Карта сайта · Обратная связь · Поиск
Читать @arhplan_ru
ArhPlan.ru
Город Здания Элементы Технологии Дизайн Мосты Индустрия История Материалы Справка  
Главная > Конструкция зданий > Мобильные жилища > Отечественный опыт строительства мобильного жилища
 Подразделы
Все статьи раздела Основы проектирования Жилые здания Общественные здания Промышленные здания Мобильные жилища Пневматические здания Частные дома Гостиницы Дизайн объектов Примеры зданий Сейсмозащита
 Социальные сети
Твитнуть
 Похожие статьи
Зарубежный опыт строительства мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Исторические прецеденты строительства мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Отечественный и зарубежный опыт активной сейсмозащиты зданий
Здания: Сейсмозащита

Опыт строительства зданий с сейсмоизолирующим скользящим поясом
Здания: Сейсмозащита

Характер процесса освоения мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Факторы формирования мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Нормативы габаритов помещений мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Патентный опыт проектирования мобильных жилищ
Здания: Мобильные жилища

Критерии экономической эффективности жилищного строительства
Здания: Жилые здания

Опыт применения замораживания грунтов на строительстве метрополитена
История: Метростроение

Санитарно-гигиенические требования к проектированию жилища
Здания: Жилые здания

Малоэтажные жилые дома городского и усадебного строительства
Здания: Жилые здания

Архитектура жилища в Москве 1924—1932 годов
История: Современная архитектура

Условия выбора площадки строительства тепловой электростанции
Индустрия: Тепловые электростанции

Отечественный опыт строительства мобильного жилища

Статья добавлена в Марте 2018 года
            0




В нашей стране в настоящее время различными организациями ведутся научно-исследовательские, проектные и практические разработки мобильных типов жилища для освоения новых районов и других целей.

Научные исследования проводятся в следующих направлениях:

1. По вопросам расселения, планировки и застройки мобильных поселений. Исследования ведутся ЛенНИИПградостроительства, Гипрогором, Институтом географии АН СССР, Институтом географии Сибири и Дальнего Востока СО'АН СССР, СОПСом при Госплане СССР, Институтом экономики и организации промышленного производства СО АН СССР. ЛенЗНИИЭПом разработаны предложения по планировке и застройке мобильных поселков, в которых отработаны системы связи жилья с обслуживанием и с базовым городом.

2. По социально-демографическому обоснованию и типологии мобильных зданий. Исследования ведутся в основном ЛенЗНИИЭПом, социологические исследования проводят также Институт географии АН СССР, Институт географии Сибири и Дальнего Востока, Институт экономики и организации промышленного производства СО АН СССР. ЛенЗНИИЭПом определены социально-экономические предпосылки формирования мобильного жилища в районах освоения, ориентировочная демографическая структура населения мобильных вахтенных поселков, а также даны некоторые рекомендации по типам жилых ячеек, учреждениям обслуживания и объемно-планировочной структуре мобильных зданий.


3. По природно-климатической типологии и районированию. Исследования ведутся ЦНИИЭП жилища, ЛенЗНИИЭПом, Институтом географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР. Этими организациями определены типологические требования к жилищу для различных, в том числе и экстремальных, условий СССР.

4. По конструктивным решениям, экономике и организации строительства. Исследования ведутся в ЦНИИЭП жилища, ЛенЗНИИЭПе, ЦНИИОМТП, ЦНИИЭПграждансельстрое, Красноярском Промстройниипроекте, ЦНИИСКе им. Кучеренко, Гипроспецгазе, Оргэнергострое, Всесоюзном НИИ транспортного строительства и многих других организациях. Перечисленными организациями предложены самые различные виды конструкций из многих материалов, а ЦНИИОМТП разработана классификация инвентарных зданий и система организации их производства и строительства.

5. В области изучения зарубежного опыта. Работа ведется институтами ЛенЗНИИЭП, ЦНИИЭП жилища, ЦНИИОМТП, Красноярский Промстройниипроект, ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, СибЗНИИЭП, НИИ экономики строительства Госстроя СССР, Московским архитектурным институтом. Имеются данные по строительству временных поселков в Северной Канаде, США, Скандинавских странах, ФРГ, Франции и т. д. Необходимо отметить, что материалы по зарубежному опыту, имеющиеся в нашей стране, весьма разрозненны и нуждаются в серьезной систематизации и критическом анализе.


6. Для различных отраслей народного хозяйства ведутся исследования некоторыми авторами по названной проблеме:
  • для сельского хозяйства А. Н. Сахаровым [55, 56]; Г. П.Ва-гулиным [8]; М. Г. Айдарбековым [2] и др.;
  • для добывающей промышленности — В. К. Онуфриевым — золотодобывающая промышленность [45, 46]; Л. И. Графовым — нефтегазодобывающая промышленность [15]; В. Г. Лазаревой — вахтенные поселки [35]; В. В. Владимировым — лесная промышленность [11] и др.;
  • для строительства линейных сооружений и крупных строек — П. С. Нейфахом, Л. И. Зиминым [26]; научно-исследовательской группой института Гидропроект [44, 48] и др.

7. Типовое и экспериментальное проектирование. В настоящее время в нашей стране разработано большое число типовых проектов инвентарных зданий для строительных организаций. В 1972 г. Госстроем СССР, ЦНИИОМТП и ЦИТП был подготовлен перечень типовых проектов инвентарных зданий, отобранных и рекомендованных Госстроем СССР для междуведомственного применения. Большинство этих проектов уже не отвечает современным требованиям. В связи с этим в последние годы все шире развертывается экспериментальное проектирование по новым программам.

В типологическом плане проектирование мобильного жилища для различных целей развивается по следующим основным направлениям:
  • передвижные типы жилища малой вместимости (ЛенЗНИИЭП для Севера, ЦНИИЭПграждансельстрой для Монголии, ТашЗНИИЭП для Средней Азии);
  • мобильные общежития для временных перемещаемых поселков с коротким сроком эксплуатации на одном месте (ЛенЗНИИЭП для Севера);
  • мобильные здания (сборно-разборного и объемного, типов) общежитий, гостиничных и квартирных домов для вахтенных поселков с длительным сроком использования (ЛенЗНИИЭП, ЦНИИЭПграждансельстрой для Севера).

В области разработки конструкций и применяемых материалов определились следующие направления:
  • металлические конструкции — контейнерные (ЛенЗНИИЭП, ЦНИИЭП жилища, Гипролеспром), сборно-разборные (ЛенЗНИИЭП, ЦНИИЭП жилища, Красноярский Промстройнии-проект), передвижные (ЛенЗНИИЭП, Красноярский Промст-ройниипроект);
  • деревянные конструкции — контейнерные на деревянном каркасе с облицовкой водостойкой фанерой и другими эффективными материалами из дерева (ЦНИИЭПграждансельстрой, Гипролеспром, Красноярский Промстройниипроект);
  • конструкции из стеклопластиков (ЛенЗНИИЭП, МАРХИ);
  • армоцементные конструкции (ЛенЗНИИЭП);
  • легкие бетоны на гибкой опалубке (ЛенЗНИИЭП, МАРХИ).

8. Строительство и эксплуатация мобильных зданий. В настоящее время производство инвентарных жилищ в достаточно широких масштабах налажено в основном на заводах Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства транспортного строительства СССР и др. Изготовленные на заводах этих министерств дома серии УГПД, 420 и др. широко применяются в различных климатических районах страны. Известный опыт строительства сборных домов накоплен также Ленморниипроектом, по проектам которого Арктикстроем возводились дома для зимовщиков в Антарктиде; ГСПИ Министерства связи СССР, строительство сборных домов которого осуществлено во многих местах на Крайнем Севере; Красноярским Промстройниипроектом, осуществлявшим экспериментальное строительство и испытания сборных домов в Якутии.

8. Строительство и эксплуатация мобильных зданий. В настоящее время производство инвентарных жилищ в достаточно широких масштабах налажено в основном на заводах Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства транспортного строительства СССР и др. Изготовленные на заводах этих министерств дома серии УГПД, 420 и др. широко применяются в различных климатических районах страны. Известный опыт строительства сборных домов накоплен также Ленморниипроектом, по проектам которого Арктикстроем возводились дома для зимовщиков в Антарктиде; ГСПИ Министерства связи СССР, строительство сборных домов которого осуществлено во многих местах на Крайнем Севере; Красноярским Промстройниипроектом, осуществлявшим экспериментальное строительство и испытания сборных домов в Якутии.

В нашей стране технический уровень строительства постоянно повышается: широко применяются индустриальные методы строительства, увеличивается заводское изготовление типизированных строительных конструкций стационарных зданий и сооружений с применением унифицированных объемно-планировочных решений. К сожалению, влияние технического прогресса не распространилось на проектирование и создание временных мобильных зданий и сооружений.

Строительство объектов, осуществляемое преимущественно на неосвоенных территориях при отсутствии местных строительных баз и постоянных связей с развитыми районами страны, связано с целым рядом трудностей и отмечено существенными недостатками. При сооружении крупных объектов (ГЭС, промышленных предприятий, приисков и др.) подготовительные работы, включающие возведение жилых и культурно-бытовых зданий, производственных и вспомогательных сооружений и т. д., продолжаются часто несколько лет, а иногда на их выполнение затрачивается столько времени, сколько на возведение основных сооружений. Кроме низких темпов строительства наблюдаются высокая стоимость, несоответствие применяемых материалов и конструкций требованиям индустриализации строительства, сроков осуществления проектов и эксплуатации сооружений срокам существования предприятий, особенно высокая трудоемкость работ.

В нашей стране ежегодно на строительство временных зданий и сооружений затрачивается примерно 500 млн. руб. Причем 80 млн. руб. составляют безвозвратные потери, а удельный вес расходов на сооружение временных зданий достигает иногда 20% от сметной стоимости строительства. На строительстве временных сооружений ежегодно занято около 100 тыс. рабочих. Затраты труда на возведение таких зданий при сооружении ГЭС, предприятий металлургии, химической промышленности и других крупных объектов составляют значительную часть общих затрат труда на всех строительно-монтажных работах [63].

Для этих же целей иногда применяются благоустроенные капитальные жилые дома. Такие здания целесообразны, когда имеется разрыв во времени между началом строительства жилого поселка и строительством объекта, но, как правило, этот разрыв бывает (и должен быть) незначительным. Применяемые типы жилища являются неприемлемыми и нецелесообразными в данных условиях, так как не соответствуют условиям проживания людей, специфика работы которых требует постоянного перемещения.

В послевоенный период из-за огромной потребности в жилище для строителей и людей других профессий наряду с каркасно-засыпными зданиями стали широко применяться дома заводского изготовления щитовой конструкции типа «Щ». Они состояли из большого количества деталей разных типов и размеров, что затрудняло комплексную транспортировку больших партий таких домов.

Только после 1950 г. (в период 1950—1960 гг.) рост строительно-монтажных работ и необходимость освоения новых районов вызвали увеличение затрат на временные передвижные здания и сооружения. В связи с этим вопросами создания, изготовления и эксплуатации типов мобильного жилища занимались ряд различных министерств и ведомств применительно к своим нуждам. С помощью ряда проектных организаций были разработаны типовые проекты временных инвентарных зданий и сооружений сборно-разборного типа.

Однако разработанные временные сборно-разборные здания и сооружения были дорогостоящими, неудобны в эксплуатации, многие трудоемки в изготовлении, неудобны при сборке, разборке и перевозке, имели плохие теплотехнические качества и т. п. Кроме этого, на их решение при проектировании оказывали влияние административно-организационные факторы, обусловленные спецификой организации производства определенного министерства или ведомства. В результате каждая из организаций, принадлежащая к тому или иному министерству или ведомству, разрабатывала проекты только для своей системы. Это приводило к невысокому качеству проектов, кустарному способу изготовления и неудовлетворительному использованию временных зданий и сооружений в процессе эксплуатации.

Кроме того, создание мобильного жилища для этих районов велось часто путем механического использования - принципов планировки и застройки населенных мест, типов жилья и общественного обслуживания, а также методов изготовления и строительства, пригодных для развитых районов. В результате особенности характера образа жизни не учитывались, бытовые условия часто не удовлетворяли санитарным требованиям, а организация досуга не соответствовала культурным потребностям людей.

В 1963—1964 гг. в целях упорядочения проектирования и применения временных зданий, а также снижения затрат на их строительство Госстрой СССР поручил ряду научно-исследовательских и проектных организаций провести унификацию временных зданий и на ее основе разработать унифицированные типовые секции (УТС) с типизацией объемно-планировочных и конструктивных решений, создать наборы временных зданий и сооружений для различных отраслей и условий строительства (с учетом их специфики). В результате проектными институтами № 1 и 2 Госстроя СССР, институтами Оргэнергострой Министерства энергетики и электрификации СССР, Гипроспецгаз Министерства газовой промышленности СССР, Гипропром-трансстрой и другими проектными и научно-исследовательскими организациями в 1966—1967 гг. были разработаны типовые проекты унифицированных временных зданий производственного, складского, административного, санитарно-бытового, жилого и общественного назначений.

Кроме общесоюзных секций (УТС) министерства и ведомства разрабатывают типовые секции (ВУТС), учитывающие специфические особенности строительства, осуществляемого данным министерством или ведомством. Так, например, институтом Гидропроект Министерства энергетики и электрификации СССР созданы секции сборно-разборного типа пролетом 12 и 18 м и высотой до 8,4 м (серия 20-00-02) для временных зданий производственного назначения. Выбор размеров этих секций вызван необходимостью ремонта и обслуживания строительных машин и транспортных средств больших габаритов, применяемых в гидростроительстве. Секции серии 20-00-20 выпускает Каунасский комбинат производственных предприятий Министерства энергетики и электрификации СССР.

Гипропромтрансстрой создал ведомственные унифицированные типовые секции сборно-разборного (серия 420-11) и передвижного (серия 420-20) типов. Временные сборно-разборные здания из секций серии 420-11 изготовляет Солгинский домостроительный комбинат в Архангельской области, а передвижные — Волгоградский, Ярославский, Тамбовский и другие вагоноремонтные заводы. Одиночный контейнер серии 420-13 создан экспериментально-конструкторским бюро ВНИИмонтажспецстроя Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. Этот контейнер предназначен для размещения объектов складского, административного и бытового назначений.

Создание УТС временных зданий и сооружений позволило:
  • сократить количество габаритных схем, внедрить секции единых размеров и использовать их при проектировании временных зданий различного назначения;
  • унифицировать конструктивные решения временных зданий, применив два варианта для секций сборно-разборного типа (каркасно-панельные или панельные) и один вариант для секций контейнерного и передвижного типов (например, каркас с обшивкой);
  • добиться соответствия размеров и массы (с оборудованием) секций контейнерного и передвижного типов условиям перевозки их автомобильным и железнодорожным транспортом;
  • обеспечить возможность блокирования однотипных секций с целью объединения в одном здании помещений разного назначения;
  • эксплуатировать временные здания в. различных условиям при температуре наружного воздуха до —40° С и сейсмичности до 6 баллов;
  • обеспечить многократную оборачиваемость временных зданий и снизить затраты труда на их монтаж и демонтаж за счет увеличения степени сборности и заводской готовности элементов, применения болтовых соединений и др.

Таким образом, применение УТС позволило наиболее полно удовлетворить требованиям к конструктивной структуре мобильного жилища. Однако оно не дает возможности комплексно решить архитектурно-планировочные задачи, вытекающие из необходимости организации специфической функционально-пространственной среды проживания людей, ведущих подвижный образ жизни.

В связи с этим были проведены работы по составлению номенклатуры и наборов, дальнейшей унификации и типизации временных зданий и сооружений, а также рассмотрены вопросы по их изготовлению и эксплуатации, при этом способе внимание было обращено на развитие заводского производства унифицированных временных зданий.

С 1969 г. на ряде предприятий страны было налажено заводское производство типовых инвентарных зданий в целях создания надлежащих жилищных и производственных условий для рабочих и служащих подрядных строительных и монтажных организаций, сооружающих объекты на новых строительных площадках в период их освоения и объекты линейного строительства.

Около 81% всего производства инвентарных зданий и помещений различного назначения сосредоточено на предприятиях, подчиненных шести союзным министерствам; Минлеспрому — 31, Минэнерго — 12, МВД — 13, Мингазпрому — 9, Минавтопрому — 8, Минтрансстрою — 8%. Общий объем производства инвентарных зданий и помещений составлял около 500 тыс. м2, контейнерных — 80 тыс. м2, сборно-разборных — около 220 тыс. м2. Но потребности в переждвижных зданиях и помещениях составляли на 1969 г. 65 136 тыс, м2, в том числе передвижных — 15168 тыс. м2, контейнерных — 44158 тыс. м2, сборно-разборных — 5810 тыс. м2 [23].

В результате потребовалось значительное увеличение объема производства за счет как реконструкции и расширения существующих предприятий, так и строительства новых цехов (заводов). Проектный институт № 2 Госстроя СССР создал проект завода по производству цельнометаллических вагонов-домиков типа ВО-8М в г. Кропоткине мощностью 5 тыс. домиков в год. Гипролеспром разработал типовой проект цеха экспериментального производства деревянных инвентарных домов контейнерного типа ГПД с металлодеревянным каркасом мощностью 2,5 тыс. домов в год.

Громадные потребности в мобильных типах жилища в нашей стране обусловливали актуальность вопроса и необходимость быстрейшего его решения, так как выпускаемые в то время передвижные жилища не в полной мере отвечали предъявляемым к ним требованиям. Возникла проблема обеспечения в сравнительно короткий срок большого количества трудящихся, работающих в суровых и тяжелых условиях труднодоступных районов, такими типами жилища, которые способствовали бы гармоничному развитию их физических и духовных сил.

В связи с этим различные научно-исследовательские организации во многих городах нашей страны приступили к теоретическому и экспериментальному изучению этой проблемы: ЦНИИЭП жилища, ЛенЗНИИЭП, СибЗНИИЭП, Красноярский и Норильский Промстройниипроекты, Оргэнергострой, Гипроспецгаз, Мосгипротранс, Гидропроект, ЦНИИСК, им. Кучеренко, ГСПИ связи, Всесоюзный НИИ транспортного строительства, Гипромстрой, Гипроспецсвязь, Гипровостокнефть, Уссурийский Востокгипросельстрой, Магаданский Дальстройпроект и др. В этих организациях на основе предварительных социально-демографических, технико-экономических, психологических и других специфических исследований проведены работы в различных направлениях по решению проблемы мобильного жилища, созданию экспериментальных типов мобильных жилищ для пионерных поселков в Сибири, на Крайнем Севере и в других труднодоступных районах, инвентарных жилых и общественных зданий для временных поселков.

Так, в 1958 г. Ленморниипроектом была сделана первая попытка применения эффективных материалов в условиях полярных районов. Для этой цели был разработан двухэтажный жилой восьмиквартирный дом для условий Арктики. Этот проект не был осуществлен, но опыт, накопленный при его разработке, представил большой интерес и широко был использован при дальнейшем проектировании домов из эффективных материалов.

В качестве примера сборно-разборных домов из пластмасс можно привести и другие ранние работы: это запроектированные, а затем изготовленные в 1961 г. Красноярским Цромстрощ ниипроектом опытные образцы жилых домов из пластмассы для строительства в районах Якутской АССР.

Не менее интересен осуществленный в 1961 г. Ленинградским филиалом АСиА СССР (в настоящее время ЛенЗНИИЭП) совместно с институтом Ленниипроект и трестом Оргтехстрой проект первого отечественного экспериментального одноквартирного дома с самонесущими конструкциями из пластмассы, не рассчитанного на повторение и ставившего целью проверку возможностей изготовления различных строительных изделий из пластмассы, включая и крупногабаритные элементы ограждающих конструкций, а также изучение приемов его монтажа и проверку зданий в эксплуатации.

Экспериментальной базой ЛенЗНИИЭПа был создан проект и осуществлена модель передвижного жилого дома (общежития на 5—6 человек) из пространственных армоцементных конструкций для пионерных поселков в малоосвоенных районах страны. Предполагается изготавливать такие дома на оборудованных стационарных полигонах с использованием передвижных механизированных колонн. Дом имеет линзообразную форму благодаря форме базовых стыкующихся скорлуп и представляет собой укрупненную жилую единицу с обслуживающим узлом. Использование этого принципа позволило в 1974 г. разработать экспериментальные передвижные дома-общежития на 4 и 10 человек из сферических оболочек для Северного строительно-климатического района.

Интересны также проекты Ленморниипроекта: экспедиционный дом для поселка Молодежный в Антарктиде, который использовался как общежитие на 20 человек, малогабаритный дом для Арктики из пластмассы в поселке Амдерма, а также проект Красноярского Промстройниипроекта малогабаритного пластмассового дома для обходчиков линии электропередачи Вилюй-Окой ГЭС по трассе Ленек—Мирный—Чернышевск—Айхал, проходящей по незаселенной и бездорожной местности.

Рассмотрим на примере работ некоторых организаций первый опыт проектирования и создания мобильных поселков из различных элементов сборно-разборного и объемного типов в нашей стране.

Ленморниипроектом в 1967 г. был разработан проект комплекса зданий для проживания 50 человек в условиях полной автономности в районах Арктики. Он состоит из трех основных зданий жилого и служебного назначения, объединенных крытыми теплыми переходами. Кроме того, этой же организацией был разработан проект передвижного поселка-комплекса, где основной компоновочной единицей были вагоны-блоки, изготовленные Козловским домостроительным заводом. Эти вагоны-блоки имеют одинаковые габариты (2,32X4,92 м, высота 2,25 м), но в зависимости от назначения — различное оборудование, которым они оснащаются полностью на заводе. Для ввода в действие их необходимо на месте строительства только присоединить к наружным временным санитарно-техническим и энергетическим коммуникациям.

Вопросами создания инвентарных передвижных зданий и сооружений и поселков из них для расселения трудящихся, работающих в необжитых малоосвоенных или труднодоступных районах страны, занималась также группа специалистов Всесоюзного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института Гидропроект им. С. Я. Жука. Ею был разработан проект инвентарного сборно-разборного бесфундаментного жилого дома из объемных блоков заводского изготовления (ПДУ — передвижной дом удлиненный) и поселка из них.

По внутренней планировке помещений различают два типа домов ПДУ: для семейного заселения и заселения одинокими рабочими. Стыковка блоков производится по длинной стороне, что создает удобную для жильцов планировку квартиры.

Помимо разработки отдельных домов, в институте Гидропроект был создан проект инвентарного поселка из сборно-разборных домов типа ПДУ на 400 строительных рабочих. В состав поселка входят как жилые дома, так и здания культурно-бытового обслуживания, которые компонуются из двух или нескольких блоков таких же габаритов, как и блоки жилого дома ПДУ. В комплект поселка на 400 рабочих входит 40 жилых домов для семейных, 52 общежития для заселения одинокими, столовая на 56 мест, магазин на 4 продавца. В поселке предусмотрены: красный уголок с библиотекой, детский сад-ясли на 25 детей, ателье бытового обслуживания, медицинский пункт, АТС и радиоузел, душевая и прачечная, контора поселка с квартирой коменданта, складские помещения, котельная, электростанция, пожарный пост и др.

Применение сборно-разборных домов из объемных блоков заводского изготовления позволило: приблизить уровень благоустройства и комфортабельности в доме к квартирам в капитальных домах, обеспечить многократную оборачиваемость дома путем простейшего демонтажа, перевозки и сборки его для использования на новой строительной площадке, гарантировать необходимую прочность и жесткость в условиях неоднократных перегрузок, свести к минимуму работы по устройству фундаментов для дома на строительной площадке. Детали и конструкции дома были полностью изготовлены на заводе, а размеры дома или составных его блоков допускали перевозку их железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, а также возможность перемещения дома в пределах строительной площадки тягачом на специальных санях.

Вопросами создания поселков-комплексов для различных условий освоения занимается также ЛенЗНИИЭП. Так, на основе опыта проектирования, строительства и эксплуатации первого отечественного дома из пластмасс были разработаны проекты трех типов поселков на 100 человек .каждый из сборно-разборных зданий с несущими конструкциями из пластмассы пролетом 3 и 7 м.

Применяемые конструкции дают возможность формировать на единой конструктивной схеме и планировочном модуле различные по размерам и по назначению объемные элементы (общежитие на 8 человек, столовую, магазин, склад, медпункт с изолятором, клуб, радиоузел) как отдельно стоящие, так и сблокированные или соединенные крытыми переходами (в зависимости от требований).

Прямым продолжением предыдущих научно-исследовательских работ ЛенЗНИИЭПа в области проектирования временных мобильных жилых и общественных зданий для I климатической зоны явилась разработка типовых инвентарных жилых и общественных зданий для передвижных пионерных и вахтенных поселков строителей I климатической зоны в различных мерзлотно-грунтовых условиях.

Проведенное научное обоснование и составление функциональных наборов инвентарных зданий позволили формировать в одном случае автономные здания-комплексы, собранные из функционально различных объемных элементов, в другом — создавать компактные жилые образования с единым планировочным и конструктивным модулем — блок-контейнером. Применение таких инвентарных зданий даст возможность решить не менее важную проблему создания поселений, в которых можно менять не только их местоположение, но и вместимость, а также контингент людей.

Исследование проектов мобильного жилища, разработанных различными проектными организациями, позволило выявить характерные тенденции в развитии конструктивных решений, применяемых материалов.

Учитывая специфические условия полного бездорожья, отсутствие на местах предприятий строительных материалов, крайнюю отдаленность от развитых районов страны и другие факторы, можно утверждать, что для решения проблемы в первую очередь необходимо внедрение новых методов организации строительства, которые приведут к максимальному снижению затрат труда, высоким темпам создания объектов промышленного и гражданского назначения, высокому уровню благоустройства поселений, снижению стоимости строительства. Достичь этого можно путем создания мобильных типов жилья и обслуживания, которые, отвечая специфическим требованиям организации труда и быта, обеспечивали бы высокую степень заводской готовности, транспортабельности, быстроту монтажа в проектное положение и демонтажа, эффективное соотношение объемов в транспортном и эксплуатационном состояниях, многократность использования (инвентарность). Очевидно также и то, что по техническим задачам проектирование мобильных сооружений ближе к проектированию машин или самолетов, чем обычных зданий. Такие сооружения невозможно выполнить из традиционных материалов (кирпича, тяжелого бетона и других) и существующими способами монтажа, так же как нельзя представить себе автомобиль, собранный вне завода.

Поэтому одним из способов создания благоустроенного жилья в отдаленных районах является использование для изготовления мобильных типов жилища высокоэффективных материалов (пенопласта, стеклопластиков, позволяющих выполнять конструкции различных форм, алюминия и др.) с организацией в освоенных районах индустриального производства сборных или полностью готовых к эксплуатации домов из эффективных материалов с последующей доставкой их на место самолетами, водным путем или другими видами транспорта, целесообразными в данной местности.

Осуществление этого способа не вызывает особых трудностей и не требует сложного оборудования. Ввиду того, что при освоении труднодоступных районов используются в основном привозные строительные материалы, стоимость строительства определяется транспортными расходами на перевозку этих материалов (кроме того, учитывается также стоимость расхода материалов, трудозатраты на изготовление, сборку и разборку). Стоимость возведения сборных домов из эффективных материалов (пластмассы и алюминия) в труднодоступных районах дешевле стоимости домов из традиционных материалов, несмотря на большие расстояния перевоза, высокий тариф авиатранспорта и высокую стоимость исходных материалов. Эффект создается за счет громадной разницы в массе дома (одна трехкомнатная квартира пенопластового дома весит всего 5—6 т), стоимости рабочей силы, общего сокращения трудовых затрат по строительству и возможности сборки домов в любое время года.

Перспектива жилищного строительства в отдаленных районах требует необходимости дальнейших исследований по организации производства зданий и сооружений из эффективных материалов. Дома из таких материалов легки и транспортабельны, многоразовая сборка и разборка их практически не будет сказываться на их эксплуатационных качествах вследствие высоких физико-механических свойств полимерных материалов. Применение зданий и сооружений из эффективных материалов поможет разрешить сложную проблему освоения труднодоступных районов, где специфические требования обусловливают необходимость неоднократного перемещения зданий и сооружений в условиях отсутствия транспортных связей. Такая организация строительства и ее рациональность были неоднократно проверены экспериментами, полностью подтвердившими высокую экономическую эффективность строительства из легких эффективных материалов в отдельных районах Крайнего Севера.

Известной тенденцией в области индустриального домостроения, связанной с применением легких строительных материалов, является укрупнение сборных изделий и переход от плоскостных элементов к пространственным, что. ведет к появлению новых формообразований мобильных зданий. Применение легких эффективных материалов способствует дальнейшему укрупнению сборных элементов. Очевидно, логическим завершением этого явится укрупнение элементов до размеров первичной структурной единицы, что подтверждает выявленную тенденцию в развитии конструкций мобильных зданий — переход от сборных элементов к объемным за счет их укрупнения.

Легкие синтетические материалы освобождают архитектора от ограничений и скованности, предопределяемых и обусловленных традиционными материалами, открывают неограниченные возможности формообразования зданий, повышают их композиционно-художественные свойства и пластическую выразительность, значительно увеличивают разнообразный набор форм жилых ячеек. Кроме того, применение синтетических материалов дает многообразие цветового решения сооружений и комплекса в целом. Существующая в настоящее время «серая» застройка временных мобильных поселений отрицательно влияет на психолого-эстетическое восприятие, на настроение людей, живущих в этих поселках. В данном случае выявляется еще одна функция цветовых пластиков в решении мобильных поселений. Находясь в отдаленном, труднодоступном, часто однообразном по ландшафту районе, жилые поселения, имеющие колоритное цветовое решение, могут служить ориентиром для авиации и людей.

На основе изложенного относительно практики создания мобильного жилища в нашей стране можно считать, что степень изученности и экспериментальной проработки по различным направлениям рассматриваемой проблемы неодинакова. В региональном плане наибольшее количество проработок приходится на северные районы. Это диктуется нуждами сегодняшнего дня и ближайшими перспективами. Для южных экстремальных районов и прибрежных шельфов научные и проектные разработки практически еще отсутствуют.

В части выбора конструкций главное внимание уделяется металлическим конструкциям каркасного и блочно-контейнерного типа. Несколько меньше проработок по деревянным и пластмассовым конструкциям, несмотря на рациональность применения последних, доказанную многими исследованиями. Причем разработка конструктивных решений мобильного жилища составляет основную долю исследований, в то время как разработка принципов функционально-пространственной организации мобильных поселений почти отсутствует или носит глобальный характер.

В архитектурно-типологическом плане больше всего проведено исследований и сделано проектов по временным и вахтенным поселкам с относительно продолжительным сроком их использования на одном месте, в то время как проработок по мобильным (постоянно перемещаемым) поселкам недостаточно. В связи с этим наименее исследованным вопросом в этой области является проектирование, формирование и создание на базе мобильных зданий функционально законченных постоянно перемещаемых жилых образований, в пределах которых могли бы осуществляться основные процессы жизнедеятельности людей.
Источник: «Мобильное жилище для Севера», Н. А. Сапрыкина, 1986

Понравилась ли вам эта публикация?
+1


« Предыдущие статьи
Исторические прецеденты строительства мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Критерии оценки типов мобильных жилищ
Здания: Мобильные жилища

Факторы формирования мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Типы временных поселений
Здания: Мобильные жилища

Характер процесса освоения мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Предпосылки к созданию временного жилища
Здания: Мобильные жилища

Архитектурное решение гостиниц и их градостроительная роль в застройке
Здания: Гостиницы

Помещения служебные, бытовые и инженерного оборудования гостиницы
Здания: Гостиницы

Следующие статьи »
Зарубежный опыт строительства мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Классификация мобильных зданий
Здания: Мобильные жилища

Функционально-планировочное сопоставление типов мобильных зданий
Здания: Мобильные жилища

Состав помещений мобильных зданий и их взаимосвязь
Здания: Мобильные жилища

Психолого-эстетические факторы организации мобильных зданий
Здания: Мобильные жилища

Типы жилых ячеек и их планировочная структура
Здания: Мобильные жилища

Нормативы габаритов помещений мобильного жилища
Здания: Мобильные жилища

Экспериментальное проектирование мобильных жилищ
Здания: Мобильные жилища




Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code


Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 46 + 29 =

       



 
Карта сайта · Обратная связь · Поиск · ARHPLAN.ru © 2014–2021
Градостроительство · Конструкция зданий · Элементы зданий · Технологии строительства · Архитектурный дизайн · Мостостроение · Промышленные предприятия · История архитектуры · Стройматериалы · Справочная информация