формообразования
Здания: Дизайн объектов

Колористика предметно-пространственной среды
Здания: Дизайн объектов

Архитектурно-дизайнерские средства формирования открытых пространств
Здания: Дизайн объектов

Комплексное формирование фрагмента городской среды
Здания: Дизайн объектов

Классификация открытых архитектурных пространств
Здания: Дизайн объектов

Открытые архитектурные пространства как особый объект проектирования
Здания: Дизайн объектов

Следующие статьи »
Традиционные типы среды и особенности их формирования
Здания: Дизайн объектов

Перспективные и поисковые виды и формы среды, новое в средовом проектировании
Здания: Дизайн объектов

Основные стадии и организация процесса архитектурно-дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Поэтапная разработка архитектурно-дизайнерского решения
Здания: Дизайн объектов

Историческая суть методики приемов дизайнерского проектирования
Здания: Дизайн объектов

Архитектурно-дизайнерское мышление как основа подготовки архитектора
Здания: Дизайн объектов

Задачи и приемы проектного формирования архитектурной среды
Здания: Дизайн объектов




Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 45 + 43 =

       



 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2023
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация